Урок русского языка по теме"Приставка"
план-конспект урока по русскому языку

Сватенко Елена Июлиевна

Урок русского языка по теме "Приставка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Приставка.

Цели урока:

Обучающие: дать представление о приставке как значимой части слова в процессе работы с текстом  и словом в технологии РКМ; учить детей выделять приставку из состава слова;

Развивающие: развивать критическое мышление, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

Приемы ТРКМ: «Верные – неверные утверждения», «Инсерт», «Синквейн».

Тип урока: изучение нового материала

1.Организационный момент.

- Ребята, прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас к нему приготовлено, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение. Садитесь

2. Стадия вызова

- Откройте тетради и запишите следующие слова. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях_

- Объясните орфограмму в корне.

- Выделите корень

                                                   улететь

                                                   вылететь

                                                   влететь

                                                   залететь

                                                  прилететь

   - Как называются эти слова?

                                                    (Это однокоренные слова)

-  Какие слова называются однокоренными?

                   ( Слова, имеющие один корень, называются однокоренными.)

- Чем отличаются эти слова?

                         (Эти слова отличаются приставками)

-  Назовите приставки в этих словах.

      (Ученики называют в каждом слове приставку, учитель на экране выделяет их.) Слайд 1

3.Тема урока.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

- Значит, тема нашего урока - приставки.   Слайд 2

- Запишите тему в тетради

         (Тема урока – приставки)

- Попробуйте поставить перед собой цели, над выполнением которых мы будем работать на сегодняшнем уроке.

- Что же именно мы должны повторить?

4.Цели:   Слайд 3

- Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.

- Во-вторых, мы должны научиться выделять приставки в словах, а главное уметь определять их значение.

- В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.

5. Прием «Верные и неверные утверждения».

 – Прежде чем приступить к основной работе, я предлагаю ответить на следующие вопросы.

-  Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.

1

2

3

4

5

- Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что….» Если вы верите, то во второй строчке ставьте  знак «+», если нет,  то «-». Третья строчка остается пустой.

Вопросы:

1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?

2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?

3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?

4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?

5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?

6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?

7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью  речи? (например, приставка за –  употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)

-  На вопросы вы ответили, в конце урока мы к ним снова  вернемся,

- А сейчас, как вы думаете, чем мы будем заниматься?

                 (ученики высказывают предположения)

-  Правы те ученики, которые сказали, что мы будем искать ответы на вопросы и знакомиться с приставкой.

6. Стадия осмысления

Приём «Инсерт»

- А теперь положите перед собой карточку под номером 2 и прочитайте самостоятельно текст.

Задание: прочитайте текст о приставке с карандашом в руке. На полях сделать пометы: V - знал,  + -новое, ? – не понял, есть вопрос. На выполнение 3 минуты.

                         (ученики читают материал)

После прочтения.

- Что в прочитанном материале для вас было знакомо?

                 - Какие открытия вы сделали, читая этот материал?

                 - Какие вопросы  у вас возникли?

                   (ученики отвечают на вопросы)  

- Так что же такое приставка?.

                     (ученик даёт определение приставки)

7.Значение приставкок

-  Обратили ли вы внимание на слово «значимая»?

Почему приставка – это значимая часть?

                  (ученики высказывают свое предположение)  

- Давайте проанализируем слова

 выходить,                             слайд

 входить,

уходить,

 приходить.

- Назовите  корень в этих словах. Какие это слова? (однокоренные)

- Выделим приставки в словах. Изменилось ли значение слова?

Что обозначают эти приставки?

Вы – движение наружу,

 в – движение внутрь,

 у - удаление,

 при – приближение.

- Так почему приставка значимая часть слова?

                  (каждая приставка имеет значение)

- А  для чего нужны нам приставки?

                     (они образуют новые слова)

- Как найти приставку в слове?

                (ученики высказывают свое мнение)

8. Работа с двумя столбиками

- Прочитайте пары однокоренных слов и разделите их на два столбика.

- По какому принципу вы их разделите?

