Урок русского языка по теме " Типы склонений. Алгоритм определения склонений" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Открытый урок русскогоязыка по теме "Типы склонений. Алгоритм определения склонений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_skloneniya._algoritm_opredeleniya_skloneniya_.docx | 26.68 КБ |
algoritm_na_dosku.docx | 20.16 КБ |
gruppa.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: русский язык
Класс: 4
Учитель: Лабарешных Г.И.
Тема урока: «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»
Тип: урок построения системы знаний.
Цель обучения:
Образовательная: закреплять знания о типах склонения имен существительных, составить алгоритм определения склонения имени существительного; уметь пони-
мать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.
Развивающая: обучение анализу, сравнению, умению доказывать и опровергать; развитие
качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры
труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и
самооценки деятельности.
Воспитательная: привитие интереса к предмету, желание трудиться, чувство гордости за
выполненную работу.
Задачи: создать условия для наблюдения, сравнить и обобщить новые знания; составить алгоритм применения новых правил; упражнять в применении алгоритма; закрепление знания о склонении существительных; содействовать развитию внимания, наблюдательности, , привитие интереса к предмету.
Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структуирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4класс; тетради, таблица «Типы склонений имён существительных», презентация, листы А4, фломастеры, карточки для создания алгоритма, карточки с признаками сущ. и склонения для групп; карточка со словарным словом ПЕЙЗАЖ, толковый словарь, смайлики для самооценки, рефлексивный лист «Ступени успеха»
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге
Формы работы: общеклассная дискуссия, работа парами, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (обращение, побуждение, похвала), приём «Расскажи соседу»
Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода
Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Работа с текстом», «Работа над лексическим значением слова», Изобразительное искусство
Ход урока:
Этап | Ресурсы | Цель | Действия учителя | Действия ученика |
1.Мотивация | тетради | Создание ситуации успеха | -Здравствуйте, урок русского языка. «Каждый прожитый день прибавляет частицу знаний». Важно не только прибавлять знания, но и сохранять их. Как у вас получается это, мы увидим сегодня на уроке. Настроились на успешную работу. -Запишем число, классная работа, четверг. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу, записывают число, классная работа, четверг. |
2.Словарная работа | слайд | Закрепление знаний. | Словарная работа. | Дети записывают слова в тетради. Проводится взаимопроверка и взаимооценка. |
Самоопределение к деятельности. | Карточка с планом | |||
3. Актуализация знаний | Презентация (слайд №3) | -Выпишите существительные 3-го склонения в начальной форме. Подчеркните орфограммы в словах. 1. В окно пахнуло утренней свежестью. 2. Наша деревня находится в лесистой местности. 3. Очень полезен сок из моркови. 4. На белой скатерти темнело чернильное пятно. 5. От усталости дрожали и подгибались ноги. 6. В лесу пахло сыростью и грибами. 7. По степи ехал на лошади всадник. - Проверка в парах. Поставьте на полях нужный смайлик (всё верно, недочёт, много ошибок). Один ученик читает слова и называет орфограммы. | Дети выписывают сущ.3-го скл. Работа в парах. Проверяют у соседа, ставят смайлик. | |
4. Самоопределение к деятельности | Карточка с текстом у каждой группы, листы А4, фломастеры, Презентация (слайд №5) Презентация (слайд №6) Карточки к алгоритму | -Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибку. В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание – я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание – а. Это существительное 1-го склонения.
Проверка работы группы. -В чём заключается ошибка? -С чего надо начинать определение склонения существительного? -Назовите начальную форму -Что нужно сделать дальше? -Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным типам склонения? -Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения. -Сформулируйте задачи урока. | Работа в группах. Читают карточку с текстом, находят ошибку, рассуждают, записывают верный ответ на листе. Приём «Карусель» Передают свой листок в соседнюю группу, те проверяют работу. Оценивают. -не поставил в начальную форму, не определил род существительных -Поставить в н.ф. -И.П., ЕД.Ч -Определить род -Да, например, ж.р.-1 и 3 скл., а м.р. – 1 и 2 скл. Составляют на доске алгоритм из карточек -Упражняться в определении склонения существительных в косвенной форме, используя алгоритм. | |
5. Работа по учебнику | С100 -Прочитайте сведения по учебнику -Дайте оценку нашему алгоритму | Читают правило с 100 -Правильно составили алгоритм | ||
6. Физкультминутка с применением нового знания и первичного закрепления. | мяч | Бросает мяч ученику, называет существительное: в классе, у школы, уроком, радостью, пятёрки, после звонка, мудрость, к перемене, перед мыслью, с игрой, днём, о сердце, у человека. | Дети называют склонение, комментируя по алгоритму, бросают обратно мяч учителю. | |
6 Самостоятельная работа | С 100 №177 | Списывают, определяют склонения по алгоритму. | ||
7 Словарная работа | Репродукция на презентации (слайд №7) Карточка словарного слова Толковый словарь | -Послушайте отрывок из стихотворения, доскажите слово хором. Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш,- Обязательно картина Называется…(пейзаж) -Определите по толковому словарю значение этого слова. -Прочитали слово, где слабая позиция? Запишите. | Читают значение слова. Пейза́ж жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. | |
8. Закрепление изученного | -Спишите предложение со слайда под картиной Левитана. На картине Левитана открывается прекрасный осенний пейзаж. Определите склонение и падеж имён существительных. (Если допускает время, то разбор предложения по членам) | На индивидуальной доске работают 2 ученика. Проверка. Самопроверка. | ||
9. Рефлексия | Карточки к алгоритму | -Соедините стрелками типы склонения и их признаки -Алгоритм определения склонения рассыпался. Соберите в нужном порядке. | Карточки-признаки имени существительного соединить стрелкой с карточкой нужного склонения Работа в группах. Собирают из карточек порядок определения склонений у имени существительного. | |
10. Инструктаж домашнего задания | С101, №179 будете выполнять аналогично, как в №177 | |||
11. Подведение итога урокаитог | Рефлексивный лист «Ступени успеха» | - С какой задачей встретились? - Решили ли учебную задачу? Каждый ученик получает рефлексивный лист «Ступени успеха» Своей работой на уроке: «Я доволен» «Не совсем доволен» «Не доволен» Поясните свой выбор (выборочно) | Определять склонение имен существительных по алгоритму. Ребята заполняют рефлексивный лист, отмечают себя на «Ступени успеха». Рисуют человечка на ступеньку. Своей работой на уроке: Я доволен, потому что… Не совсем доволен, потому что… Не доволен, потому что… |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Работа в группах.
Прочитайте рассуждение ученика, найдите ошибку
В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание –е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание –я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание –а. Это существительное 1-го склонения.
Составьте алгоритм определения склонения имени существительного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение" для 3 класса по системе Л.Занкова
Конспект урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)Цели:- дать понятие об определе...
Разработка урока русского языка на тему: "Второстепенный член предложения - определение" по системе Л. Занкова. Урок открытия нового знания
Урок русского языка в 3классе по системе Л.Занкова...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".Цели: закреплять знания о типах склонения имен существительных...
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»
Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...
Конспект урока русского языка по теме: "Типы текстов (составление текста-рассуждения)". 4 класс. УМК "Перспектива".
Конспект урока по русскому языку по теме "Типы текстов"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
Урок русского языка по теме: "Второстепенные члены предложения. Определение." 3 класс.
Конспект урока по русскому языку в 3 «в» классе по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»Технология развивающего обучения(система Л.В. Занкова)...