задания для олимпиады по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)
задания для олимпиады по русскому языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный тур олимпиады по русскому языку
4 класс
1. Прочитайте текст. Найдите и выпишите слова, соответствующие данным ниже характеристикам.
Великолепный павлиний хвост – это совсем не хвост! Хвост у павлина скромный незаметный. А пышный веер, который блестит и сверкает - это большие перья надхвостья.
3 слога, 8 букв, 9 звуков -_______________________________________________________
2 слога, 4 буквы, 5 звуков -______________________________________________________
3 слога, 7 букв, 7 звуков -_______________________________________________________
2. Переставь буквы так, чтобы получились новые слова:
Лоза, куст, парк, лето, весна, сосна, рост, сокол, льют
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.____________________________________________________________________
Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает._________________________________
____________________________________________________________________________
4. Запиши предложения буквами по правилам орфографии:
[пашолй’авл’эсна й’олкувл’эссижунай’эл’иштопволк’ин’исй’эл’и]
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какими частями речи могут быть следующие слова? Составь с ними предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Ожог, стих, печь, мелок, жаркое.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Составьте и запишите сложные слова:
Мух ловит, овец разводит, варит кашу, волны режет, хранит воду, звёзды считает_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Образуй от прилагательных глаголы:
Ясный - _________________ грязный - ___________________________
Густой - ________________ чистый - ____________________________
8. Образуй множественное число от имён существительных:
Вещество, сердце, весло, время, окно, сапог, небо.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Подчеркни слова с суффиксом -чик-:
Ключик, стульчик, мячик, перчик, карманчик.
10. Найди и выдели окончания в словах:
Доброта, плохо, зелень, пальто, зелёный.
11. Составь схемы предложений.
Ползут по деревьям туманы, фонтаны умолкли в саду.
Тростник шумел, шуршал и слушал, как в речке плещется вода.
Что ты, ивушка, загрустила, ветви тонкие опустила?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Составь из букв данного слова существительное другого склонения, укажи тип склонения во всех словах:
кукла - ____________________________________________________________________
тьма - ____________________________________________________________________
кочан -_______________________________________________________________________
банка - ______________________________________________________________________
Ключи к олимпиаде по русскому языку 4 класс
№ | Ответы | Количество баллов |
1 | Сверкает Веер Большие | (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Всего 3 балла |
2 | Зола, стук, карп, тело, навес, насос, сорт, колос, тюль | 9 баллов |
3 | 1. Тише едешь - дальше будешь. 2. Язык до Киева доведёт. | 2 балла |
4 | Пошёл я в лес, на ёлку влез, сижу на ели, чтоб волки не съели. | 3 балла |
5 | Ожог – сущ, глаг; стих - сущ, глаг; печь - сущ, глаг; жаркое - сущ, прил; | 8 баллов |
6 | Мухолов, овцевод, кашевар, волнорез, водохранилище, звездочёт | 6 баллов |
7 | Например: прояснить, густеть, загрязнить, отчистить | 4 балла |
8 | Вещества, сердца, вёсла, времена, окна, сапоги, небеса | 7 баллов |
9 | Стульчик, карманчик | 2 балла |
10 | Доброта, плохо_, зелень_, зелёный, пальто_. | 5 баллов |
11 | (Правильность оценивает учитель) | 3 балла |
12 | Кулак – 2спр., мать – 3спр., ночка – 1спр., кабан – 2спр. | 8 баллов |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку 4 класс 2018 год ( школьный тур)
Ф.И_________________________________класс_____________
1. Прочитай слова, поставь знак ударения.
Поняла, квартал, каталог, звонит, торты, красивее, пальцами, туфлями.
2. Подбери и вставь в таблицу общий корень, чтобы получились три разных однокоренных слова.
л | ю | ||||||
и | т | ь | |||||
у | ш | к | а |
3. Измени порядок слогов и букв, чтобы получились слова:
Еникуч _________________ Народи __________________
Релката________________ Подорми__________________
4
. В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
А) сел
Б) съел
В) сяду
Г) съешь
5. . Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Известн… кафе
старин… рояль
прозрачн… тюль
хохлат… какаду
чёрн… вуаль
горяч… кофе
детск… шампунь
стар… мозоль.
6. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа, запишите:
Носки__________________________________________________
Бока_________________________________________________
Яблоки _________________________________________________
Ботинки _________________________________________________
Гусары___________________________________________________
Помидоры ________________________________________________
7. Какие существительные не имеют категории рода? Приведите примеры.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. К данным устойчивым сочетаниям напиши близкий по значению глагол в том же лице и числе, как в устойчивом сочетании. Определи лицо и число глаголов.
а) Обведешь вокруг пальца – ____________________________________________
б) Выбьетесь из сил – __________________________________________________
в) Пропускает мимо ушей –_____________________________________________
г) Зарубим на носу –___________________________________________________
9.Прочитай. Пронумеруй так, чтобы получился связный текст.
