русский язык 4 класс Правописание частицы не с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Трусь Ирина Николаевна

Правописание не с глаголами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_2.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Трусь Ирина Николаевна

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 21

Предмет: русский язык.
Класс: 4
Программа: «Начальная школа 21 века».
Тема: Правописание частицы не с глаголами.
Технология: деятельностная.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: проблемно-исследовательский, частично-поисковый.
Цель урока:  создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с правописанием частицы не с глаголами.
Задачи урока: предметные – способствовать усвоению формулировки правила, формированию орфографической зоркости, умений решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль; формированию умений решать графико-каллиграфические задачи, выработке интонационных навыков учащихся, уточнению и активизации словаря учащихся; воспитанию активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

Метапредметные – содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

регулятивных – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме;

познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные УУД – формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

Образовательные:

расширить знания детей о служебных частях речи

углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)

познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

Воспитательные:

воспитание культуры учебного труда

создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге

развитие работоспособности и профилактика утомления

развитие интереса к изучению русского языка

Развивающие:

развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

развивать навыки точного употребления глаголов в речи

побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы

развивать внимание и память учащихся

развивать умение слушать товарищей

развивать умение оценивать себя и своих одноклассников

Ход урока

1.Организация начала урока.

Сегодня мы начали урок с «Песенки друзей».

Кого можно назвать друзьями?(Люди. которые всегда рядом с тобой и в горе и в радости, они дорожат тобой, а ты дорожишь ими)

Мне хотелось, что бы сегодня на уроке каждый из вас почувствовал поддержку и заботу друга, одноклассника. Если мы будем работать вместе, дружно, помогая друг другу, то добьемся отличных результатов.

 -Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Итак, вперед за знаниями!

Мы приветствуем гостей – дорогих учителей, всех знакомых, незнакомых, и серьёзных, и весёлых.

Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами.

Если у вас есть собака – погладьте себя по голове.

Если вы любите шоколад, оближите губы.

Если вы любите свою школу – похлопайте в ладоши.

А теперь улыбнитесь друг другу

- Какие действия вы выполняли?  (Топали, гладили, облизывали, хлопали, улыбались. )  

Сегодня мы продолжим знакомиться с такой частью речи как глагол.

2. Актуализация знаний.

-Ребята, я вам сегодня на урок приготовила пословицы, прочитайте, пожалуйста.

Ложь человека красит.

Друг в беде бросит.

В чужом доме указывай.

-Вам они нравятся?

 -Почему данные пословицы  звучат бессмысленно?

-Что нужно добавить? (Нужно добавить слово НЕ).

-Это маленькое слово НЕ  называется частицей.

-Перед какой частью речи стоит НЕ? (перед глаголом).

-Назовите  глаголы  с не (Не красит, не откладывай, не бросит)

3.Изложение нового материала .

 - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание не  с глаголами)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Научиться правильно писать не  с глаголами)  

-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

Не говори – не умею,

А говори – научусь.

 – Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?  (Служебная)

– Почему так думаете? Что вы знаете о служебных частях речи?

(Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
  Они не являются членами предложения.
  К ним нельзя поставить вопрос.)

Молодцы!

Ребята, по ходу урока вам необходимо будет самостоятельно  заполнять таблицу по теме нашего урока.

А может споем?    (Караоке «Ничего я не хочу)

НЕ – частица, знакомая каждому с детства. Мы отрицательно мотаем головой, если отказываемся от чего-то, а потом учимся говорить «нет», «не-а» и «не». Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме.

Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают?

Буду – не буду!

Могу – не могу!

Хочу – не хочу!

Стану – не стану!

Кричу – не кричу!

-Произносить это слово очень легко, а писать почему-то не так уж просто.

-Попробуем разобраться в том, как же писать частицу НЕ с глаголами: слитно или раздельно?

 -Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? ( НЕ нужно написать раздельно)

 – А знаете почему?

 Слушайте сказку:

Гордую и упрямую частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», - а она ему... Как вы думаете?

- Не люблю.

- Да. Он признавался: «Верю», - а она ему...

- Не верю!

- И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул... А что было дальше, сейчас узнаем.

(Заранее подготовленные дети по ролям читают стихотворение наизусть)

- Слезь со стула!

- Не хочу!

- Упадёшь!

- Не упаду!

- Отойди!

- Не отойду!

- Приедешь?

- Не приеду!

- Придешь?

- Нет, не приду!

- Услышишь?

- Не услышу!

- Найдёшь?

- Нет, не найду!

- Молчишь?

- Нет, не молчу!

- Конфетку, может, хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу! (Шибаев А. )

- А хотели бы вы узнать, как дальше сложились отношения между глаголом и частицей не? Давайте я вам расскажу, что было дальше.

- В некотором царстве, в некотором государстве жил царь. И была у него дочка. Целыми днями она рыдала и лила слезы. За это прозвали её Рёва. Каждый день между царём и дочкой происходил один и тот же диалог:

- Улыбнись!

- Не буду!

- Вытри слезы!

- Не хочу!

- Выйди прогуляться!

- Ребята, из какой сказки пришла к нам печальная принцесса?

- Вот такой увидели Несмеяну Великие русские и современные художники. Какой они её изобразили (Слайд)

Какая часть речи преобладает в диалоге? (Глагол).

- Как пишется не с глаголами?

- Рёва затихала всего на несколько минут, когда царь заставлял её заниматься каллиграфией и грамматикой. Вот и сейчас она шмыгает носом и выводит частицу не, а также записывает народную мудрость.

Не спеши языком, торопись делом.

Не откладывай доброе дело на завтра.

4. Работа в парах.

Начало от одной пословицы, а окончание от другой.
Составьте пословицы, объясните их смысл.

