Конспект урока "Значение и употребление глаголов в речи" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку

Саутина Дарья Николаевна

Конспект урока по русскому языку 3 класс ( 2 урок)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 9. 04. 2019

Школа: ОЦ№1

Класс: 3 д

ФИО студента: Саутина Дарья

ФИО учителя: Аист Е.М.

ФИО руководителя практики: Кондратьева И. И._________

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: «Значение и употребление глаголов в речи»

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать часть речи «глагол»;
  • Уметь находить глаголы в тексте;
  • Уметь употреблять глаголы в речи.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация,  раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

1 мин.

Доброе утро, ребята!

Я желаю, чтобы урок принес вам радость общения с друг другом и чтобы каждый ушел с урока с весомым багажом знаний. А теперь улыбнитесь и  тихо садитесь!

Приветствуют учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: самоопределение.

Актуализация знаний

3 мин.

 Ребята, сейчас вы будете работать самостоятельно на карточках.

Вам нужно будет подобрать к данным словам однокоренные глаголы и записать их. Обозначить в словах орфограммы.

Бег, сторож, зелень, смех, пляска, помощь, ужин, просьба, звон.

Проверяем все вместе, по очереди.

Ребята, что такое глагол?

Сейчас я вам будут диктовать текст, а вы должны будете записать в карточку только глаголы.

Лисичка зимой мышкует. Вот встала она на пенёк. Так лучше видно. Стоит лиса, слушает, смотрит. Вот под снегом мышка запищала. Снег шевельнулся. Как кинется лиса! И попалась мышь рыжей пушистой охотнице.

Кто сможет восстановить текст?

Выполняют работу на карточках.

Бежать, сторожить, зеленеть, смеяться, плясать, помогать, ужинать, просить, звонить.

Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? И др.

Мышкует, встала, стоит, слушает, смотрит, запищала, шевельнулся, кинется, попалась.

Восстанавливают текст.

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка учебной задачи

5 мин.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

Сформулируйте тему урока.

Какие цели мы поставим на урок?

 Формулируют тему урока.  

Значение и употребление глаголов в речи.

1.Уметь находить глаголы в тексте;

2.Уметь употреблять глаголы в речи.

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Р: целеполагание.

Р:планирование.

«Открытие» детьми  нового знания

 8мин.

Сейчас, ребята Вы в парах будете выполнять упр.173,с.102

Прочитайте главные члены предложения с вопросами.

Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Открываем тетради и записываем число 8 апреля, классная работа.

Сейчас, ребята мы будем выполнять №174,с.102.

Прочитайте упражнение.

Выполняют самостоятельно в тетрадях, проговаривая по очереди.

Ласточки (что делают?)щебечут.

Месяц бледный(что делает?)смотрит.

Солнце(что сделает?)взойдет.

Лёд(что сделал?)треснул.

Верба(что сделала?) нарядилась.

Тучи(что сделали?)набежали.

Птички(что сделают?)запоют.

Сказуемым.

Найдите в орфоэпическом словаре учебника (с.150) глаголы. Произнесите их правильно. Выпишите 3 группы глаголов, ставя перед каждым глаголом в скобках вопрос, на который он отвечает. Обозначьте в словах ударение.

(Что делать?)Брать, (Что делала)брала, (Что делали? брали.

(Что сделать?)Взять, (что сделала?)взяла, (что сделали?)взяли,

(Что делать?)ждать, (Что делала?)ждала, (что делали?)ждали

(Что делать?)Звать (Что делала?)звала, (Что делали?)звали.

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К: управление поведением партенра – контроль, оценка его действий.

Динамическая пауза

1 мин.

Выполнять упражнения

Р: эмоциональный настрой.

Первичное закрепление

5 мин.

Выполняем упр№175, с.103

Прочитайте.

Из какой сказки этот отрывок?

Какие слова обозначают действия зайцев? Назовите их.

Найдите глаголы-синонимы.

Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы.

Выпишите глаголы. Выделите в них приставки. Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделали?

1.Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи- все слушают, как хвастается заяц... 2. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки-зайчихи, улыбнулись старые зайцы. 3. зайцы кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли друг друга.

Алёнушкины сказки, автор Дмитрий Сибиряк.

Собрались, сбежались, приплелись, слушают, хвастается, хихикнули, засмеялись, улыбнулись, кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли.

Собрались,сбежались, приплелись;

Хихикнули,засмеялись,улыбнулись.