□1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
□2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
□3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
□4) Шёл я однажды зимой по лесу.
□5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
10. Перед тобой фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти
предложения буквами по правилам орфографии.
[пашол йа в л'эс/ на йолку вл'эс// сижу на йэли/ штоб волки ни сйэли]
Ключи
школьной олимпиады по русскому языку среди учащихся 4 классов
2018– 2019 учебный год
1. ПонялА, квартАл, каталОг, звонИт, тОрты, красИвее, ПАльцами, тУфлями.
2. Кормлю, кормить, кормушка. Возможны варианты.
3. ученик, родина, тарелка, помидор
4. г
5. ИзвестнОЕ кафе
старинНЫЙ рояль
прозрачнЫЙ тюль
хохлатЫЙ какаду
чёрнАЯ вуаль
горячИЙ кофе
детскИЙ шампунь
старАЯ мозоль.
6.Носков. Боков. Яблок. Ботинок. Гусар. Помидоров.
7. Не имеют категорию рода существительные, которые употребляются во мн.числе
8. ОБМАНЕШЬ – 2Л. ЕД.Ч
УСТАНЕТЕ – 2Л. МН.Ч
НЕ СЛУШАЕТ – 2Л.ЕД.Ч
ЗАПОМНИМ – 1 Л. МН.Ч
9. 4), 3), 5), 2), 1).
10.Пошёл я в лес, на ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.
Предварительный просмотр:
Тестовые задания
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель
2. Какое слово написано с ошибкой?
А) бреют
Б) клеют
В) реют
Г) сеют
Д) тлеют
3. Найди верный ответ.
А) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
Б) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов
В) Окончание — это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов
4. В каком слове пишется ъ ?
А) с…езд
Б) с…бить
В) с…играть
Г) в…ётся
5. В каком слове содержаться согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки?
А) кошка
Б) мышка
В) лампа
Г) гуси
6. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в мужском роде:
А) у пушистой белки
Б) по широкому полю
В) в настенном календаре
7. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы: В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман.
А) а, е, а, и
В) о, е, а, и
Б) о, и, а, и
Г) о, е, а, е
8. Найди имя прилагательное:
А) гербарий
В) узкий
Б) санаторий
Г) дежурный
9. В каком словосочетании допущена ошибка:
А) прочитать в книге
В) сорвать с сирени
Б) гулять по улице
Г) рассуждать о совесте
10. Найди грамматическую основу предложения: Маленькая лень большое горе приносит.
А) лень приносит
Б) горе приносит
В) малая лень
Г) большое приносит
Открытые вопросы
Вопрос 1
Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом — …
Шайбы по весне считают — …
Когда в соседях согласья нет — …
Вопрос 2
Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?
Вопрос 3
Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы —
Все прекрасные пловцы.
Вопрос 4
Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
1)Каллиграфия — …
2)Орфография — …
3) Эгоизм — …
Вопрос 5
Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Жар солнца — жар чувств;
Каменное здание — каменное сердце;
Строить планы — строить мост;
Творческие задания
Задание 1
Ответь на вопросы:
а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
б) Какую соль не кладут в суп?
в) Из какого крана не льётся вода?
г) Какой лук не режут в салат?
д) По какому мостику нельзя перейти реку?
Задание 2
Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.
Задание 3
Подобрать синонимы к словам:
работа –
громкий –
дремучий (лес) –
печаль –
кричать –
Задание 4
Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву
Задание 5
Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.
1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
4) Шёл я однажды зимой по лесу.
5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | Б | Б | А | А | А |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | В | В | В | Г | А |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1: Готовь сани летом, а телегу — зимой. Цыплят по осени считают. Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт.
Ответ на вопрос 2: Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров.
Ответ на вопрос 3: Аквариум; звук [а] — 16 раз, звук [о] — 8 раз
Ответ на вопрос 4: 1 — Чистописание; 2 — Правописание; 3 — Себялюбие.
Ответ на вопрос 5: жар чувств, каменное сердце, строить планы.
Ответы на творческие задания
Пример ответа на творческое задание №1:
а) Скрипичным ключом; ключом, который бьёт из-под земли (родником).
б) Морскую соль; ноту соль.
в) Из подъёмного крана.
г) Из лука, который служит для метания стрел (оружие).
д) По капитанскому мостику
Пример ответа на творческое задание №2
одеть кого-то или что-то, надеть на себя.
Пример ответа на творческое задание №3
работа – труд;
громкий – шумный;
дремучий (лес) – непроходимый;
печаль – тоска;
кричать – вопить.
Пример ответа на творческое задание №4
река-рука-щука-щека
Пример ответа на творческое задание №5
4), 3), 5), 2), 1)
Олимпиада по русскому языку 4 класс
Предварительный просмотр:
Районная олимпиада по русскому языку 2006-2007 учебный год.
1.Выпиши слова, в которых есть звук [й]
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя ...
2. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.
Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.
3. Напишитe два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки.
4. Составь из букв данного слова существительное дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.
кукла-
тьма-
кочан-
банка-
5. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их.
а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери?
б) Витя, не надо краба ртом трогать.
6. Заменн данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться - …
б) Очень тесно - …
в) Усиленно думать над трудным вопросом - …
г) Хорошо запомнить - .....
7. Вспомни н запипш русские пословицы похожие с данными по смыслу.
а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
б) Сын леопарда - тоже леопард. (Африка)
в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)
8. Поставь в словах знак ударения.
Завидно, красивее, гусеница, жаворовок, звонит, засуха.
9. Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Антракт, дегустация, лозунг, финал.
10. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.
При ( ... ) ец, каб ( ... ) окошко, часто( ... )ос, ме( ... )олад.
Ответы на районную олимпиаду по русскому языку 2006-2007 vч.г.
1. Змея, своя, я, извиваясь.
2. Лапа, пир, тир.
3.
4. кукла (1) - кулак(2)
тьма( 1 ) - мать (3)
кочан(2) - ночка (1)
банка (1) - кабан (2)
5. а) Маршак б) Барто
6. А) Брать себя в руки.
Б) Яблоку негде упасть.
В) Ломать голову.
Г) Зарубить себе на носу.
7. А) Шило в мешке не утаишь.
Б) Яблоко от яблони недалеко падает.
В) Мал золотник, да дорог.
8. ЗавИдно, красИвее, гУсеница, жАворонок, звонИт, зАсуха
9. Антрaкт – перерыв,дегустапия – проба, лозунг - призыв, финал - конец.
10. При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)олад.
Предварительный просмотр:
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель
2. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:
В гостинице —
В монастыре —
В поликлинике —
В поезде —
В музее —
3. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
4. Найдите в стихотворении однокоренные слова.
Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
5. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
1.А вы, друзья, как ни садитесь,
2.Когда в товарищах согласья нет,
3. Чем кумушек считать трудиться,
4. Ты всё пела? Это дело: так
6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
Ответ: корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчиха.
7.Разгадай и запиши предложения:
И аз йокрог, и доп йокрог,
доП йозёреб, и доп йоклё,
имадовороХ и в дяр
В хапялш ыцдолом тяотс.
Ответ : «зеркальная» запись слов, читай наооборот.
Критерии к оцениванию.
Олимпиада школьников
Русский язык, 4 класс, задания.
Время выполнения 90 мин.
Максимальное кол-во баллов – 36
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель
Ответ: камыш- мышь
Критерии к оцениванию.
Верно записанное слово – 5 баллов.
2. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:
В гостинице —
В монастыре —
В поликлинике —
В поезде —
В музее —
Ответ: Гостиница — номер, монастырь — келья, поликлиника — кабинет, поезд — купе, музей — зал.
Критерии к оцениванию.
За каждое верно записанное слово – 1 балл.
3. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
Ответ: Прилагательное, существительное, существительное, существительное
Критерии к оцениванию.
За верно определённую часть речи – 1 балл.
4. Найдите в стихотворении однокоренные слова.
Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
Ответ: Вода, вод, водоотвод, водоворот.
Критерии к оцениванию.
За каждое слово – 1 балл.
5. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
Ответ:
1.А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь («Квартет»)
2.Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (Лебедь, Щука и Рак)
3. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Зеркало и Обезьяна)
4. Ты всё пела? Это дело: так, поди, же попляши! (Стрекоза и Муравей)
Критерии к оцениванию.
За каждый фразеологизм – 1 балл + 1балл за название басни
6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
Ответ: корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчиха.
Критерии к оцениванию.
За верный ответ 5 баллов, 1 ошибка 2 балла.
7.Разгадай и запиши предложения:
И аз йокрог, и доп йокрог,
доП йозёреб, и доп йоклё,
имадовороХ и в дяр
В хапялш ыцдолом тяотс.
Ответ : «зеркальная» запись слов, читай наооборот.
Критерии к оцениванию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для олимпиады по русскому языку - 2 класс
в данном документе предлагаются примерные задания для олимпиады по русскому языку - 2 класс...
Задания к олимпиаде по русскому языку. 1 класс
Олимпиада - это праздник знаний. Олимпиады по предмету способствуют укреплению знаний, воспитвают познавательный интерес к предмету, учат добывать знания, логически мыслить....
Задания для олимпиады по русскому языку в 4 классе
Предлагаю Вашему вниманию олимпиадные задания п русскому языку для учащихся 4 класса. Задания составлены с учетом дифференциации учащихся по уровню подготовки....
Задания для олимпиады по русскому языку в 3 классе.
Задания для олимпиады по русскому языку в 3 классе....
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ...
задания для олимпиады по русскому языку 2 класс
задания для олимпиады по русскому языку, можно использовать для подготовки к олимпиаде...
Задания к олимпиаде по русскому языку 2 класс
Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса...