Программа кружка по русскому языку "Юные лингвисты" 1-4 классы
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

Программа кружка по русскому языку "Юные лингвисты" 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russkomu_yazyku.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

Восточная гимназия

ПРИНЯТО

Методическим объединением __________________________

Протокол №___от __________

Руководитель МО

__________/_______________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии

_________М.Е. Гулакова

«____»__________2018г.

Программа

«Юные лингвисты»

                                                                                           

                                                                                           Составители:

                                                                                           Со Ен Дя

                                                                                          (Тамара Валерьевна)

Южно-Сахалинск

2018год

Пояснительная записка.

Программа по внеурочной деятельности «Юные лингвисты» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО с изменениями и дополнениями).

Программа кружка составлена для работы с младшими школьниками и направлена на  развитие познавательной деятельности. Организация внеурочной деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др. 

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей роли внеклассной работы по русскому языку. 

В отборе материала для занятий учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальными и средними классами. 

Действующая программа по русскому языку для начальных классов позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе наблюдения за особенностями употребления слова в стихотворных произведениях  школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания «как неизведанные страны». Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. 

Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. 

Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

        Цель программы:

  • Углубление и расширение знаний по русскому языку;
  • развитие активного самостоятельного творческого мышления  младших школьников; речи, эмоционального мира ребенка;
  • развитие  коммуникативных умений и навыков;

        Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • приобщить школьников к художественной культуре посредством языка;
  • развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с особенностями  и условиями общения;
  • воспитывать позитивное  эмоционально – ценностное отношение к русскому языку; пробуждать  познавательный  интерес к языку;

Сроки реализации программы: 4года.

Формы работы: проекты, игровые занятия, знакомство с научно – популярной литературой, конкурсы знатоков, КВНы, занимательные упражнения, работа со стенгазетой, участие в олимпиаде по русскому языку, устные журналы.

Режим работы: 1раз в неделю (35 – 40 минут).

Ожидаемые результаты:

первый уровень:

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского  языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

второй уровень:

сформировать опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты и т. д .).

третий уровень:

опыт подготовки и участие в конкурсных мероприятиях по темам занятий кружка.

Формы подведения итогов реализации данной программы:

1 класс:

Конкурс знатоков «Знаешь ли ты вежливые слова?».

Праздник «В гостях у фонетики».

КВН «Знатоки русского языка».

Проект  «Картинный  словарь   трудных слов».

Проект «Многозначные слова».

Викторина «В стране вежливых слов»

2 класс:

Изготовление и презентация коллективного «Словаря многозначных слов».

Конкурс « Юные лингвисты».

Проект « Антонимы в математике».

Проект «Родное слово в пословицах и поговорках»

Проект «Слова – родственники».

3 класс:

Проведение праздника «Старину мы помним, старину мы чтим!»

Викторина «Знаешь ли ты новые слова?».

Проектно-исследовательская деятельность  «Мифы Древней Греции»

Подготовка стенда с рубриками «Они пришли к нам из Франции»,  «Гости из Англии» и т. п.

Конкурс «Красна речь пословицей»

Проведение школьного тура олимпиады.

          4 класс:

         Праздник «Русские посиделки»

         Праздник «Дружба народов – богатство  каждого»

Устный журнал «Пословица – всем углам помощница».

Игра «Что? Где? Когда?».

Творческая работа «Сказки и стихи о знаках препинания».

Лингвистический турнир «Тайны русского языка».

Учебно – тематический план. 1 класс.

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1.

Вводное занятие

1

1

2.

О самых дорогих словах.

1

3

1

5

3.

Сколько слов вы знаете?

1

3

4

4.

Чудесные превращения слов.

1

2

3

5.

Звуки в слове.

2

4

1

7

6.

Тематические группы слов.

3

3

1

7

7.

Трудные слова.

2

3

1

6

33

Учебно – тематический план. 2 класс.

