рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Уважительное отношение к русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_4_klassa.docx | 734.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
1.Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использовать знаково-символические средства представления информации.
4. Активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Научится навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Принимать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определять общие цели и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10.Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11.Овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12.Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты: осознание русского языка как целостной системы,
- понимание того, что язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации,
- уважительное отношение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, средству межнационального общения,
- родному языку русского народа, понимание того, что освоение русского языка и всех видов речевой деятельности является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса
Обучающийся научится:
1.Понимать единство и многообразие языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении.
3. Понимать значимость хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании.
4. Понимать значимость правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры.
5. Понимать о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней.
6. Приобретать опыт ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.
7. Осваивать первоначальные научные преставления об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.
8. Овладевать учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса).
9. Овладевать основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).
II. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Повторение изученного (10 ч)
Язык и речь (2 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст (3ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (5ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Предложение (6 ч)
Однородные члены предложения (3 ч) Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (3 ч) Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (17 ч)
Слово и его лексическое значение (4 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. Состав слова (6ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Совершенствование звуко- буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи (7 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (30 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (25 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (27 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (14ч)
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно плану.
Использование при создании составленному текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
График контрольных работ по русскому языку
Контрольные работы | Дата проведения |
Входная контрольная работа «Повторение» | |
Контрольный диктант по теме «Предложение» | |
Контрольный диктант по теме «Части речи» | |
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | |
Контрольный диктант за 1 полугодие | |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | |
Контрольный диктант по теме «Местоимение» | |
Контрольный диктант по теме «Глагол | |
Итоговый контрольная работа |
III. Тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение изученного (10 ч) | ||
1 | Наша речь и наш язык. | 1 |
2 | Язык и речь | 1 |
3 | Текст и его план | 1 |
4 | Анализ изложения. Типы текстов | 1 |
5 | Предложение. Виды предложений | 2 |
6 | Диалог. Обращение | 1 |
7 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
8 | Контрольный диктант по теме «Повторение» с грамматическим заданием | 1 |
9 | Словосочетание | 1 |
Предложение (6 ч) | ||
1 | Понятие об однородных членах предложения | 1 |
2 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 2 |
3 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного | 1 |
4 | Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? | 1 |
5 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 |
Слово в языке и речи (17 ч) | ||
1 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Слово и его лексическое значение. | 1 |
2 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 1 |
3 | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 |
4 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | 1 |
5 | Состав слова. Значимые части слова | 2 |
6 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 2 |
7 | Правописание приставок и суффиксов | 1 |
8 | Правописание слов с буквами Ь и Ъ | 1 |
9 | Обучающее изложение | 1 |
10 | Части речи. Что такое части речи? | 1 |
11 | Склонение имен существительных и имен прилагательных | 1 |
12 | Имя числительное. Глагол | 1 |
13 | Наречие как часть речи | 1 |
14 | Правописание наречий | 1 |
15 | Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | 1 |
16 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 |
Имя существительное (30 ч) | ||
1 | Определение падежей имен существительных | 1 |
2 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных | 1 |
3 | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах | 1 |
4 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные | 1 |
5 | Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных | 1 |
6 | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | 1 |
7 | 2-е склонение имен существительных | 1 |
8 | Упражнения в распознавании падежа имён существительных 2-го склонения | 1 |
9 | 3-е склонение имен существительных | 1 |
10 | Упражнения в распознавании падежа имён существительных 3-го склонения | 1 |
11 | Обучающее изложение | 1 |
12 | Анализ изложения. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 |
