Возможный анализ(как избежать ошибки по русскому языку)
учебно-методическое пособие по русскому языку

Кожевникова Светлана Владимировна

Анализ  работы по системе языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnyy_analizkak_izbezhat_oshibki_po_russkomu_yazyku.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ  работы по системе языка.

Заполните таблицу. Выявите и сформулируйте возможные затруднения у учащихся. Опишите действия ученика, способствующие избежать ошибки.

№ задания

Затруднение, причина появления возможных ошибок

Правильный способ действия ученика

1

 Отметь слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

                            Лето, дорога,  юнга, мышь,  море.

Незнание гласных звуков 1 ряда, обозначающих твёрдость согласного звука. Неумение видеть стоящие несколько согласных звуков в слове.

Повторить гласные первого ряда. Отметить их точкой в слове. Подчеркнуть согласный звук перед ним. Произнести слог послушать звук.  Найти согласные стоящие рядом друг с другом, обращая внимание на гласные звуки за ними.

2

Разбери слова по составу, выдели окончание, корень, приставку, суффикс.

                     Подумает, полоска, повар, погодными, поясок

Непонимание правила о состава слова.

Не умение вычленить морфему слову( окончание)

Непонимание этимология слова и неумение подбирать родственные слова. Для вычленения корня слова.

Непонимание чёткого представление о месте приставки в слове

Непонимание чёткого представление о месте суффикса в слове.

Выучить правило состава слова.

изменить его так, как это свойственно словам данной части речи; сравнить изменения слова; отделить изменяющуюся часть.

Повторить правило о родственных и однокоренных словах.

подбирать слова, которые можно объяснить с помощью одного слова;

сравнить родственные слова, чтобы найти общий отрезок.

Повторить правило о приставке.

отделить часть слова перед корнем;

образуй другие слова с этой частью;

проверь, действительно ли этот отрезок – одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку: часть слова стоящую пред корнем);

отдели значимую часть (или части) перед корнем.выясни, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием;

Повторить правило о суффиксе.

 подбирать слова, имеющие отрезок с тем же значением и звуковым составом;

проверить, действительно ли это один суффикс (можно ли образовывать слова с этим суффиксом или суффиксами).

3

Установи соответствие между словами  и  их характеристикой: от каждой группы слов первого столбика проведи стрелочку к нужной характеристике во втором столбике

Слова

Характеристика

 вода, водица  

Формы одного и того же слова    

заводить, водяной

Однокоренные слова  

водитель, водителю

Не однокоренные слова  

Вода-водица. Непонимание этимология слова и неумение подбирать родственные слова. Для вычленения корня слова.

Заводить-водяной. Непонимание этимология слова и неумение подбирать родственные слова. Для вычленения корня слова

Водитель-водителю. Не умение вычленить морфему слову( окончание)

Повторить правило о родственных и однокоренных словах.

(подобрать слова, которые можно объяснить с помощью одного слова.),

сравнить родственные слова, чтобы найти общий отрезок.

Изменить слово так, как это свойственно словам данной части речи; сравнить изменения слова; отделить изменяющуюся часть.

4

Прочитай словосочетание. Выпиши имя существительное, определи и запиши его непостоянные признаки.

В чистой воде___Воде  - П.п., ед.ч.

Незнание что такое постоянные и непостоянные признаки существительных

Найти – изменяемые грамматические признаки, которые проявляются у существительных в зависимости от контекста речи и позиции слова в предложении (словосочетании)
Изменить число.( Определить число в существительном).Изменить падеж обращая внимание на изменчивость морфемы ( Определить падеж)

5

Прочитай предложения, запиши характеристику предложений по цели высказывания и по интонации.

Сколько еще стихов Пушкина мы прочитаем! Давайте послушаем отрывок из сказки Пушкина. Неужели вы не читали это стихотворение?!

 (повест., воскл.,)  

 (_побудит.,невоск)  (вопросит., воскл.)

Неумение и непонимание интонирования предложений. Незнание алгоритма определения предложений.

Повторить правило .

Посмотреть содержится ли в предложении вопрос. Если ДА, то это  вопросительное. Если НЕТ то , посмотреть содержится ли в предложении совет, просьба, приказ, призыв к действию. Если ДА- побудительное. Нет-повествовательное.

6

Отметь словосочетания.

пришёл из школы

красивая игрушка

закончились каникулы

Незнание грамматической основы предложения. Неумение задавать вопрос от грамматической основы к второстепенным  словам. Отсутствие навыка определять главное и зависимое слово в словосочетании.

Повторить правила  Главные члены предложения. Словосочетания.

Найти предложение.( Подлежащее  Кто?, Что? и сказуемое Что делает? и т.д. ), посмотреть на оставшуюся часть задания.

Задать вопрос к главному слову и найти зависимое. Главное слово, либо это действие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку. 1 класс.

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 1 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 2 класс

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются во 2 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обо...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 3 класс.

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 3 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

Как выполнить работу над ошибками по русскому языку

Материал представляет собой памятку по выполнению работы над ошибками по русскому языку....

Работа над ошибками по русскому языку.

Данный материал является помощником для выполнения работы над ошибками по русскому языку....

Памятка по работе над ошибками по русскому языку

Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку

Для работы над ошибками уже много лет раздаю ученикам памятку, созданную мной на основе предложенной авторами программы по русскому языку Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В. и Прониной О.В. Когда проверяю де...