синоним 3-4 класс
картотека по русскому языку (3 класс)
Какое слово в тексте повторяется? Что нужно сделать, чтобы избежать этих повторений? При исправлении предложения можешь использовать близкие по значению слова: трусливые, робкие, пугливые, боязливые.
Запиши предложение, которое у тебя получилось. Подчеркни волнистой линией близкие по значению слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy_dlya_3-4_klassov.docx | 42.1 КБ |
Предварительный просмотр:
№1а. Чётко прочитай предложения:
Подумай и выбери из предложений слова, близкие по значению Запиши их. Докажи правильность выбора слов.
№1б. Чётко прочитай предложения. Найди в предложениях слова, близкие по значению. Выпиши их. Докажи правильность выполнения задания. Составь с выписанными словами предложения.
№1в. Выразительно прочитай отрывки из сказки:
Как называется сказка? Кто её автор?
Подбери к выделенному в первом отрывке слову близкие по значению слова из последующих отрывков. Запиши их. Вспомни и допиши слова, близкие им по значению.
№2а. Чётко прочитай предложение:
Какое слово в тексте повторяется? Что нужно сделать, чтобы избежать этих повторений? При исправлении предложения можешь использовать близкие по значению слова: трусливые, робкие, пугливые, боязливые.
Запиши предложение, которое у тебя получилось. Подчеркни волнистой линией близкие по значению слова.
№2б. Внимательно прослушай текст:
Сегодня на уроке русского языка учитель говорил о словах. Он много говорил о том, как появились слова. А затем стал говорить о том, как образуются новые слова.
Скажи, какие слова в тексте повторяются. Какие из них можно заменить? Запиши слова, которые ты подобрал. Докажи правильность их подбора. Подбери к записанным словам ещё 2—3 близких по значению слова.
№2в. Чётко прочитай предложения:
Выпиши из предложений слова, сходные по значению (синонимы) со словом: тьма; тишина. Докажи правильность выполнения задания.
№3а. Подбери к каждому слову близкое по смыслу так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось новое слово (по вертикали):
работа — з... обрыв — к... доля — ч...
родник — и... пасмурный — н... педагог — у...
холод — м... забава — и... мыслить — д...
деятельный — а... рубеж — г... пища — е...
самописка — а... хохотать — с...
актёр — а...
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Идти к цели. Идёт весна. Часы идут правильно |
Работа идёт хорошо. В театре идёт новая пьеса |
Тряпьё идёт на бумагу. Дети идут гулять. Лошадь |
идет шагом. |
№3б. Прочитай «про себя»:
Подумай и предложи задание товарищу.
* Достигать, приближаться, двигаться, направляться, показываться, употребляться, бежать, шагать, действовать.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
№3в. Чётко прочитай словосочетания:
сильная метель | большое несчастье |
плохая погода | сильный дождь |
полная тишина | буря на море |
бесстрашный лётчик | соседняя школа |
пасмурная погода | смышленый ученик |
правильный ответ | занимательный рассказ |
Замени выделенные слова, близкими по значению (синонимами). Запиши словосочетания с подобранным тобой словам.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
№4а. Чётко прочитай текст:
Что тебе не понравилось в тексте? Как можно его улучшить? Запиши рассказ с подобранными тобой словами. Подчеркни слова-синонимы одной чертой. Докажи правильность выполнения задания.
№4б. Чётко прочитай словосочетания:
Замени словосочетания одним словом, близким по значению (синонимом).
Докажи правильность своего выбора, составив предложения.
№4в. Чётко прочитай словосочетания:
Учитель-дефектолог поясняет смысл термина «фразеологические обороты». Замени фразеологический оборот одним словом-синонимом (устно). Составь и запиши предложения с фразеологическими оборотами.
№5а. Чётко прочитай предложения:
Назови и запиши синонимы к выделенным словам. Составь с каждой парой синонимов словосочетания (Упражнение выполняется парами)
№5б. Прочитай «про себя»:
Подбери и впиши в предложения слова, наиболее точные по смыслу. Объясни свой выбор.
* Ледяной, студёный, морозный.
Как называются вписанные тобой слова? Подчеркни их волнистой чертой.
№5в. Чётко прочитай слова парами:
развлекаться — забавляться | |
сторожить — охранять | |
подчиняться — покоряться | |
удивляться — изумляться | |
рассказывать — излагать | |
преподносить — вручать | |
слушать — внимать | |
заболеть — захворать | |
просить — клянчить |
Подумай, что можно сказать о словах в парах.
Сравни синонимы и объясни разницу в их употреблении (использовании). Составь с каждым предложение.
№6а. Выбери нужное слово из стоящих в скобках и вставь его в предложение.
Обоснуй правильность своего выбора.