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Слово или не слово.

2

1

3

3.

Слово одно, а значений несколько.

2

3

1

6

4.

Слова – близнецы (омонимы).

2

2

4

5.

Слова – друзья (синонимы).

2

2

1

5

6.

Антонимы.

2

5

1

8

7.

Слова  –родственники.

2

4

1

7

34

Учебно – тематический план. 3 класс.

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Происхождение слов.

1

2

3

3.

Устаревшие слова.

2

4

1

7

4.

Новые слова.

1

2

1

4

5.

Слова – пришельцы.

1

2

1

4

6.

Крылатые слова.

1

4

5

7.

Олимпиадные задания.

1

8

1

10

34

Учебно – тематический план. 4 класс.

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Пословицы и поговорки.

1

2

1

4

3.

Текст.

2

2

4

4.

Орфография.

3

6

1

10

5.

Пунктуация.

1

4

1

6

6.

 Части речи.

1

5

6

7.

Итоговая работа.

2

1

3

34

Содержание программы.

1 класс.

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)

Особенности проведения занятий. В чём богатство и красота русского языка.

Тема 2. О самых дорогих словах. (5 ч.)

Какие бывают слова? Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вежливые слова. Родные, дорогие слова. Самое важное, самое дорогое слово – Родина. Конкурс знатоков «Знаешь ли ты вежливые слова?».

Тема 3. Сколько слов вы знаете? (4 ч.)

Разнообразие и обилие слов русского языка. Значение слов. Знакомство со словарём. Алфавит. Зачем надо знать много слов.

Тема 4. Чудесные превращения слов. (3 ч.)

«Метаморфозы», происходящие со словами, если а) в них заменять буквы; б) добавлять к слову букву или отнимать её от слова. Словесные шутки.

Тема 5. Звуки в слове. (7ч.)

Гласные звуки. Согласные звуки. Мягкие и твёрдые звуки. Звонкие и глухие согласные. Изменение согласных звуков. Скороговорки. Праздник «В гостях у фонетики».

Тема 6. Тематические группы слов. (7 ч.)

Слова – названия. Названия деревьев, цветов, времён года, профессий, машин и т. п. Закрытые группы слов и незакрытые. Слова – признаки, характеризующие внешность человека, положительные и отрицательные качества его, обозначающие значение цвета. Слова – действия, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы и т. д. Подготовка и проведение КВН «Знатоки русского языка».

Тема 7. Трудные слова. (6 ч.)

Знакомство с «Орфографическим словарём». Алфавит. Работа со словарными словами. Происхождение некоторых слов. Приём ассоциации. Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов».

2 класс.

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)

Особенности проведения занятий. Наша речь состоит из слов. Какое сочетание звуков можно назвать словом?

Тема 2. Слово или не слово? (3 ч.)

Какое сочетание звуков можно назвать словом? Составление слов. Значение слов. Для чего надо знать значение слов. Когда слово может потерять своё значение.

Тема 3.Слово одно, а значений несколько.(6 ч.)

Слова русского языка могут иметь не одно, а несколько значений. Многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. Изготовление и презентация коллективного «Словаря многозначных слов».

Тема 4. Слова – близнецы (омонимы).(4 ч.)

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Их отличие от многозначных слов. Сколько может быть омонимов. Почему важно различать значения слов – близнецов. Что нужно знать, чтобы не допускать ошибок в речи.

Тема 5.Слова – друзья (синонимы). (5 ч.)

Слова, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут обозначать предметы, действия, признаки. Сколько может быть синонимов в одном ряду. Зачем надо знать много слов – синонимов. Синонимы в художественных текстах. Подготовка и проведение конкурса « Грамотеев».

Тема 6. Антонимы.( 8ч.)

Слова, разные по звучанию с противоположным значением. Антонимами могут слова, обозначающие предметы, признаки, действия. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями, но и однокоренные слова. Все ли слова имеют антонимы? Антонимы в пословицах и поговорках. Проект « Антонимы в математике». Презентация проекта.

