Особенности обучения леворуких школьников письму
статья по русскому языку (1 класс)

Кузьмина Евгения Григорьевна

Данная статья раскрывает особенности леворуких детей и обучения их письму. В статье рассмотрены проблемы леворуких обучающихся и их решения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya_levorukih_detey_pismu.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения леворуких школьников письму

Данная статья раскрывает особенности леворуких детей и обучения их письму. В статье рассмотрены проблемы леворуких обучающихся и их решения.

Для успешного развития ребенка необходимо, как педагогу, так и родителям необходимо создавать условия, то есть это правильная посадка ребенка за рабочем местом, расположение школьных принадлежностей, наклон тетради…  Также учителю и родителям леворуких детей необходимо

помощь в раскрытии его неповторимой индивидуальности. Так как в классных коллективах в среднем 1-2 ребенка - леворукие. Основными авторами работ по данной проблеме являются Безруких М.М и Лурия А.Р.

В их работах говорится о том, что с любыми трудностями леворуких ребенок может справиться, при условии, что будет ощущаться поддержка от родителей и учителей, а также не должно быть у сверстников негативного отношения к его особенности.

Леворукость – это один из вариантов нормы, но не патологии. Как правило, леворукие дети очень ранимые, требующие более бережного и внимательного отношения к себе. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать особенности развития таких детей.

Леворукие имеют ряд психологических особенностей от праворуких, которые интенсивнее всего проявляются в поведении, и опосредуют все виды деятельности ребенка, в том числе учебной. Это обусловливает необходимость своевременной диагностики для определения праворукости и леворукости ребенка с целью оказания ему помощи в адаптации к новым условиям (например, поступление в школу), профилактики тревожности и стрессовых состояний. К сожалению, в настоящее время существующие методы диагностики имеют множество недостатков. Многие сомневаются в их пригодности. Выше сказанное доказывает, что проблема леворукости детей остается актуальной по сегодняшний день.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя четвертый раздел «Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования», в котором точно прописано, что педагог должен создать благоприятные условия для качественного доступного образования, не только для детей, пишущими правой рукой, но и для тех, кто пишет левой рукой.

Обучение и воспитание леворуких - это актуальная проблема в педагогическом процессе. Это связанно с увеличением в последнее время количества как леворуких обучающихся, так и амбидекстров (людей, которым не присуще выделение ведущей руки для выполнения деятельности, функционирование обеих рук развито одинаково, действия выполняются с одинаковой силой, скоростью и точностью).

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. Леворукого ребенка учат так же, как праворукого, и именно поэтому в школе нередко настаивают на переучивании. Леворуких обучают по тем же методикам, что и праворуких. Но, к сожалению, не учитывают функциональных особенностей леворуких детей. Например, трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и другое. Из-за этого у леворуких возникают трудности при обучении письму.

Подготовка к письму – это особая система пошаговых занятий. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд.

На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках, научиться правильно, четко и достаточно быстро писать все графические элементы, сохраняя правильную позу, правильное движение руки, правильную траекторию движений и т.п. Одновременно необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и соотносить их с буквами, поскольку параллельно с графическим идет формирование орфографического навыка. Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей шести-, семилетнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость статических нагрузок (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звукобуквенного анализа, что создает дополнительные трудности.

В формировании навыка выделяет три основных этапа:

1) аналитический, основными компонентами которого являются вычленение отдельных элементов действия и овладение ими, уяснение цели, зрительно-двигательного образа, выделение основных критериев контроля выполнения движения.

2) условно назван синтетическим. Этот этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

3) автоматизация навыка. Это этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость. Очень важно знать, что быстрота не должна быть навязанной, она должна стать естественным результатом совершенствования движений. Плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка.

Методика обучения леворуких школьников письму должна отличатся от методики обучения праворуких более широким применением нетрадиционных приемов с целью профилактики зеркального письма и других ошибок, характерных для леворуких обучающихся, и ориентацией на пространственное восприятие. В ней должно быть отведено больше места развитию зрительно - двигательной координации и зрительно - пространственной ориентации детей, а также развитию мелкой мускулатуры ведущей руки.

Основной проблемой обучения левшей является письмо. Письменная речь - явление многогранное. Существенной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно, и графическими навыками - одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, без овладения графическим навыком.

В школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения, развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения леворуких детей письму.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. ...

Психологические особенности обучения леворуких детей.

Люди с преимущественно левыми признаками более эффективно адаптируются к природным факторам среды, а не к социальным условиям, где у них выше вероятность срыва при стрессе по сравнению с другими вариа...

Особенности обучения леворуких детей

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но именно поэтому так волнуются...

Особенности обучения леворуких детей в начальной школе

Особенности обучения леворуких детей        Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть  человечества – пр...

"Особенности обучения леворуких детей"

Данный материал содержит методические рекомендации как для учителей, так и для родителей, чтобы помочь леворукому ребенка легко освоить навыки письма ....

Особенности обучения леворуких детей письму

Особенности обучения леворуких детей письму...