Презентация к уроку русского языка "Возникновение письменности"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Галуза Ирина Александровна

Презентация к уроку русского языка "Возникновение письменности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozniknovenie_pismennosti.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ Исполнитель проекта: Учащийся 3а класса Пивоваров М.В. Руководитель проекта: Учитель начальных классов Галуза И.А.

Слайд 2

Введение: На уроке русского языка мы как-то говорили о возникновении письменности. Провели в классе беседу, и оказалось, что никто из ребят не знает истории возникновении письменной речи. Меня это заинтересовало, что и определило выбор моей темы: «Возникновение письменности». Я хочу этим проектом показать, насколько важно знать историю происхождения письменной речи. В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации, а прошлое – без упорядоченной истории, религию – без священных текстов... Появление письменности стало одним из самых важных открытий в истории человечества. Дорога к письменности была длинной и трудной.

Слайд 3

Цель: Изучение истории возникновения письменности на земле. Изучение возникновения письменности на Руси. Этапы работы над проектом: Постановка цели. Поиск информации. Обработка информации. Создание проекта, презентация. Защита проекта. Задачи: Как появилась письменность ? Константин (Кирилл) и Мефодий, их роль в создании азбуки ? Какие реформы производились в русском алфавите ? Гипотеза: Объект исследования – письменная речь. Предмет исследования – история возникновения письменной речи.

Слайд 4

Возникновение письменной речи на Земле.

Слайд 5

Первыми письменными знаками, которые люди придумали оставлять друг другу, были рисунки на скалах и в пещерах. Древний вид письма – письмо рисунками, учёные назвали его пиктографией. Такие древние письма найдены и прочитаны специалистами. Это письма, написанные древними жителями Шумера, Египта, Китая, Индии. Кстати, пиктографией мы пользуемся нередко и сейчас: например, вывеска на которой изображён ботинок или сапог, сообщает нам, где находиться обувная мастерская. А нарисованный калач подскажет, где купить хлебобулочные изделия.

Слайд 6

Большинство людей не умели ни читать, ни писать, а грамотные люди (ими были писцы) были в большом почёте. Со временем появились первые школы, учителя и учебники. Но выучить все значки, которыми обозначались предметы, оказались не очень просто. Тогда шумеры придумали обозначить значками не предметы и явления окружающего мира, а только слова. Так значки для предметов превратились в значки для слов. Древнее шумерское письмо называют слоговым письмом. Так появилась письменность на земле.

Слайд 7

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад. Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.

Слайд 8

Появления письменности на Руси

Слайд 9

Существует несколько версий появления письменности на Руси. Одна из версий такова, что до принятия крещения на Руси использовалась так называемая "велесовица". Название это дано условно, уже в XX веке, по имени бога Велеса, покровителя мудрости, знаний. Вторая версия говорит о том, что в древние языческие времена на Руси была почти 100% грамотность. Многочисленные раскопки (берестяные грамоты, датированные дохристианским периодом) подтверждают тот факт, что практически каждый горожанин: - обладал навыками простейшего арифметического счета; - умел написать на бересте бытовое послание; - средствами тогдашней "почты" отправить его по адресу. По третьей и наиболее распространённой версии, письменности у восточных славян не существовало, а первой русской азбукой стала кириллица, созданная солунскими братьями Кириллом и Мефодием . По летописи следует, что они просто добавили к уже существовавшему греческому алфавиту некоторые новые символы, получив в результате азбуку, названную по имени одного из братьев.

Слайд 10

Кирилл и мефодий . их роль в создании азбуки.

Слайд 11

Около 863 года братья Константин (Кирилл) Философ и Мефодий придумали славянский алфавит, так как хорошо знали языки южных славян. Всё началось с того, что братья были посланы византийским императором в Моравию – научить тамошних славян богослужению на славянском языке; и им нельзя было обойтись без алфавита, чтобы записать переводы священных книг. Константин (он же Кирилл) составил славянский алфавит на основе греческого: некоторые буквы он взял из других алфавитов или придумал сам.