13 | Именительный и винительный падежи | 1 |
14 | Родительный падеж | 1 |
15 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имён существительных | 1 |
16 | Дательный падеж | 1 |
17 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | 1 |
18 | Творительный падеж | 1 |
19 | Предложный падеж | 1 |
20 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 |
21 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | 1 |
22 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
23 | Склонение имён существительных во множественном числе | 1 |
24 | Именительный падеж имён существительных множественного числа | 1 |
25 | Родительный, винительный падежи имён существительных множественного числа | 1 |
26 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа | 1 |
27 | Обучающее изложение | 1 |
28 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. | 1 |
29 | Контрольный диктант за первое полугодие | 1 |
30 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Имя прилагательное (25 ч) | ||
1 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
2 | Род и число имён прилагательных | 1 |
3 | Склонение имён прилагательных | 1 |
4 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 |
5 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже и родительном падежах | 1 |
6 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | 1 |
7 | Именительный, винительный, родительный падежи | 1 |
8 | Творительный и предложный падежи | 1 |
9 | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты | 1 |
10 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе | 1 |
11 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | 1 |
12 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи | 1 |
13 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 |
14 | Изложение описательного текста | 1 |
15 | Склонение имён прилагательных во множественном числе | 1 |
16 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 |
17 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 |
18 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 |
19 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 2 |
20 | Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 |
21 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
22 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
Местоимение (7 ч) | ||
1 | Личные местоимения. Роль местоимений в речи | 1 |
2 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам | 1 |
3 | Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений | 1 |
4 | Склонение личных местоимений 3 – го лица по падежам единственного и множественного числа | 1 |
5 | Изложение повествовательного текста с элементами описания | 1 |
6 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 |
7 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
Глагол (27 ч) | ||
1 | Роль глаголов в языке | 1 |
2 | Время глагола | 1 |
3 | Неопределённая форма глагола | 1 |
4 | Изменение глаголов по временам | 1 |
5 | Изложение повествовательного текста по составленному плану | 1 |
6 | Анализ изложения. Спряжение глаголов | 1 |
7 | Спряжение глаголов | 1 |
8 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 |
9 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | 1 |
10 | I и II спряжение глаголов настоящего времени | 1 |
11 | I и II спряжение глаголов будущего времени | 1 |
12 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 3 |
13 | Возвратные глаголы | 1 |
14 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах | 1 |
15 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок | 1 |
16 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 2 |
17 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
18 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
19 | Обобщение по теме «Глагол» | 2 |
20 | Изложение повествовательного текста | 1 |
21 | Проверка знаний по теме «Глагол» | 1 |
22 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение | 1 |
Повторение изученного (13ч) Связная речь | ||
1 | Язык. Речь. Текст | 1 |
2 | Предложение и словосочетание | 2 |
3 | Лексическое значение слова | 1 |
4 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь» | 1 |
5 | Состав слова | 2 |
6 | Части речи | 1 |
7 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 1 |
8 | Анализ изложения. Части речи | 1 |
9 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
10 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
11 | Звуки и буквы | 1 |
Итого: | 136ч |
Учебно-методическое обеспечение:
1. Учебник: «Русский язык» 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого - М.: Просвещение, 2014.
2. Рабочая тетрадь к учебнику в 2-х частях: 4 класс.- М. :Просвещение, 2014,
3. Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 4 класса В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2014.
4. Контрольно – измерительные материалы «Русский язык». 4 класс- Сост. В.В. Никифорова. М.: ВАКО,2014
5. Электронное приложение к учебнику «Русский язык»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по "Русскому языку", 4класс
Рабочая прграмма, 4класс, Рамзаева...
Рабочая программа по русскому языку 4класс
Программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику 4 класса автора Т. Г.Рамзаевой...
Рабочая программа пр русскому языку 4класс
Рабочая программа по русскому языку 4класс . 5часов в неделю.Авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Москва, «Баласс» 2010год...
Рабочая программа по русскому языку 4класс
Рабочая программа по русскому языку 4 классФГОС под редакцией Канакина....
Рабочая программа по русскому языку 4класс УМК "Школа России"
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), примерной программы начального общего образования (2009), Концепции духо...
Рабочая программа по русскому языку 4класс
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становления основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирования основ умения учиться ...