Тема 7. Слова – родственники.(7 ч.)

Какие слова называются родственными. Как образуются родственные слова. Зачем нужно уметь подбирать родственные слова. Подготовка и проведение конкурса стенгазет по теме «Слова – родственники».

3 класс.

 Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)

Особенности проведения занятий. Чем будем заниматься на занятиях нашего кружка.

Тема 2. Происхождение слов.(3 ч.)

Какая наука занимается происхождением слов? Происхождение названий птиц, насекомых, рыб, грибов, растений. Что надо делать, чтобы разгадывать секреты названий?

Тема 3. Устаревшие слова.(7 ч.)

Историзмы. Архаизмы. Почему одни слова живут долго, а другие исчезают. Иногда старым становится только слово, а предмет остаётся. Где можно встретить устаревшие слова? Подготовка и проведение праздника «Старину мы помним, старину мы чтим!»

Тема 4. Новые слова.(4 ч.)

Неологизмы. Как появляются новые слова? Новые имена и названия. Новые слова обязательно создаются по образцу старых. Подготовка заданий к викторине «Знаешь ли ты новые слова?». Проведение викторины.

Тема 5. Слова – пришельцы.(4 ч.)

Заимствованные слова. Приметы заимствованных слов. Этимология этих слов. Подготовка стенда с рубриками «Они пришли к нам из Франции», «Гости из Англии» и т. п.

Тема 6. Крылатые слова. (5 ч.)

Фразеологизмы. История возникновения некоторых из них. Многие устойчивые обороты близки по значению одному слову. Невозможность замены слов в фразеологизмах.  Переносное значение фразеологизмов. Составление рассказов  по фразеологическим оборотам.

Тема 7. Олимпиадные задания.(10 ч.)

Что такое олимпиада? Требования к олимпиадным заданиям. Работа над заданиями олимпиад. Самостоятельный подбор олимпиадных заданий для ребят 1 – 2 классов. Проведение школьного тура олимпиады.

4 класс.

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)

Особенности проведения занятий. Чем будем заниматься на занятиях нашего кружка.

Тема 2. Пословицы и поговорки.(4 ч.)

Пословица – это мудрое народное изречение. Чему учат пословицы? Роль пословиц в речи. Подготовка и проведение устного журнала «Пословица – всем углам помощница».

Тема 3. Текст.(4 ч.)

Что такое текст?  Типы текстов: научный, художественный, деловой. Диалогические и монологические тексты. Заглавие текста. Тема текста. Работа над текстом.

Тема 4. Орфография.(10 .)

Безударные гласные в корне слова. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Правописание гласных после шипящих и ц. Правописание безударных окончаний  всех частей речи. Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?».

Тема 5. Пунктуация.(6 ч.)

Знаки препинания. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения, в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью. Творческая работа «Сказки и стихи о знаках препинания».

Тема 6. Части речи.(6 ч.)

Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор частей речи.

 Тема 7. Итоговая работа.(3ч.)

Подготовка и проведение лингвистического турнира «Тайны русского языка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "К тайнам слова: занимательная лексика" 4 класс.

Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района  города Саратова«Рассмотрено»Руководитель МО____________ Н.В.ЮринаПротокол №...

Программа кружка по русскому языку «В мире слов», 3 класс

Данная Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы и календарно-тематическое планирование. Развитие речи – одно из направлений работы на всех занятиях данн...

Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"

Материал содержит  задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпа...

Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"

Материал содержит задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир...

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык", 4 класс

Данный документ поможет учителю в составлении рабочей программы кружка "Занимательный русский язык" для 4 класса...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика». 1 класс

Направление программы: интеллектуальное и общекультурноеТип программы: образовательный...

Программа кружка "Занимательный русский язык" 4 класс

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.       Программа данного к...