Презентация к уроку русского языка "Возникновение письменности"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
Презентация к уроку русского языка "Возникновение письменности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozniknovenie_pismennosti.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение: На уроке русского языка мы как-то говорили о возникновении письменности. Провели в классе беседу, и оказалось, что никто из ребят не знает истории возникновении письменной речи. Меня это заинтересовало, что и определило выбор моей темы: «Возникновение письменности». Я хочу этим проектом показать, насколько важно знать историю происхождения письменной речи. В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации, а прошлое – без упорядоченной истории, религию – без священных текстов... Появление письменности стало одним из самых важных открытий в истории человечества. Дорога к письменности была длинной и трудной.
Цель: Изучение истории возникновения письменности на земле. Изучение возникновения письменности на Руси. Этапы работы над проектом: Постановка цели. Поиск информации. Обработка информации. Создание проекта, презентация. Защита проекта. Задачи: Как появилась письменность ? Константин (Кирилл) и Мефодий, их роль в создании азбуки ? Какие реформы производились в русском алфавите ? Гипотеза: Объект исследования – письменная речь. Предмет исследования – история возникновения письменной речи.
Возникновение письменной речи на Земле.
Первыми письменными знаками, которые люди придумали оставлять друг другу, были рисунки на скалах и в пещерах. Древний вид письма – письмо рисунками, учёные назвали его пиктографией. Такие древние письма найдены и прочитаны специалистами. Это письма, написанные древними жителями Шумера, Египта, Китая, Индии. Кстати, пиктографией мы пользуемся нередко и сейчас: например, вывеска на которой изображён ботинок или сапог, сообщает нам, где находиться обувная мастерская. А нарисованный калач подскажет, где купить хлебобулочные изделия.
Большинство людей не умели ни читать, ни писать, а грамотные люди (ими были писцы) были в большом почёте. Со временем появились первые школы, учителя и учебники. Но выучить все значки, которыми обозначались предметы, оказались не очень просто. Тогда шумеры придумали обозначить значками не предметы и явления окружающего мира, а только слова. Так значки для предметов превратились в значки для слов. Древнее шумерское письмо называют слоговым письмом. Так появилась письменность на земле.
Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад. Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
Появления письменности на Руси
Существует несколько версий появления письменности на Руси. Одна из версий такова, что до принятия крещения на Руси использовалась так называемая "велесовица". Название это дано условно, уже в XX веке, по имени бога Велеса, покровителя мудрости, знаний. Вторая версия говорит о том, что в древние языческие времена на Руси была почти 100% грамотность. Многочисленные раскопки (берестяные грамоты, датированные дохристианским периодом) подтверждают тот факт, что практически каждый горожанин: - обладал навыками простейшего арифметического счета; - умел написать на бересте бытовое послание; - средствами тогдашней "почты" отправить его по адресу. По третьей и наиболее распространённой версии, письменности у восточных славян не существовало, а первой русской азбукой стала кириллица, созданная солунскими братьями Кириллом и Мефодием . По летописи следует, что они просто добавили к уже существовавшему греческому алфавиту некоторые новые символы, получив в результате азбуку, названную по имени одного из братьев.
Кирилл и мефодий . их роль в создании азбуки.
Около 863 года братья Константин (Кирилл) Философ и Мефодий придумали славянский алфавит, так как хорошо знали языки южных славян. Всё началось с того, что братья были посланы византийским императором в Моравию – научить тамошних славян богослужению на славянском языке; и им нельзя было обойтись без алфавита, чтобы записать переводы священных книг. Константин (он же Кирилл) составил славянский алфавит на основе греческого: некоторые буквы он взял из других алфавитов или придумал сам.
Азбука, составленная им, носит название глаголицы. В последствии буквам алфавита придумали форму, более похожую на греческое письмо. Некоторое время славяне использовали обе азбуки, но затем у болгар, сербов и русских, находящихся под церковным влиянием Византии, глаголица вышла из употребления. Более новую славянскую азбуку назвали кириллицей – в честь Кирилла. От неё и происходит наш русский алфавит. На её основе были созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты. Вот почему эти языки так похожи. Буквы кириллицы имели первоначально ещё и числовое значение, то есть употреблялись вместо цифр.
Из глубины веков дошли до нас памятники русской письменности: церковные книги, своды законов, деловые документы, летописи, литературные произведения. Старейшие сохранившиеся русские рукописные книги относятся к XI веку. Переписывание от руки было в Древней Руси единственным способом «тиражирования» книги и распространения её среди грамотных людей.
Реформы письменности
Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Великому реформатору в области графики удалось лишь устранить буквы «от» , «омега» и «пси» - в этом и состояла первая и единственная реформа русской графики. После неё были только реформы орфографии. Пётр I впервые узаконил две разновидности букв: прописные и строчные, «нелегально» уже существовавшие русской письменности, а также отменил знаки титл (надстрочные) для сокращённого написания слов.
Реформа 1708-1710гг. разделила единый алфавит на два: один – традиционный, использовавшийся для церковных книг, а другой – новый, светский, гражданский. Четверть века спустя Российская Академия наук продолжила реформирование алфавита, начатое Петром I . В 1725г. были исключены из алфавита буквы « кси » и «зело», а также «ижица», которая, однако, позже вновь была восстановлена. Тогда же была введена в алфавит буква « й ».
В 1755г. ведущую роль сыграл учёный Михаил Васильевич Ломоносов, который написал первую «Российскую грамматику». Он придал литературному языку окончательную форму, совершив слияние русского и славянского элементов. Учёный утверждал, что орфография должна служить « к удобному чтению каждому» и предлагал отменить « ъ » и « ь » в конце слов. Однако, не смотря на это буква « ъ » преспокойно вошла в XIX век и сохранилась до1917 года.
Большое влияние на историю развития русского языка в 18-19вв. оказали ставшие популярными тогда русские писатели: Д.И. Фонвизин, Н.М.Карамзин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, в поэзии – А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Своими произведениями они показали всю красоту родной речи, используя её свободно и освободив от стилевых ограничений. В 1863г. вышел в свет «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас, мало похож на древний старославянский алфавит. Многие буквы кириллицы с течением времени изменили своё начертание. Названия современных букв тоже на сегодняшний день включает 33 буквы. Русский алфавит стал официально состоять из 33 букв в 1942 году, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21- согласные и 2 буквы не обозначают особых звуков.
заключение
На нашей огромной планете Земля только нам людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям. Поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значениями, узнавать правила и законы, по которым строиться правильная и красивая речь. Сейчас мы изучаем нашу письменную речь на уроках русского языка. И зучая буквы, мы учимся правильно составлять и записывать предложения , собирать их в тексты, рассказы. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "«Определение времени у слов, обозначающих действие предметов» («Как появилась письменность»)"
Презентация к уроку...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи". Урок второй.
Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи". УМК "Перспективная начальная школа"....
Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи" .
Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи". УМК " Перспективная начальная школа"....
Презентация к уроку по математике "Письменный приём сложения вида 87+13"
Открытый урок по математике...
Презентация к уроку по теме: "Письменное умножение на двузначное число".
Материал может быть использован учителем на уроке открытия учащимися новых знаний (алгоритм письменного умножения на двузначное число)...
Презентация к уроку по математике "Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел" 3 класс "Перспектива".
Презентация к уроку по математике "Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел" 3 класс "Перспектива"....
Презентация к уроку русского языка в 1-м классе на тему: «Письменная речь: объявление».
Презентация к уроку русского языка в 1-м классе на тему: "Письменная речь: объявленя". УМК Начальная школа 21 века....