Уроки в начальной школе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Иванова Валентина Александровна

Урок русского языка по УМК "Перспектива"  "Волшебный мягкий знак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_myagkiy_znak.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 2 класс

УМК «Перспектива»

Тема урока: « «Волшебный» мягкий знак»

Цель урока: продолжить работу с буквой «ь» как показателя мягкости согласных, выявить его особенности.

Задачи урока:

личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

коммуникативные:

- формировать навыки сотрудничества со сверстниками и учителем.

- формировать умение слушать и понимать других;

- формировать умение с достаточной точностью выражать свои мысли, вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в беседе;

- формировать умение работать в паре и группе

регулятивные:

- формировать умение ставить цель, планировать, контролировать, оценивать свою деятельность, вносить коррективы, строить прогнозы

познавательные:

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- самостоятельно находить и понимать нужную информацию;

- осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Учебник: Л.Ф. Климанова, Т. Е. Бабушкина «Русский язык», Москва, «Просвещение», 2017

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Создаёт стихотворный настрой. Организует погружение в проблему.

Ужасно интересно всё то, что неизвестно.

А то, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,

Тогда с тобою многое удастся нам понять!

 Слайд 1

 - У Лукоморья дуб зелёный.

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

- Откуда эти строки? Почему?

- Вы любите читать сказки?

- Какие бывают сказки?

- Что обязательно присутствует в волшебных сказках?

- Сегодня на нашем уроке тоже будет совершаться волшебство.

Слайд 2

- Прочитайте слова на слайде

Мальвина, ведьма, журавль, царь, конь, медведь

- Откуда эти слова?

- Спишите слова. Обратите внимание на письмо слов, в буквах которых присутствует элемент «петля». Его пишем до середины широкой строки.

- Выделите общий признак с точки зрения орфографии. Подчеркните орфограммы.

- Какие орфограммы подчеркнули?

- Сформулируйте тему и цель урока.

Подготовка обучающихся к работе.

Вспоминают изученный ранее материал на уроках чтения.

Осуществляют анализ слов, их сравнение.

Формулируют тему и цель урока.

Познавательные:

Пытаются решить задачу известным способом.

Регулятивные:

определяют цель урока и цели.

Коммуникативные:

строят высказывания.

Актуализация знаний и фиксация затруднений к деятельности.

Ведёт подводящий диалог.

Разделите слова на две группы с точки зрения орфографии.

- Какие слова вы объединили в первую группу? Почему?

- Какое место занимает буква «ь» в слове? Какова его роль ?

- Где стоит мягкий знак в словах второй группы?

- Какова его работа?

- Сделайте вывод.

Проверим себя, прочитав сообщение профессора Самоварова на странице 60 учебника.

- Вспомните сказку, в которой собрались сразу все месяцы и совершили чудо.

Слайд 3

- Назовите месяцы, отгадав загадки:

Назовите-ка,  ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт

Мы встречаем новый год (Декабрь)

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано… (январь)

Последний зимний месяц жаль:

Короткий самый он - … (февраль)

- Найдите в словаре правописание слов – названий месяцев.

- Можем мы выполнить проверку опасных мест в словах? Это словарные слова.

- Запишите эти слова в тетрадь.

- Сколько слогов в слове? Какой слог ударный?

- Посчитаем количество звуков и букв в словах.

- Составьте и запишите предложение, используя названия сразу трёх месяцев. Выберем лучшее, на ваш взгляд предложение и запишем его под диктовку.

Вспоминают изученный материал. Выполняют операции анализа, сравнения, классификации.

Самостоятельно делают вывод. Проводят самопроверку.

Осуществляют анализ.

Осуществляют практическую работу с орфографическим словарём. Работают в паре.

Работа в группе. Составляют предложения с новым словарным словом.

Познавательные:

доказывают и аргументируют свою точку зрения, делают вывод.

Регулятивные:

осуществляют самоконтроль знаний.

Коммуникативные:

Строят высказывания, работают в паре и группе

Постановка учебной задачи (открытие нового знания).

Организует учебное исследование. Даёт задание на преобразование информации.

Слайд 4

- Букву «ь» называют «волшебной». Как вы думаете, почему?

- Для чего нужны волшебные предметы?