   

(по) дорожке                        (по)дорожник                  

(под) водный                        (под)водой                    

(без) дельничать                  (без)дела                    

(из) вестей                            (из)вестный                    

   - Как отличить приставку от предлога?

- Какие есть версии?                                                  

1 Поставить между предлогом                                                                                                                                                                                                                                     и словом прилагательное          

(    По садовой дорожке).

 - Этот способ проверки знаком по начальной школе.

 А какие ещё есть версии?    

- Определите части речи  и попробуйте сделать вывод.                              

     2. Поставить существительное    в именительный падеж и если это предлог, то он исчезнет.

     3. Рядом с глаголами предлоги        не употребляются.

- Запишите слова в два столбика, раскрывая скобки. 1 вариант – существительные с предлогом, 2 вариант – слова с приставками.

     Физминутка

9. Диктант " Проверяю себя":

   - А теперь проверим, как вы умеете отличать предлоги от приставок и правильно писать слова.

-Самостоятельно с красной строки запишите слова через запятую.

 

      Выносить, из воротника, из-за ворот, на катке, у края, украсить, дотронуться, удивительный, поразмыслить, понавыдёргивать, уплатить, ускорение.

- Проверьте.   Слайд

- Обозначьте в словах  приставки и предлоги, определите часть речи.
 - Может ли одна и та же приставка употреблять в разных частях речи?

- Может ли в слове быть несколько приставок?  


дна и та же приставка может употребляться в словах разных частей речи, в слове может быть несколько приставок)

10. Работа с текстом (текст проецируется на экране)слайд

Впереди видна мутная сталь воды. Из-за озера, из темных еловых перелесков выплывают орлы. Они выделяются грозными силуэтами на фоне закатного солнца. Испуганный их внезапным появлением, замирает весь пернатый мир. Прекратили драку селезни. Смолкла лебединая перекличка. Орлы дозором облетают озера.

- Прочитайте текст и озаглавьте.

(Выразительное чтение текста.)

– Определите стиль речи (художественный, признаки худ. текста – использование слов в переносном значении: мутная сталь воды, дозором облетают).

- Назовите метафоры.

– Определите тип речи (повествование, – последовательно раскрываются действия).

– Выпишите из текста глаголы с приставкой, разобрать по составу (выплывают, выделяются, смолкла, облетают).

11. Стадия рефлексии.

- Ребята, мы славно потрудились. Мы ответили на многие вопросы.

Давайте вернемся к табличке «верные и неверные утверждения» и снова ответим на вопросы, ответы вносить в последнюю строчку.

Вопросы:

1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?

- Как вы ответили на этот вопрос?

2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?

3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?

4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?

5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?

6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?

7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной часть речи? (например, приставка за –  употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)

-   Ответы на какие вопросы совпали, а на какие нет?

- Поднимите руку те дети, у кого совпали все ответы.

                                     (ученики дают ответы)

-   Хорошо, что сейчас вы знаете правильные ответы на вопросы.

                 

-  Сами вопросы и ответы на них показали, что материал вами понят. Достигли ли мы целей урока?

-

12. Синквейн.

- Обобщим материал о приставке в синквейне. Памятка есть на ваших партах. (3минуты)

                                    (Чтение синквейнов)

13.Задание на дом: упр 412.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Приставка и суффикс"

Используемые  современные приёмы и методики.При подготовке минутки чистописания и словарной работы использовала методику интеллектуального развития младших школьников Г.А. Бакулиной.Изучени...

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"

Урок проведён во 2 классе в системе "Школа - ХХI века". Цель урока: обобщить знания детей о частях слова и познакомить с новой частью слова - приставкой. К уроку составлена призентация....

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"

Урок проведён во 2 классе в системе "Школа - ХХI века". Цель урока: обобщить знания детей о частях слова и познакомить с новой частью слова - приставкой. К уроку составлена призентация....

Презентация к уроку русского языка по теме "Приставки и суффиксы"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Приставки и суффиксы".УМК "Перспектива"...

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...

Презентация к уроку русского языка по теме "Приставка"

Презентация к уроку русского языка "Приставка"...

Урок русского языка по теме "Приставка"

Цель: сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку в слове....