Методика работы со словарными словами
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
. Умение правильно и быстро писать словарные слова – важный навык. Словарные слова не проверяются. Нет правил их написания. Их надо учить.
Вашему вниманию предлагается методика работы со словарными словами на уроке русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как писать словарные слова без ошибок? | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы со словарными словами
Федотова Ольга Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»
г. Старый Оскол
Как писать словарные слова без ошибок?
Этим вопросом задаются и обучающиеся и родители и учителя. Умение правильно и быстро писать словарные слова – важный навык. Словарные слова не проверяются. Нет правил их написания. Их надо учить.
Вашему вниманию предлагается методика работы со словарными словами на уроке русского языка. Необходимо выполнять следующие правила, виды и игры работ со словарными словами.
Правило №1
На каждом уроке русского языка проводить словарную работу.
Правило №2
Проговаривать слова, так как они пишутся, т.е. орфографически, выполняя работу устно.
Примеры:
МОЛОКО – (М О Л О К О), а не МАЛАКО
КОЛЛЕКЦИЯ – (К О Л Л Е К Ц И Я), а не КАЛЕКЦЫЯ
ПАССАЖИР – (П А С С А Ж И Р), а не ПАСАЖЫР
Правило №3
Учимся правильно писать словарные слова, выполняя работу письменно.
Разнообразие видов работ со словарным словом повышает активность и осознанность действий обучающихся на уроках русского языка. Значительно улучшает речевое развитие и качество их знаний.
Виды работы со словарными словами
1.Запиши словарные слова в алфавитном порядке:
Антенна, корабль, песок, собака, победить, праздник, жужжать, завтра,
вдруг, береза, корова, ученик, север, сегодня, овощи.
2.Раздели словарные слова на группы: (одушевленные и неодушевлённые):
Учитель, яблоня, экскурсовод, вагон, арбуз, девочка, пловец, помидор,
соловей, ребята, пенал, пассажир, растение, пловец.
3.Запиши слова с безударной гласной «о» в первый столбик. Во второй столбик с безударной гласной «а»:
Карандаш, горох, ворона, овес, растение, огород, топор, аллея, капуста, портфель, урожай, портфель, магазин, картофель.
4.Запиши слова с ударением на первый слог, на второй слог, на третий слог:
Москва, овощи, язык, пожалуйста, троллейбус, восток, урожай, фонтан, январь, адрес, библиотека, воробей, расстояние, пассажир, валенки.
5.Раздели слова по частям речи:
Аккуратный, памятник, победить, чувствовать, русский, октябрь, до свидания, весело, обедать, приветливо, метро, чувство.
6.Разделить слова по склонению:
Автобус, болото, воскресенье, колыбель, картофель, морковь, сентябрь, привет, совет, серебро, коллекция, космонавт, пшеница, перрон, фонтан, ромашка.
7. Составь словосочетания:
арбуз | коллектив |
победа | растение |
яблоня | вместе |
сирень | аппетит |
север | ребята |
капитан | жёлтый |
группа | трактор |
ботинки | урожай |
Аппетитный арбуз, коллективная победа, урожайная яблоня, сиреневый трактор, северное растение, вместе с капитаном, ребята в группе, жёлтые ботинки.
8.Составь предложения, состоящие только из словарных слов.
В библиотеке ученик читает о космосе и о героях-космонавтах.
В портфеле у капитана коллекция карт России.
Пловец преодолел расстояние с запада на восток.
Москва приветливо встречает гостей города.
На перроне пассажир рассказал о северной столице нашей Родины.
9.Запиши однокоренные слова:
солома | аптека | малина |
соломинка | аптечка | малиновый |
соломенный | аптекарь | малинка |
соломка | аптечный | малинник |
10.Образуй и запиши однокоренные имена собственные:
горох | Горохов |
соловей | Соловьёва, Соловей |
суббота | Субботин |
яблоня | Подъяблонский, Яблочков |
серебро | Серебров, Серебрянников |
Игра в словарные слова
Этот вид работы на уроке очень нравится обучающимся. Они с удовольствием играют в эти игры. На уроке играем только в одну из этих игр.
1.Учитель произносит слово, как оно пишется (орфографически), а ученик произносит слово, как оно звучит в обычной речи (орфоэпически).
Например: (М О Л О К О – МАЛАКО) и т.д.
2.Учитель произносит слово, как оно звучит в обычной речи (орфоэпически), а ученик проговаривает слово (орфографически).
Например: (ПАЛЬТО – П А Л Ь Т О) и т.д.
Если ребёнок не знает как правильно пишется слово, он обязательно произнесет это слово с ошибкой (П О Л Ь Т О).Учитель эту ошибку услышит и поработает над этим словом еще раз.
Играя в эти игры, учащийся слышит разницу в произношении слова и его написания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....
методика работы со словарными словами
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится занимат...
Методика работы со словарными словами
Как писать словарные слова без ошибок? Этим вопросом задаются и обучающиеся и родители и учителя. Умение правильно и быстро писать словарные слова – важный на...
Методика работы со словарными словами на уроках русского языка
В статье я делюсь своим опытом работы по работе на уроках русского языка со словарными словами. Считаю такую работой важной, нужной и всегда актуальной, которая приносит результаты всегда....
Презентации "Словарная работа " к методической разработке "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс
Презентации для работы со словарными словами...
Методика работы со словарными словами.
Работа была опубликована в 2007 году Формирование социальной зрелости личности в региональном образовательном пространстве: Сборник научных материалов / под науч.ред. С.В. Паниной, А.В. Мордовск...