- Какие же чудеса, превращения может совершать буква «ь»?

- Давайте исследуем букву.

- Вспомним из уроков математики, как называются два луча, проведённых из одной точки (угол).

- Полезное ископаемое чёрного цвета, которое добывают из земли и используют для топлива (уголь)

- Сделайте звуковую схему слов. Что можем сказать о количестве звуков?

- Запишите слова в тетрадь. Что можем сказать о количестве букв? Почему букв больше, чем звуков?

- Какую же роль в слове выполняет «ь»?

- Как из слова «угол» мы получили слово «уголь»?

- Меняется ли лексическое значение слова?

- Почему же «ь» называют «волшебным»?

Физкультминутка

Назовите сказку, в которой некрасивый утёнок превратился в прекрасного лебедя (танец утят)

Высказывают собственное мнение.

Осуществляют исследование. Вспоминают ранее изученный материал на уроках математики. Вступают в диалог с учителем.

Работают со звуковыми схемами слов.

Предлагают своё обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

Познавательные:

осуществляют мыслительные операции, формулируют понятие.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Коммуникативные:

осуществляют сотрудничество с учителем, выражают собственные мысли, отвечают на вопросы.

Первичное закрепление.

Проводит диагностическую работу. Предлагает придумать свои задания по изученному правилу.

- Работаем с учебником. Выполняем упражнение 79.

- Читаем задание. Составляем пары слов с «ь» и без него. Пишем с комментированием.

Слайд 5

- Игра «Волшебник»

- партия в шахматы (кон);

- домашнее животное (конь);

- длинная палка (шест);

- цифра (шесть);

- большая группа поющих детей (хор);

- хищный зверёк с ценным мехом (хорь)

- С помощью какой буквы осуществились волшебные превращения слов?

- Придумайте свои примеры слов, где буква «ь» меняет смысл слова.

Выполняют задание учебника. Проводят комментированное письмо.

Проводят анализ.

Работают в группах. Самостоятельно придумывают задания по изученному правилу.

Познавательные:

извлекают нужную информацию, осуществляют анализ, делают выводы, придумывают свои примеры на новое правило.

Регулятивные:

осуществляют самоконтроль.

Коммуникативные:

осуществляют сотрудничество при работе в группе, учатся формулировать собственное мнение, выражать свои мысли.

Самостоятельная работа.

Организует самостоятельную практическую работу в форме игры. Даёт задание на составление собственных примеров на данное правило.

- Что могут называть слова в русском языке?

- На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы? Приведите примеры таких слов.

- На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки? Приведите примеры таких слов.

- На какие вопросы отвечают слова, называющие действия? Приведите примеры таких слов.

- Игра «Кто больше»

Задание: превратите слова – названия предметов в слова – названия признаков. Придумайте примеры своих сло по данному образцу. Запишите их.

Мыло – мыльный;

пыль - …;

школа - …;

сила - ….

Проверка. Назовите слова, которые придумали сами.

Оцените себя с помощью знаков !, +, -.

Участвуют в игре, придумывают задание на изученное правило

Познавательные:

применяют новые знания.

Регулятивные:

осуществляют самооценку деятельности

Коммуникативные:

строят рассуждения, понятные для собеседника.

Рефлексия деятельности.

Диагностическая работа на выходе. Организует работу по подведению итогов самими учащимися. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния.

Слайд 6

- Выберите верные высказывания про букву «ь»

- обозначает гласный или согласный звук;

- не обозначает звука;

- обозначает твёрдость согласного звука;

- обозначает мягкость согласного звука;

- не меняет лексическое значение слов слов;

- может менять лексическое значение слов.

- Сделайте вывод о букве «ь».

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак:

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо «шесть» получим «шест»,

Вместо «есть» получим «ест»,

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Слайд 7

Отгадайте сказочного героя. Незнайка предлагает вам оценить своё настроение во время урока с помощью знаков !, +, -, находящихся на доске.

Выполняют диагностическую работу.

Подводят итог урока.

Делают вывод самостоятельно.

Осуществляют саморефлексию.

Познавательные: анализируют, контролируют, оценивают результат деятельности.

Регулятивные: осуществляют саморефлексию.

Коммуникативные:

умеют использовать речь для регуляции своего действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...