программа родной язык
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

материал содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rodnoy_yazyk.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

                               Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Родной язык» (русский) составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы   В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого (русский язык) и  Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Советская средняя школа ».

Учебник: Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий:  – М: Просвещение, 2017.

Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

         Описание места учебного предмета в учебном плане.

       На изучение родного языка (русский) в начальной школе выделяется  в3 классе 17 часов (по 0,5 ч  в неделю) 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы

•        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;

•        понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

•        понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);

•        осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

•         адекватное восприятие  оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

•         осознания русского языка как основного средства мышления и общения;

•        восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;

•        понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

•        стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

•        положительной мотивации к созданию собственных текстов;

•        положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения,  к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);

•        способности  к адекватной самооценке.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

•        осознавать слово, предложение как главные средства языка;

•        использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

•        использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

•        различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

•        осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

•        осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

•        осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

•        осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;

•        вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.

Учащиеся получат возможность научиться:

•        производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

•        соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

•        использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;

•        при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

•        распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

•        создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

•        самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

•        осознавать цели и задачи  урока,  темы;

•        в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

•        следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

•        адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

•        участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;

Учащиеся получат возможность научиться:

    • осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;

•        планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;

•        осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Познавательные

Учащиеся научатся:

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

•        выделять существенную информацию из читаемых текстов;

•        строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;

•        находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;

Учащиеся получат возможность научиться:

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);

•        по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;

•        преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

•        соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

•        озаглавливать текст;

•        задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

•        адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

Учащиеся получат возможность научиться:

•        участвовать в диалоге (относиться к мнению других,  задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);

•        соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

•        понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;

         

 Содержание учебного предмета

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Речь. Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла,

информации).  Роль в общении несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.

Высказывание. Текст. Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, предложение, текст. Осознание целей, задач высказываний: спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.

Текст (устный и письменный). Тема текста.

          Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объему текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письма по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/ изложение по вопросам, готовому плану).

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке. Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей - язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем мысли и чувства).

Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.

Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, ё, ю, я, с непроизносимыми согласными.

Слово и его значение (лексика) Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова.

 Слово и его строение (состав слова, морфемика) Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень — смысловой центр слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями.

Слово как часть речи (морфология) Обобщение сведений о частях речи как групп слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление). Слово как часть речи (с введением терминов — имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Синтаксис и пунктуация . Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).

Орфография. Общее представление об орфограмме, формирование орфографической зоркости. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от местоположения в слове. Использование орфографического словаря

                             

                     

                       Учебно-тематический план

Разделы программы

     Кол-во часов

           

1.

Язык и речь.

                         3ч

17ч

2.

Речевое общение.

3

Слово и его значение (лексика)

4

Слово и его строение (состав слова,  морфемика)  

5

Слово как часть речи (морфология)  

ИТОГО

                   

         Календарно- тематическое  планирование

  Тема урока

Кол-во час.

план

факт

1

Хорошо ли ты знаешь русский язык?

1

2

Обращение. Русские народные сказки

1

3

Распространенные и нераспространенные предложения

1

4

 Как рождаются фразеологизмы?

Выбор фразеологизма в речи

1

5

Вот они, родные – однокоренные

1

6

Старые знакомые Ъ и Ь

1

7

Преобразование слов; Работа с толковыми словарями

1

8

Сокровища родного языка (пословицы , поговорки, «крылатые» слова)

1

9

Игра «Пропавшие буквы».

1

10

Мы рады встрече с частями речи

1

11

Мой язык.

Слова – историзмы

1

12

Составление ребусов.

1

13

Сравнение старинных

и современных книг, работа

с высказываниями Ушинского, Толстого. Развитие связной речи.

1

14

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам.

1

15

Кроссворд «Народные загадки».

1

16

Его величество – Глагол. Глагол в русских народных сказках

1

17

Орфографические головоломки. Почему мы так пишем?

1

итого

17ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Родной язык (русский)

Программа для 1-2 классов по родному языку (русскому)....

Рабочая программа "Родной язык", 4 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа, тематическое планирование по курсу родной язык для 4 класса. Рабочая программа по курсу  родной язык в 4 классе составлена в соответствии  с Федеральным государственн...

Рабочая программа Родной язык (русский)

Примерная рабочая программа "Родной (русский) язык....

Рабочая программа "Родной язык"

Предлагаю рабочую программу курса "Родной язык" для начальной школы и календарно-тематическое планирование в 1, 2 классах общеобразовательной школы...

Рабочая программа "Родной язык"

Рабочая программа "Родной язык"...

Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России.

Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России....