Слайд 12

Азбука, составленная им, носит название глаголицы. В последствии буквам алфавита придумали форму, более похожую на греческое письмо. Некоторое время славяне использовали обе азбуки, но затем у болгар, сербов и русских, находящихся под церковным влиянием Византии, глаголица вышла из употребления. Более новую славянскую азбуку назвали кириллицей – в честь Кирилла. От неё и происходит наш русский алфавит. На её основе были созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты. Вот почему эти языки так похожи. Буквы кириллицы имели первоначально ещё и числовое значение, то есть употреблялись вместо цифр.

Слайд 14

Из глубины веков дошли до нас памятники русской письменности: церковные книги, своды законов, деловые документы, летописи, литературные произведения. Старейшие сохранившиеся русские рукописные книги относятся к XI веку. Переписывание от руки было в Древней Руси единственным способом «тиражирования» книги и распространения её среди грамотных людей.

Слайд 15

Реформы письменности

Слайд 16

Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Великому реформатору в области графики удалось лишь устранить буквы «от» , «омега» и «пси» - в этом и состояла первая и единственная реформа русской графики. После неё были только реформы орфографии. Пётр I впервые узаконил две разновидности букв: прописные и строчные, «нелегально» уже существовавшие русской письменности, а также отменил знаки титл (надстрочные) для сокращённого написания слов.

Слайд 17

Реформа 1708-1710гг. разделила единый алфавит на два: один – традиционный, использовавшийся для церковных книг, а другой – новый, светский, гражданский. Четверть века спустя Российская Академия наук продолжила реформирование алфавита, начатое Петром I . В 1725г. были исключены из алфавита буквы « кси » и «зело», а также «ижица», которая, однако, позже вновь была восстановлена. Тогда же была введена в алфавит буква « й ».

Слайд 18

В 1755г. ведущую роль сыграл учёный Михаил Васильевич Ломоносов, который написал первую «Российскую грамматику». Он придал литературному языку окончательную форму, совершив слияние русского и славянского элементов. Учёный утверждал, что орфография должна служить « к удобному чтению каждому» и предлагал отменить « ъ » и « ь » в конце слов. Однако, не смотря на это буква « ъ » преспокойно вошла в XIX век и сохранилась до1917 года.

Слайд 19

Большое влияние на историю развития русского языка в 18-19вв. оказали ставшие популярными тогда русские писатели: Д.И. Фонвизин, Н.М.Карамзин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, в поэзии – А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Своими произведениями они показали всю красоту родной речи, используя её свободно и освободив от стилевых ограничений. В 1863г. вышел в свет «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Слайд 21

Тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас, мало похож на древний старославянский алфавит. Многие буквы кириллицы с течением времени изменили своё начертание. Названия современных букв тоже на сегодняшний день включает 33 буквы. Русский алфавит стал официально состоять из 33 букв в 1942 году, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21- согласные и 2 буквы не обозначают особых звуков.

Слайд 22

заключение

Слайд 23

На нашей огромной планете Земля только нам людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям. Поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значениями, узнавать правила и законы, по которым строиться правильная и красивая речь. Сейчас мы изучаем нашу письменную речь на уроках русского языка. И зучая буквы, мы учимся правильно составлять и записывать предложения , собирать их в тексты, рассказы. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи". Урок второй.

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи". УМК "Перспективная начальная школа"....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи" .

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи". УМК " Перспективная начальная школа"....

Презентация к уроку по теме: "Письменное умножение на двузначное число".

Материал может быть использован учителем на уроке открытия учащимися новых знаний (алгоритм письменного умножения на двузначное число)...

Презентация к уроку по математике "Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел" 3 класс "Перспектива".

Презентация к уроку по математике "Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел" 3 класс "Перспектива"....

Презентация к уроку русского языка в 1-м классе на тему: «Письменная речь: объявление».

Презентация к уроку русского языка в 1-м классе на тему: "Письменная речь: объявленя". УМК Начальная школа 21 века....