Автор использует синонимы, чтобы избежать повтора слов в одном предложении, подчеркивая - старые зайчихи приплелись (медленно шли); зайчата сбежались (быстро собрались).

Выполняют упражнение письменно.

К: умение сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение.

Р: прогнозирование.

Р: коррекция.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический-карточка

7 мин.

Ребята сейчас Вы будете выполнять самостоятельную работу в карточках. На работу Вам 4 минуты.

  1. Вам нужно выписать из текста глаголы.

Он отправился в буфет

Покупать себе билет.

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку квасу.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон,

Внес узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном...

Прочитайте глаголы, которые Вы выписали.

Выделите приставки в глаголах.

Работают в карточках.

Отправился, покупать, помчался, покупать, побежал, влез, внес, рассовал, сел, заснул.

Выделяют приставки.

П: структурирование знаний

Включение в систему знаний

2 мин.

Ребята, подберите к глаголам синонимы и запишите их.

Бороться, идти, болтать, надоедать, танцевать.

Запишите домашнее задание в дневник.

с.103№176

Выполняют упражнение.

Записывают домашнюю работу.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

К: аргументировать своё мнение.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Рефлексия деятельности

Словесный-беседа

2 мин.

Давайте подведём итоги.

Все ли цели мы реализовали?

Каким членом предложения является глагол?

Сегодня на уроке

Я узнал…

Я учился…

Я могу…

Спасибо за урок. Урок окончен.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Сказуемым.

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.



Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.19.

ФИО учителя: Аист Е.М.

Школа: ОЦ№1

ФИ студента: Саутина Дарья

Класс: 3д

ФИО методиста: Кондратьева Ирина Ивановна ________________

Кабинет: 208

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку

Тема: «Глаголы – синонимы, глаголы - антонимы»

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, умение использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать понятия глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;
  • уметь подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы;
  • умет употреблять их в речи.

Личностные:

  • формировать положительную мотивацию к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Школа России» 3 класс 2 часть, презентация, карточки.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Меня зовут Ирина Владимировна.

Ответное приветствие.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

2 мин

- Ребята, что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Приведите примеры.

- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

- Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? И др.

- ходить, смотреть, видел, рисовала, буду писать.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Р: коррекция

  1. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Прочтите четверостишие на доске. Доскажите словечко.

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг ... (убежала).

О ком эта загадка? (О еже).

Что вы можете сказать о слове, которое вставили?

- Найдите в тексте ещё один глагол. Прочитаем их вместе. Что можно о них сказать? (Они противоположны по значению).

- Запишем их в тетрадь.  Лежала – убежала.

- Как называются такие слова? (Антонимы)

Между сосен, между елок

... (Ходит) тысяча иголок.

Бродит тысяча иголок,

Но не сделать ни стежка

Все иголки без ушка! (Ёж)

- Какое слово вставили в эту загадку?  Какая это часть речи?

- Какой глагол составит ему пару? (Ходит-бродит). Запишите.

Что можете сказать об этих словах? (Они похожи по смыслу. Это синонимы.)

- К каким частям речи мы уже умеем подбирать синонимы и антонимы? (К прилагательным, существительным).

- Какие синонимы и антонимы вы уже слышали на сегодняшнем уроке?

(Синонимы: большая – заглавная, маленькая – строчная. Антонимы: большая - маленькая, заглавная - строчная, ударный - безударный)

- Кто сформулирует тему сегодняшнего урока?

- Какие цели мы поставим на урок?

- О еже.

- Это глагол.

- Они противоположны по значнию.

Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

П: построение логической цепочки рассуждений

П: выдвижение гипотез, и их обоснование.

П: установление причинно-следственных связей, предъявление цепочек объектов и явлений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

Практический: упражнение

18 мин

Упр. 177 (с. 104)

- Прочитайте текст. Найдите глаголы.

- Почему автор использует такие глаголы?

- К каким из них можно подобрать синонимы? Подберите.

- К каким их них можно подобрать антонимы? Подберите.

- Выполните письменные задания к учебнику: спишите, подчеркните глаголы.

Упр. 178 (с. 104)

- Прочитайте пары слов. Сравните их.

- Спишите, вставляя пропущенный буквы и ставя перед словами вопросы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

- Итак, давайте проверим. По цепочке называем пары слов с вопросами, указывая орфограмму.

- Летит, журчит, смеется, звенит, лопочет, скачет.

