Изменение имён прилагательных по родам и числам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Изменение имён прилагательных по родам и числам»
Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ичисле); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Задачи.
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний.
По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).
Орг. момент.
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
– Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в путешествие. Рассмотрите карту нашего путешествия. ( Рассматривают. )
-Найдите на маршрутном листе настрой. Разукрасьте его в подходящий вам цвет.
Минутка чистописания.
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
- О каком времени года говорится в этом четверостишие?( о весне)
Да, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна - это «утро года».
-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])
- Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания .
Словарная работа.
- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. После каждого слова не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму
(Два ученика идут к доске, записывают отгадки на планшетке.)
1. Я румяную матрешку,
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка,
Упадет сама в траву.
(Яблоко)
2. Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)
3.. Как на нашей грядке,
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
4. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
5. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)
6. Что за дорога?
Кто по ней идет, -
Тот хромает?
(Лестница)
7. Я в любое время года,
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой,
Провезу вас под землей.
(Метро)
8. Днем спит на ней подушка,
А по ночам –
Андрюшка.
(Кровать)
- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.
-Назовите слова в которых букв больше, чем звуков. (кровать, лестница).
-Почему?
Найдите на маршрутном листе словарную работу. Разукрасьте в нужный цвет.
Введение в тему урока.
- Прочитайте эти слоги. (на доске)
-Какие слова можно составить?
На вес лан дыш тёп сол ло ен це (весна, ландыш, солнце, тёплое)
-Составьте слова, запишите .Обратите внимание на получившийся ряд слов .
-Назовите «лишнее» слово (тёплое).
-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)
-Что вы знаете об имени существительном? (род, число, собст или нариц)
-Какой частью речи является лишнее слово? (прилагательное)
- Почему? (это признак предмета и отвечает на вопрос какое)
- С из существительных его можно согласовать?
-Почему? (потому что он среднего рода)
- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?
-Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).
-А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?
-Назовите цель нашего урока? (Научиться определять род и число прилагательных).
Сегодня мы и ответим на эти вопросы.
Найдите на маршрутном листе цель урока. Разукрасьте ее.
Разминка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть в даль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз.
3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторить4-5 раз.
Постановка проблемной ситуации
-Как вы думаете, от чего зависит выбор окончания имени прилагательного? (от существительного)
-Для того, чтобы выполнить цель нашего урока, давайте заполним табличку, которая находится после маршрутного листа.
-Давайте заполним табличку. На какой вопрос отвечают слова в мужском роде (какой?)
- заполняем табличку (КраснЫЙ , шарСинИЙ шар, ЗолотОЙ шар)
-Какие получились окончания у прилагательных в мужском роде? (ый, ий, ой)
- На какой вопрос отвечают слова в женском роде (какая?)
-Какие получились окончания у прилагательных в мужском роде? (КраснАЯ лента, СинЯЯ лента
- Выполняем самостоятельно задание в среднем роду и во множественном числе.
-проверка. Поменяйтесь листочками с соседом. Проверьте его работу. (ГолубОЕ небо,СинЕЕ небо)
- От чего зависит выбор окончания имени прилагательного? Давайте сделаем предположение.
-Где мы можем узнать правильный ответ?
-Открываем учебник (стр 108-109), читаем правило.
-наше предположение оказалось верным?
Выполняем письменно упр 144.
Нашли на маршрутном листе «Как я понял правило» разукрашиваем в нужный для вас цвет.
Первичное закрепление.
-Последнее задание на маршрутном листе- индивидуальное. Выполните задание на выбор. С 1 звездочкой на 3, с 2 звездочками на 4 а с 3 звездочками на 5.
Рефлексия. Итог урока.
Оцените свою работу на уроке на маршрутном листе.
Оцените работу своего соседа.
-Научились ли вы чему- то новому?
- Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)
-Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).
8. Домашнее задание:
Домашняя работа. Упр 196 письменно.
Приложение
Маршрутный лист_________________________________________________
Отлично – красный
Сомневаюсь – желтый
Не получается – зеленый
Мужской род | Красн… шар Син… шар Золот… шар | |
Женский род | Красн… лента Син… лента | |
Средний род | Голуб…. небо Син… небо | |
Множественное число | Добр…. друзья Ярк…. краски |
1) Спиши словосочетание, обозначь род имён существительных и прилагательных. Выдели окончания прилагательных:
Прилежный ученик, честный человек, справедливое решение, горькое лекарство, интересная работа.
2) Подбери к существительным подходящее по смыслу прилагательное. Напиши. Обозначь род, выдели окончания имён прилагательных:
Сладкое яблоко, ... вишня, ... смородина, ... лимон, ... земляника.
3) От данных имён существительных образуй имена прилагательные. Напиши их вместе с подходящими по смыслу существительными.
Мебель - мебельный магазин, картофель - ..., сахар - ..., север - ..., молоко - ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-встреча" Породы собак"
Цели: знакомство с породами собак, воспитывать любовь к животным, сопереживать. развивать мышление. Ход урока.1) -Стих-е (читает...
Исследовательская работа "Горные породы"
Испытание натуры (природы) трудно... однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства её разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце. М. В. Ломоносов.Участие в исслед...
классный час "Я сибирской породы"
классный час...
Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы".
Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы"....
Окружающий мир 2 класс " Горные породы"
Окружающий мир 2 класс " Горные породы"...
Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы"
Урок-исследование по окружающему миру проведён в 4 классе. На уроке дети, работая в группах, исследовали горные породы, проводили опыты с мелом, песком и солью. Работая по карте Республики...
Горные породы
Ход урока = презентация...