Единственное и множественное число имён существительных. Закрепление.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Киселёва Лариса Николаевна

Дать понятие об изменении имён существительных по числам; учить определять число имён существительных; употреблять в речи формы единственного и множественного числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Единственное и множественное число имён существительных. Закрепление.

Цели:

- дать понятие об изменении имён существительных по числам;

- учить определять число имён существительных;

- употреблять в речи формы единственного и множественного числа;

Ожидаемые результаты. Метапредметные:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения;

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

- умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

- овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные:

- активизация познавательной деятельности, формирование навыков контроля, самоконтроля;

- формирование коммуникативных навыков, умения находить выходы из спорных ситуаций, умения работать в паре;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Предметные:

- определение грамматического признака имён существительных - число;

- изменять имена существительные по числам;

-использовать специальную терминологию при определении признаков части речи;

- формирование орфографической зоркости;

- развитие каллиграфического письма.

Ход урока.

I. Организация начала урока.

II. Целеполагание и мотивация.

1. Приветствие.

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

2. Психологический настрой на урок.

- Улыбнитесь друг другу.

- Пожелайте хорошего настроения.

- Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

III. Актуализация знаний.

1. Орфографическая минутка.

сон сом сор сок

- Прочитайте слова!

- Что общего у этих слов?

- Уберите из слов гласную и напишите сочетания букв!

- Какие сочетания вы написали?

- Проверим! (сн см ср ск)

2. Словарная работа.

*Игра «Угадай-ка».

- Внимательно посмотрите на слова, записанные на экране: ЛПТ, ЛСЦ, ЛГШК, МШН, МСЦ, МДВДЬ.

- Отгадайте, какие словарные слова записаны?

- Запишите эти слова.

- Проверьте. 

- Слова, какой части речи вы записали? Докажите.

-Данные слова можно разделить на две группы, на какие? Кто из вас догадался? (Одушевлённые и неодушевлённые.)

- Что ещё вы знаете об именах существительных. Приведите примеры.

IV. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

1. Обобщим наши знания об имени существительном.

2. Исследовательская работа.

- Попробуйте вставить словарные слова: лисица, месяц, медведь в предложения.

Декабрь, январь, февраль – зимние ….

Рыжая … выбежала на опушку леса.

Зимой в берлогах спят ….

- Всё ли у вас получилось? Какие возникли затруднения? (Мы не можем использовать существительные - месяц, медведь, т.к. они обозначают один предмет, а в предложениях речь идёт о множестве предметов.)

- Как вы поступите в данной ситуации? (Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов.) 

3. Работа по карточкам.

Карточка № 1

а) Тетрадь, окно, стол, ручка.

Вывод: существительное обозначает ________ предмет.

б) Тетради, окна, столы, ручки.

Вывод: существительное обозначает _________предметов

Карточка № 2

а) Город, улица, страна, река.

Вывод: существительное обозначает ________ предмет.

б) Города, улицы, страны, реки.

Вывод: существительное обозначает _________предметов

- Какое новое открытие об имени существительном вы обнаружили?

(Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.)

- Как вы думаете, в каком числе будет существительное, которое обозначает один предмет?

- Как вы думаете, в каком числе будет существительное, которое обозначает несколько предметов?

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

-Чему хотели бы научиться? Поставьте цели урока.

Сегодня на уроке мы узнаем …

научимся …

попробуем …

- Сегодня мы на уроке узнаем о единственном и множественном числе имён существительных, научимся определять число имен существительных, попробуем изменять имена существительные по числам.

V. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику.

- Прочитайте две группы слов.

- В чём сходство слов в разных столбиках?

- В чём различие слов?

В лексическом значении: обозначают один предмет и много однородных предметов; в графическом написании: изменилась частичка в слове - а - ы.

- Давайте прочитаем правило. (Введение терминов «единственное число» и «множественное число» и определений признаков этих имён существительных.)

- Объясните значения слов: один - единственное, много – множественное.

2. Игра «Один - много».

- Я называю имена существительные в единственном числе – хлопаете 1 раз, во множественном числе –

 2 раза.

Дом, школы, щука, караси, солнце, облака, ученик, родители. Белка, ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья.

VI. Первичное закрепление изученного материала.

1. Упр. 113.

2. Упр. 114.

- Принято обозначать имя существительное единственного числа – ед.ч.,

имя существительное множественного числа – мн.ч..

VII. Рефлексия.

- Измените число имён существительных.

Птичка, гусь, берёза, хвост, море, грибы, пчела, столы, реки, книга.

Какие цели мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы целей?

- Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке я узнал …

научился …

могу похвалить себя ….

Оцените «смайликом» свою работу на уроке.

VIII. Итог урока.  1. Домашнее задание: выучить правила, карточка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"

Представлен конспект урока русского языка во 2 классе с использованием презентации. На уроке использованы групповые, игровые, информационные технологии. Можно наблюдать технологию уровневой дифференци...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

презентация к уроку русского языка по теме" единственное и множественное число имён существительных"

данная презентация помогае учащимся наглядно увидеть в каком числе могут находиться существительные...

Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные неизменяемые по числам.

Открытый  урок  по  русскому  языку  для  2  класса  по  УМК "Школа  России" . Урок  изучения  нового  материала  и  пер...

Единственное и множественное число имён существительных.

Русский язык, "Школа России", 2 класс, презентация "Единственное и множественное число имён существительных"....

Технологическая карта урока : «Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам». 2 класс

Тип  урока:  урок  изучения  нового  материала  и  первичное  закрепление  знаний.Цели:формировать  умения  употреблять  в  речи  ...