Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
1.Обучение наблюдению за словами-названиями действий и постановки вопросов к этим словам.
2.Развитие умения сравнивать, выделять главные признаки, наблюдать и делать выводы.
3.Воспитание потребности в совершенствовании своей устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smolyanina_a._yu._2_klass_russkiy_yazyk.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта-схема урока
Учитель Смольянина Алла Юрьевна, учитель начальных классов I квалификационной категории
Предмет: русский язык.
Класс: 2 класс.
Тема урока: Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета.
Цель урока: 1.Обучение наблюдению за словами-названиями действий и постановки вопросов к этим словам.
2.Развитие умения сравнивать, выделять главные признаки, наблюдать и делать выводы.
3.Воспитание потребности в совершенствовании своей устной и письменной речи.
Оборудование:
Этапы работы | Содержание этапа | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель для учителя: -включить учащихся в учебную деятельность и вызвать интерес к теме урока. Цель для обучающихся: -подготовиться к учебной работе. Метод: начало урока с мотиви- рующим приёмом. Критерии достижения цели: ученики охотно отвечают на вопросы учителя, демонстрируют внимание, с готовностью выполняют задания. | Прозвенел и смолк звонок Начинается урок. К уроку все готовы? Мы за парты дружно сели И на доску поглядели. Посмотрели на доску. А на доске предложение. Прочи-тайте его. Где р.бота, там и густо, а в л.-нивом доме пусто. -Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. -Проверим предложение. Чи- тает… Кто не согласен подни- мает руку. -Что это за предложение? -В чём её смысл? -Чтобы вы всё знали, нужно работать. Давайте будем рабо-тать, узнавать новое. | -Это пословица. -Кто ленится, у того пусто, ничего нет, ничего не знает. Кто работает у того всё есть, всё знает. | Р.: волевая саморегуляция перед началом деятельности. Л.: нравственно-этическое оценивание. |
II.Актуализация знаний Цель для учителя: - проверить умение учащихся узнавать части речи (не называя их) на основе постановки вопросов. Цель для обучающихся: - уметь узнавать слова-предметы, слова-признаки и ставить к ним вопросы. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог (на несходное задание). Критерии достижения цели: ученики выполняют предложенные задания. | -Посмотрите на доску. А на ней написаны слова.Прочитайте их. Собака, чёрный, ворона, прыга-ла, серая, побежит, пёстрые, машина, стоит. -Что вы можете о них сказать? На какие группы их можно разделить? -Передвигаю слова в 2столбика. -.А оставшиеся слова куда?
-Можно отнести их к словам-предметам? -Можно отнести эти слова к словам-признакам? -У нас возникло затруднение. Давайте поставим к этим словам вопросы. Задайте вопрос к слову прыгала. -К слову побежит. -К слову стоит. -Что обозначают эти слова? | -Среди этих слов есть словарные слова: ворона, собака.Есть слова-предметы: собака, ворона, машина.Есть слова-признаки: чёрный,серая, пёстрая. -На слова, отвечающие на вопросы кто? что? и слова, отвечающие на вопросы какой?какая? какие? -А с этими словами мы не знакомы. -К этим словам нельзя поставить вопросы кто? что? -К этим словам нельзя поставить вопросы какой? какая? какое? какие? -Нет. -Нет. (что делала?) прыгала (что сделает?) побежит (что делает?) стоит -Мы не можем ответить на вопрос этот. | К.: аргументация своего мнения. Р.: фиксирование затруднения в пробном действии, целеполога- ние. .: умение выявлять сущность, особенности объектов. |