- Они отражают действия речки.

- Синонимы: летит – бежит, журчит – звучит, смеется – грохочет.

- Антонимы: звенит – жужжит, скачет – покоится.

- Первое слово это существительное, второе – глагол.

(Что?) работа – (что делать?) работать, (что?) танец – (что делать?) танцевать, (что?) ужин – (что делать?) ужинать, (какой?) синий – (что делать?) синеть, (что?) рисунок – (что делать?) рисовать, (какой?) – желтый – (что делать?) желтеть, (что?) бег – (что делать?) бежать, (что?) краснота – (что делать?) краснеть.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

Практический: работа в группах

10 мин

Упр. 179 (с. 104)

- Прочитайте.

- Почему это стихотворение вызывает улыбку?
- О чем можно мечтать?

- Обсудите и выполните задание в парах.

- Давайте проверим.

- Сейчас вы поработаете в группах.

- Допишите глаголы с противоположным значением.

1)Солнце всходит и … 2)Ласточка день начинает, а соловей … 3)Встретил с радостью, а … с жалостью. 4) Любишь брать, люби и … 5)Как аукнется, так и …

- Объясните смысл пословиц.

- Подберите к глаголам антонимы и запишите их

Спать, ходить, сидеть, болтать, лежать.

Мыло – существительное

Мыло – глагол

1)Солнце всходит и заходит. 2)Ласточка день начинает, а соловей заканчивает. 3)Встретил с радостью, а проводил с жалостью. 4) Любишь брать, люби и отдавать. 5)Как аукнется, так и откликнется.

Спасть – бодрствовать, ходить – стоять, сидеть – лежать, болтать – молчать, лежать – стоять.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: упражнение

5 мин

- Страница 124 упражнение 177.

- Выполните его самостоятельно у себя в тетрадях.

А речка эта по лугам и склонам

Летит, журчит, смеется, как ребенок,

Звенит, лопочет, скачет по камням.

Р: саморегуляция

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном

  1. Включение в систему знаний

Практический: работа со словарем

Практический: составление предложения

Практический работа в парах

9 мин

- Теперь, найдите слово завтрак в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение со словом завтрак, запишите.

- Запомните написание этого слова.

- Что за странное слово для обозначения утреннего приема пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра?

Оказывается, связано. Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести его до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, а утро и называлось поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, на поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее.

Сейчас все изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно приготовить за десять минут. Утром! И сегодня же, тут же его и съесть. Но все равно он – завтрак.

- Вот такое стихотворение написал поэт В. Берестов.

«Завтра, - думал я вчера –

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

Работа в парах.

- Каждая пара получает карточки с заданием.

- Соедините стрелками фразеологизмы и глаголы с соответствующим значением.

Баклуши бить

Запомнить

Вдохнуть жизнь

Обидеться

Надуть губы

Бездельничать

Зарубить на носу

оживить

- Так называется первая трапеза после утреннего пробуждения. В прежнее время, когда ели несравненно более, было четыре трапезы в день: завтрак, обед, полдник и ужин.

Баклуши бить

Бездельничать

Вдохнуть жизнь

Оживить

Надуть губы

Обидеться

Зарубить на носу

запомнить

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

  1. Рефлексия деятельности по продукту

2 мин

- Что такое глагол?

- Что такое глагол синоним, глагол-антоним. Приведите примеры.

- С какой целью глаголы употребляются в речи?

- Запишите домашнее задание: найти 5 пословиц и поговорок с глаголами-антонимами.

- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Значение и употребление глаголов в речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; развитие творческого мышления.Планируемые результаты:Предметные:знать: часть речи «глагол»...

Конспект урока по русскому языку "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Значение и употребление глаголов в речи» Цель деятельности учителя: формирование умения грамотно употреблять глаголы в речи, отличать глаголы среди...

Конспект урока русского языка. Тема: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результаты:Предметные: Знать значение глагола, отличительные признаки глагола.Уметь находить...

Конспект урока по теме "Значение и употребление глагола в речи" (УМК "Школа России", 3 класс")

Цели деятельности учителя: формирование понятия о глаголе как части речи; углубление и расширение знаний о глаголе как части речи; распознавание глаголов среди других частей речи.Планируемые результат...

Конспект урока по теме "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, совершенствование навыков распознавать глаголы среди других частей речи и правильного употребления глаголов в письменной и устной речи....

Конспект урока Русский язык по теме: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результатыПредметные: Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...