Развитие у детей навыков самоконтроля при определении орфограммы.
статья по русскому языку

Маркова Раиса Ивановна

            Но  чтобы  довести  орфографические  навыки  детей  до  автоматизма,     нужна  постоянная  тренировка в  применении  полученных  знаний.  Для  формирования  орфографического  навыка  можно  использовать  различного  вида  упражнения.  Одно  из  них  -  диктант  «Проверяю  себя».  Это самый  продуктивный  вид  работы,  который  приучает  школьника  задумываться  над  грамотностью  своего  письма,  помогает  видеть  орфографические  трудности,  вырабатывает навык  самоконтроля. Отличие  такого  диктанта  от  обычного:  пропуск  букв,  представляющих трудности  в  их  написании.  Дети произносят  слово  и  записывают  слово  пропуская  трудные  орфограммы. Затем   сами  объясняют  правописание  трудных  слов.  Если ученик  затрудняется  сам  подобрать  проверочное  слово, помогают  товарищи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samokontrol.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  у  детей  навыков  самоконтроля  при определении  орфограммы.

Часто  можно  наблюдать  такую  ситуацию. На доске написано слово  в..сна;

-Какая  буква пропущена в слове? – спрашивает учитель.

- Буква е отвечает  ученик.

- На  какое это правило?

- На правописание безударной  гласной, проверяемой ударением.

- Как проверить безударную гласную?

- Надо подобрать проверочное слово, где гласная будет под  ударением.

      Как видим, ученик  умеет определять  вид  орфограммы,  знает правило,  умеет подбирать проверочное  слово. Более того, выполняя подобные задания он не делает в них ошибок. А  вот диктант и творческие работы пишет безграмотно. Даже если разрешить ученику спрашивать о написании того или иного слова, он не станет этого делать, потому что  он считает, что ему всё ясно. Почему встречаются ошибки в  работах учащихся?

               Дело  в  том,  что  в  данной  ситуации  внимание  ученика  было  направлено  на  решение  орфографической  задачи:  выделить  орфограмму.  А это  самый  главный  шаг в  решении  этой задачи,  и  делать  его  ученик  обязан  сам.  Только  тогда,  когда  ученик  сам  обнаружит расхождение  между   правописанием  и  произношением,  ответит  на  вопрос,  написание  каких  букв   надо  проверить,  в  какой  части  слова  они  находятся    он  сможет  самостоятельно  написать  грамотно,  без  ошибок.

                    Многие  орфографические  ошибки  объясняются не  столько  незнанием  правил,  сколько  неумением  практически  разобраться  в  звуковом  составе  слова,  в  несоответствии  звуков  и  букв,  в  неумении  различать   гласные  и  согласные,   твёрдые  и  мягкие,   звонкие  и  глухие  согласные.

              Систематическая  работа  по  развитию  фонематического  слуха  подготавливает  учеников  к  усвоению  понятия  «ударные  и  безударные  гласные»  Для  решения  орфографической  задачи  дети  учатся  самостоятельно  определять  в  каких  случаях  надо  проверять  себя,  чтобы  не  ошибиться  в  письме.  Но  порой  возникают  трудности   другого  порядка  -  подбор  проверочных  слов.  Чтобы  ученики  не  думали,  что  существует  только  одно  проверочное  слово,  надо  для  проверки  подбирать  как  можно  больше  слов,  подходящих  для  данного  случая.

             Если  ученик    знаком  с  различными  способами  проверки,  то  тогда   он легче  подбирает  проверочные  слова.  При  подборе  таких  слов   ученик  обязательно  называет,   какой  способ  проверки  он   применил   (например,  выделил  корень,  изменил  форму  слова, подобрал  родственное  слово.)

                 Аналогично  проводится  работа над  орфограммой  «парные  звонкие  и  глухие  согласные»,  в  основе  которой  тоже  лежит  умение  соотносить  звук  и  букву.  После  изучения  каждой  орфограммы   обязательно  проводится  обобщающий  урок.

            Но  чтобы  довести  орфографические  навыки  детей  до  автоматизма,     нужна  постоянная  тренировка в  применении  полученных  знаний.  Для  формирования  орфографического  навыка  можно  использовать  различного  вида  упражнения.  Одно  из  них  -  диктант  «Проверяю  себя».  Это самый  продуктивный  вид  работы,  который  приучает  школьника  задумываться  над  грамотностью  своего  письма,  помогает  видеть  орфографические  трудности,  вырабатывает навык  самоконтроля. Отличие  такого  диктанта  от  обычного:  пропуск  букв,  представляющих трудности  в  их  написании.  Дети произносят  слово  и  записывают  слово  пропуская  трудные  орфограммы. Затем   сами  объясняют  правописание  трудных  слов.  Если ученик  затрудняется  сам  подобрать  проверочное  слово, помогают  товарищи.

           Важно, чтобы  ученик  ещё  до  письма  умел бы  определять,  что  сможет  его затруднить,  и  решить  вопрос  о  правильном написании.  Формирование  этого  умения – задача  каждого  учителя. Решить  её  можно  только  систематической  работой  в  этом  направлении.

       Если  уже  в  начальных  классах  при  обучении  родному  языку  во  главу  угла  поставить  развитие  способностей  школьников  к  теоретическому  анализу  языкового   материала,  то  они  начиная  с  1  класса  усваивают  грамматику  и  правописание  на  достаточно  высоком  теоретическом  уровне,  приобретают  умения  и  навыки  осознанно  и  успешно.