а)
б)
№6б. Прочитай «про себя»:
* Идти, ковылять, шагать, плестись, возвращаться, мчаться, ходить, скакать, двигаться, переступать.
Как называются слова, данные для справок? Почему они так называются? Выбери из ряда слов-синонимов подходящие по смыслу и впиши их в предложения.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
№6в. Чётко прочитай слова:
Что можно сказать о данных парах слов? Сколько групп синонимов ты можешь выделить?
Прочитай слова-синонимы, выражающие движение; чувства.
Прочитай слова-синонимы, которые не только обозначают пред мет, действие или признак, но и выражают наше отношение к ним Составь с ними предложения и запиши их.
№7а. Прочитай «про себя»:
Подумай, правильно ли выбрано слово в каждом предложении из ряда синонимов. При необходимости поставь другое и докажи правильность своего выбора.
№7б. Чётко прочитай слова (упражнение выполняется парами):
Подумай, есть ли среди данных слов синонимы? Запиши синонимы по группам. Сколько у тебя получилось групп? (Взаимопроверка: ученик доказывает правильность выполнен но задания товарищу в своей паре.)
Составь устно по одному предложению со словом каждой группы (Оценка выполнения задания учащимися.)
№7в. В течение 10 минут подбери синонимы, обозначающие:
- движение: иду,...,...
- речь: говорю,..., ...
Расположи слова по степени скорости движения, громкости звучания голоса (по мере ее увеличения). Объясни оттенки значений слов.
Составь с любыми словами из каждой группы 2—3 предложения.
№8а. Четко прочитай слова:
бояться, радоваться, изумиться, поразиться, |
трусить, ужасаться, смеяться, удивиться, |
озадачиться, пугаться, хохотать, улыбаться, |
робеть, веселиться, трепетать. |
Запиши слова-синонимы в таком порядке: сначала — выражающие чувство радости; затем — страха и, наконец, — удивления. Докажи правильность выполнения задания.
С любым словом каждой группы составь предложения.
№8б. Чётко прочитай слова:
Подумай, можно ли все эти слова назвать синонимами? Если нет, то почему. Запиши только синонимы. Добавь к каждой группе синонимов ещё 1—2. Докажи правильность подбора синонимов.
№8в. Прочитай «про себя»:
Подумай и предложи товарищу задание.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выбора синонима.
№9а. Чётко прочитай слова:
Подумай, есть ли среди слов-синонимов в каждой строчке лишнее. Назови его. Докажи правильность своего ответа.
Со словами-синонимами составь и запиши предложения.
№9б. Четко прочитай слова:
а)Прочитай их: сначала по усилению степени признака, затем — по его ослаблению. Обоснуй правильность выполнения задания.
б) Подбери к словам плохо, грустить синонимы.
Расположи их по степени ослабления признака. Докажи правильность выполнения задания.
№9в. Прочитай «про себя»:
Подумай, правильно ли подобраны слова в предложениях. При необходимости исправь ошибки и докажи правильность своего решении.
№10а. Чётко прочитай слова:
Скажи, как их можно назвать? Почему?
Запиши синонимы по силе действия: первые 4 строчки — от самого медленного, слабого действия до самого быстрого, сильного; последние 4 строчки - наоборот.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
С любым словом каждой строчки составь предложение.
№10б. Внимательно рассмотри таблички:
платье | голубой |
глаза | лазурный |
небо | бирюзовый |
море | небесный |
цвет | |
незабудка | |
погода | мокрый |
песок | сырой |
воздух | влажный |
луг | |
берег | |
полотенце | |
дождь | |
день | серый |
заяц | пасмурный |
костюм | |
воздух |
Сколько столбиков слов в каждой табличке?
На какой вопрос отвечают слова левого столбика? Правого столбика?
Есть ли в табличках столбики слов-синонимов? Прочитай их. На какой вопрос они отвечают? Докажи, что эти слова — синонимы.
Подбери к словам-предметам подходящие по смыслу слова-признаки. Запиши по 2 составленных словосочетания из каждого столбика. Докажи, что ты правильно это сделал.
№10в. Прочитай «про себя»:
Подумай и подбери в каждое предложение подходящее по смыслу слово (из стоящих в скобках).
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Антоним һәм синоним сыйфатлар" в 3 классе (на татарском языке)
Готовый конспект урока по татарскому языку в 3 классе....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
4 нче сыйныфта татар теленнән уен-дәрес. Тема: "Синоним, антоним сыйфатлар”
Максат: 1) укучыларда диалогик һәм монологик сөйләм аша сөйләм әдәбе күнекмәләре формалаштыру; 2) фикерләү, танып белү сәләтен үстерү;3) яшьтәшләре белән аралашу кагыйдәләренә өйрәтү....
Технологическая карта урока по татарскому языку по теме "Антоним һәм синоним фигыльләр".
Дәреснең аннотациясе:...
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...