III.Изучение нового учебного материала Цель для учителя: -научить ставить вопрос к словам, обозначающим действие в настоящем, прошедшем и будущем временах. Цель для обучающихся: -научиться ставить вопрос к словам, обозначающим действие в настоящем, прошедшем и будущем временах. Методы: метод подводящего к теме диалога, подводящего к знаниям диалога, практический. Критерии достижения цели: ученики умеют выделять слова-действия, задавать к ним вопросы, объясняют причину затруднения, строят план учебной деятельности. | Постановка учебной задачи. -Как вы думаете, какая будет тема урока? -Составим план работы на уроке. Игра «Покажи слово». - Я вызываю к доске ученика, говорю ему на ухо слово, которое он должен показать, а вы должны его отгадать. Например: прыгай, читай. -Назовите, что делает Катя и поставьте вопрос к этому слову. _-Назовите, что делает Костя и поставьте вопрос к этому слову. -Что обозначают эти слова, отвечающие на вопрос что -делает? -Поработаем с новыми словами. Упражнение81. -Чем похожи эти слова? -Когда происходят эти дейст- вия? -Слова, обозначающие дейст- вия, которые происходят в настоящем времени отвечают на вопросы что делает? что делают? (Помещаю вопросы что делает ? что делают? на доску.) -Следующее задание.Подберите слова-названия действий, отвечающие на вопрос что сделают? Птицы (что сделают?)… -Что обозначают эти слова? -На какой вопрос они отвеча- ют? -Когда произойдут эти дейст- вия? -Слова, обозначающие дейст- вия, которые произойдут в будущем, отвечают на вопрос что сделают? (Помещаю этот вопрос под предыдущими). -Следующее задание упражне-ние 82. Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Что обозначают эти слова? -На какой вопросы они отвеча- ют? -Когда происходили эти дейст-вия? -О тех действиях, которые уже произошли в прошлом ,мы будем спрашивать что делал? что сделал? | Слова, отвечающие на вопрос что делать? что делает? ит.д. 1.Находить слова отвечающие на вопросы что делает? и т.д. среди других слов. 2.Ставить вопросы к новым словам. 3. Узнать, что они обозначают. Ученики наблюдают, а потом отгадывают. Катя (что делает?) прыгает Костя (что делает?) читает. -Они обозначают действия. Чтение упражнения по частям и выполнение. Ставят вопросы к выделенным словам. (что делает?) растёт (что делает?) живёт (что делает?) поёт (что делает?)грызёт (что делают?) стерегут -Эти слова отвечают на вопро- сы что делает? что делают? и обозначают действия предме- тов. -Эти действия происходят сейчас. -Прилетят, поклюют, взлетят… -Действия предметов. -Что сделают? -Когда-то в будущем: завтра, через неделю, через месяц. - Нужно списать выделенные слова с вопросами. Ученики по одному работают у доски. (что делал?) гулял (что делал?) вышел (что делал?) рос (что делал?) жужжал (что сделал?) сел (что сделал?) обхватил (что сделал?) задумался -Действия предметов. -Что делал? что сделал? -Вчера, давно, раньше. | П.: выделение и формулирова-ние познавательной цели;анализ, сравнение, обобщение,классификация. К.: аргументация своего мнения, учёт равных мнений. Р.: выполнение пробного учебного действия. |
IV.Закрепление учебного материала Цель для учителя: -учить применять правила, выделение слов-действий. Цель для обучающихся: -применить полученные знания на практике. Методы: практические. Критерии достижения цели: ученики правильно ставят вопросы к словам- названиям действий, умеют разли- чать слова-названия предметов, слова-признаки, слова- названия действий. | -С какой группой слов мы начали знакомиться? -Посмотрим как вы поняли. На карточках написаны слова: I.Красивая, письмо, рисует, туча, выглянуло, пишет. II.Зелёная ,плакал, круглая, качает, умный, светит. Выписать слова-названия действий. -А теперь проверим. -У кого другие варианты? -Оцените свою работу. | -Слова, отвечающие на вопросы (на доске вопросы),обозначающие действия предметов. Ученик читает. | Р.: выполнение действий по образцу. |
V.Итог урока, рефлексия . Цели для учителя: -выявить степень усвоения нового материала; -прокомментировать домашнее зада-ние. Цели для обучающихся: -осознать значимость полученных знаний; -оценить степень усвоения материала; -понять алгоритм выполнения домашнего задания. Методы: информационно-обобщаю- щий. Критерии достижения цели :ученики отвечают на поставленные вопросы, комментируют собственный уровень усвоения материала. | -Назовите ключевые слова урока -В чём вы испытали затруднение? -Что нужно делать, чтобы не возникали затруднения? -Что получилось лучше всего? -Оцените свою работу на уроке. -Домашнее задание: устно подобрать слова –названия действий к каждому вопросу. | -Слова-названия действий, отвечают на вопросы… | Л.: оценить свою работу на уроке. |