Кто (не) работает                     (не) сидеть на печи.

Есть калачи -                             торопись делом.

(Не) спеши языком,                 тот (не) ест.

-Ребята, а почему в пословицах так много глаголов с отрицанием? (Человек поступает в жизни часто неправильно, не так, как должно быть, поэтому пословицы нас учат поступать верно.)

-Закончила Рёва работу и опять зарыдала. Рассердился царь-отец.

Негодует царь на дочку: "Ненавижу эти слезы! Тебе что, нездоровится?"

- Какой частью речи являются подчёркнутые слова?

 Что интересного вы заметили в написании этих слов?

Давайте объясним их смысл. (Работа со словарём)

Негодовать – возмущаться, быть недовольным 
Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. 
Какими действиям человек показывает недоумение ? (чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза) 
Неволить – принуждать, заставлять делать что-то 
Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение 
Недомогать – испытывать болезненное состояние 
Нездоровится – болеть, хворать

-Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица не пишется слитно с глаголами?

-Без НЕ эти глаголы не употребляются. Здесь НЕ находится в составе корня.
– Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить.(Дети записывают глаголы- исключения в тетради.)

На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.

Не могу никак иначе:
Я всё плачу, плачу, плачу:
Кто царевну исцелит,
Несмеяну рассмешит?

- Кто и как в сказке рассмешил Несмеяну? (Иванушка рассмешил Несмеяну, упав "прямо в грязь".)

- А кто может помочь вам справиться с плохим настроением, исправить его?(ответы детей)

- Наша Рёва тоже не хотела оставаться в плохом настроении. И царю надоели дочкины слезы. Велел он написать указ, запрещающий Рёве реветь. А коли нарушит приказ, отдать её в жёны солдату Ивану.

- Ребята, издайте  указ из одних глаголов с частицей не, повелевающий Рёве перестать плакать.

Указ

Не реветь!

Не киснуть!

Не плакать!

Не грустить!

Не тосковать!

- Послушалась Рёва наших советов об изменении плохого настроения. Услышала царский указ, обрадовалась:

- Я не плачу, не рыдаю.

Об Иване я давно мечтаю. 
Всех люблю и уважаю 
И на свадьбу приглашаю.

-Ребята, а давайте выучим вместе с нами правило!

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши!

5. Физкультминутка.

Не лениться! Не лениться! 
На зарядку становиться! 
Раз - согнуться, разогнуться, 
Два - нагнуться, потянуться. 
Три - в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре - руки шире, 
Пять, шесть - тихо сесть. 
Семь, восемь - лень отбросим.

- Какой глагол с отрицанием не? Запишите: Не лениться!

- Ребята, пусть эти слова станут девизом всей вашей жизни!

6.Включение новых знаний в систему знаний

Тест «НЕ с глаголами».

- А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания.

1) Частица НЕ – это …………….  часть речи.

          служебная  или самостоятельная

2) Частица НЕ придаёт глаголу смысл…….

        Отрицания  или  утверждения

3) Какое слово записано неверно?

   Ненарисовать   нездоровится  не  забуду

Индивидуальная работа.

а) Мгновенная проверка знаний.

Я диктую слова. Вы заполняете перфокарту слева направо. В каждую клеточку вы записываете букву (а- раздельное написание, б- слитное) в зависимости от принятого решения.

(не) брать, (не) бросить), (не) расти, (не)собирать, (не)ходить,(не)обижать, (не)домогать,(не)волить, (не)годовать,(не)умыться, (не)сварить,(не)хвалить, (не)указывать,(не)забегать,(не)раскрывать.

а

а

а

а

а

а

б

б

б

а

а

а

а

а

а

-Соедините линией одинаковые буквы, в результате у вас получится определенный рисунок.

б)Работа в тетрадях «Пишем грамотно» (стр.31)

 -Кто-нибудь  из вас еще знает вредные советы Г.Остера?

в) Веселый диктант.

Дружеский совет от С. Маршака

На крапиву не садись!

Если сядешь – не сердись!

Работа в группах.

(Звучит песня Пляцковского «Не дразните собак», слайды)

- Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.

Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!

- Где уместно разместить такой текст?

- Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу).

- А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу).

- Предлагаю вам выполнить творческое задание.

- Составьте  небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.

Темы:

1 группа - о правилах поведения в лесу.

2 группа - о правилах поведения в столовой.

3 группа - о правилах пользования книгой.

4 группа – о правилах поведения на уроках

5 группа – об отношении к малышам

6 группа – в кинотеатре

7. Рефлексия

Наш урок подошёл к концу

1.       Сегодня мы узнали о …

2.       Теперь я могу…

3.       Я научился…

4.       Мне было трудно…

5.       Мне захотелось…

6.       Урок дал мне для жизни…

5.       Своей работой я …

8. Домашнее задание. Составь портрет воспитанного человека, указав, что он не должен делать.

Благодарю за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Тема: «Правописание частицы не с глаголом» 2 класс (УМК «Школа России»)

Технологическая карта Урокрусского языка Тема: «Правописание частицы не с глаголом»2 класс (УМК «Школа России»)...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Тенологическая карта урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса....

Конспект урока русского языка Тема: Правописание частицы НЕ с глаголом.

Цель деятельности учителя: ввести понятие “частица  НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся....

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с правописанием частицы НЕ с глаголами; развитие умения различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не.Планируемые ре...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о правописании частицы НЕ с глаголами; развитие умения различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не.Планируем...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "правописание частицы НЕ с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление с ролью частицы не; формирование навыка писать частицу не с глаголами раздельно; формирование знаний алгоритма разбора глагола как части речи. Планируемые резул...