игра по станциям "Путешествие в страну русского языка"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Игра : «Путешествие в страну русского языка».
3 класс
Цель – повышение культуры устной и письменной речи обучающихся;
Задачи :
- воспитание интереса и бережного отношения к русскому языку;
- расширять и углублять программный материал;
- пополнять и активизировать словарный запас слов.
- формировать культуру речевого общения,
- способствовать повышению грамотности учащихся;
- развивать познавательный интерес, расширение кругозора и углубление знаний по русскому языку;
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Заранее делается объявление об игре, оформляются станции.
Начало игры: линейка для команд-участниц. Ребятам раздаются Маршрутные листы, разъясняются правила игры. Команды путешествуют по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом. На станциях они выполняют различные задания, связанные с русским языком. В маршрутном листе отмечается оценка, которую получает команда.
Время пребывания на станции – 5 минут, переход на другую станцию – 2 минуты). В маршрутных листах отмечаются наиболее отличившиеся ребята. Члены жюри для каждой команды выставляют общий балл за игру. В конце- линейка, на которой подводятся итоги, проходит награждение команд и наиболее отличившихся ребят.
Линейка
Не счесть не земле языков и наречий ,
Они существуют, наверное, вечно
Но нам всех дороже наш русский язык,
Ведь каждый из нас к нему с детства привык
Нам сказки читали и песенки пели,
Когда мы лежали еще в колыбели,
А в школе мы с первых страниц букваря
Учились читать с буквы А и до Я.
Да вот незадача. Мы русские, вроде,
Однако чего не услышишь в народе
Слова искажают, коверкуют речь.
Мы вас постараемся предостеречь.
Не- «тама», а «там». И не «здеся», а «здесь».
Однако, приятель, ошибок не счесть.
- Фонетика- изучает звуковую сторону раздел речи.
- В приведенных словах уберите одну букву так, чтобы получилось новое слово: кобра( кора), вдруг(друг), краска( каска, краса), выход( вход), экран( кран).
- Сколько звуков в слове лью (3), мать(3), ясли(5), сеют(5).
- Отгадайте, что за слова:
- Со звуком с я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С м берегись меня, не то
Я сьем и платье, и пальто.(соль, моль)
- С к яв школе на стене,
Горы, речки есть на мне,
С п, от вас не утаю,-
Тоже в классе я стою.( карта, парта)
- С б мучительной бываю,
- С м одежду пожираю,
- С р актеру я нужна,
- С с для повара важна.(боль, моль, роль, соль)
- Фразеология и лексика.
(Наука о значении и происхождении устойчивых выражений)
(Наука о языке, изучает лексику)
- Какое слово лищнее:
- Огонь, осень, пламя
- Бросать, кидать, прыгать
- Тетрадь, книга, дневник, самолет
- Касса, маска, тонна, килограмм
- Белый, белизна, белеет, белка
- Ночь, дочь, печь, рожь.
- Какое из словосочетаний не имеет переносного смысла?
- Обвести вокруг пальца.
- Согнуть палец
- Смотреть сквозь пальцы.
- Подбери антонимы.
Терять (находить)
Горький( сладкий)
Темнеть( светлеть)
Кончать( начинать)
Вчера( завтра)
День( ночь).
- Что обозначают фразеологизмы:
- Держать язык за зубами( молчать)
- Яблоку негде упасть( тесно)
- Как снег на голову( неожиданно)
- Сломя голову (очень быстро)
- Ломать голову( раздумывать )
- Морфология (наука о частях речи):
- Подбери слово, которому подходят эти прилагательные:
- Мутная, пресная, талая, замерзшая. (вода)
- Огненный, елочный, земной, воздушный, бильярдный. (шар)
- Подбери к существительному прилагательные:
Небо
Дорога
Сказка
Песня.
- Это задание посвящено именам существительным ср.р. мы часто произносим их очень ласково, а иногда в форме дразнилок :
- Человек, который часто и много кушает. (обжора)
- Человек, любящий лежать на диване, кровати( лежебока)
- Кто рано ложится спать и поздно встает.( соня)
- Задиристый, драчливый человек( задира)
- Как называть того, кто любит лукавить.(хитрюга).
- Состав слова:
- Подбери к данным словам однокоренные слова:
Лист
Цвет
След
Дом
- Каждому музыканту дай однокоренной музыкальный инструмент: скрипач, трубач, флейтист, барабанщик, гитарист, пианист, виолончелист.
- Заморочки из «бочки».
- Длинношеий, длинноногий,
В Африке живет далекой.
Ему не страшен солнца жар
Кто же это? (жираф)
- Лазит по деревьям, крышам,
Подкрадется- не услышишь,
Избавляет от мышей…
Это серый (кот).
- Хвост цветистый, гребень красный,
Громко по утрам поет,
Да еще боец прекрасный.
Ну конечно, это (петух).
- На лугу мычит протяжно,
Детям молоко дает.
Эту даму все мы важно
Называем (корова).
- Радостно хвостом виляет,
Человеку лучший друг,
Дом исправно охраняет…
Да ведь это же (собака).
- Ребусы.
- Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается, а живет всех выше? (созвездие большой медведицы)
- Сидит кошка на окошке, и хвост как у кошки, а все же не кошка. (кот)
- Из какого крана не берут воду? (из подъемного)
- Под каким деревом сидит заяц в лесу во время дождя? (под мокрым)
- Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда открыта дверь)
- Чем больше ковыряешься, тем больше становится? (дырка)
- Какой малыш рождается с усами? (котенок)
- Где находятся города без домов, реки без воды и леса без деревьев. (на географической карте)
- Линейка. Итоги игры подводит жюри.
Сюжеты каких сказок встретили в этом тексте.
Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Была у них дочь Василиса Прекрасная. Однажды похитили Василису Прекрасную гуси-лебеди. Старик плачет, старуха плачет, а кто в сапогах им и говорит: «Не плачь, старик! Не плачь, старуха! Верну я вам вашу дочку!». Ранним утром , когда золотой петушок пропел свою первую песню, кот в сапогах отправился в дорогу. Идя по лесной тропинке, он напевал свою любимую песню «Жили у бабуси два веселых гуся». Долго ли коротко ли он шагал по дороге, вдруг на опушке леса увидел избушку трех медведей. Зайдя в избушку, встретил кот крошечку- хаврошечку, которая ткала пряжу. Она посоветовала коту обратиться к трем поросятам, которые видели, куда полетели гуси-лебеди. Кот поблагодарил крошечку- хаврошечку и отправился дальше к домику трех поросят. По дороге он встретил Красную Шапочку, которая несла пирожки своей бабушке. Она показала ему дом поросят, а поросята рассказали коту, куда полетели гуси-лебеди. Дойдя до дома гусей- лебедей, кот встретил там мышку- норушку и лягушку- квакушку. Они помогли коту украсть Василису Прекрасную. Взял кот Василису за руки, и побежали они домой. Вдруг откуда не возьмись появился Змей Горыныч, и захотел он коту помешать. Позвал кот на помощь Илью Муромца. Примчался Илья Муромец на Сивке-Бурке и помог убить Змея Горыныча. И отправились они домой все вместе.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Гуси-Лебеди»
«Кот в сапогах»
«Три медведя»
«Три поросенка»
«Крошечка-Хаврошечка»
«Красная Шапочка»
«Теремок»
«Сказка о золотом петушке»
«Илья Муромец»
«Сивка Бурка»
«Змей Горыныч»)
- Пунктуация (сценка)
Сценка «Знаки препинания».
У нас в гостях знаки препинания.
Отгадайте их.
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
Дети : вопросительный знак (знак поворачивает табличку?)
?: Разные вопросы задаю я вам:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Что? Кому? Который? Чье? Каким?
Кот какой я мастак, вопросительный знак!
Ведущий: Отгадайте еще один знак:
!: Бурным чувствам не конца
Пылкий нрав у молодца.
Дети: восклицательный знак.(знак поворачивает табличку)
!: Правильно, ребята!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтобы выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество.
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я ,
То предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
Ведущий: следущий знак.
.: загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (знак поворачивает табличку .)
Ведущий: точка пришла к нам, чтобы рассказать одну забавную историю:
.: брошенный кем-то
Тетрадный листок
Божьей коровки
Внимание привлек
Что здесь написано?
Каждую строчку
Лапками щупала
Долго она
И, наконец, обнаружила…
Точку..
Божья коровка удивлена:
- Кто умудрился и, главное, как
Снять со спины у меня этот знак?
Ведущий : А теперь прошу представить остальных.
Многоточие : Я – многоточие
Обо мне сложены такие строчки
Стоят три кукушки рядом,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далекими,
Туманными намеками.
Двоеточие : Я- двоеточие
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая.
Так и хочется ему
Разъяснить нам что к чему.
Тире: Я- тире.
Лягу палочкой на строчку-
Проходите по мосточку.
Скобки: Мы- скобки
Словам раскрываем объятия…
Ждем в гости, вас,
Милые братья!
Кавычки: Мы- кавычки
О нас есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят
Ведущий : Вот и все наши гости.
Ученик 1: (вбегая в класс) что же это такое?
Еще один знак забыли, не пригласили
А он на нас обижается. Вот так всегда.
Многое ребята о нем забывают в своих сочинениях.
Ведущий : Кого же мы забыли? Кого не пригласили?
Клякса : (заглядывает в класс)
А, это вы не пригласили ту,
О которой говорят: выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку.
Ученик 2: Нет, нет! Так говорят ее враги.
Она, наоборот, помогает людям читать. Там где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Ребята, вы догадались, о км идет речь?
Дети: О запятой!
Ученик 1: Да, да! О запятой. Многие вежливые слова любят стоять с ней рядом : пожалуйста, спасибо,… А меня она как выручила однажды! Вот послушайте.
Ученик 1: (отводит в сторону ведущего и ученика 2, продолжает долго)… И тогда царь сказал, что жизнь моя зависит от правильной постановки запятой.
Ведущий: казнить, нельзя помиловать.
Ученик 1: Да, так получилось, но я был дружен с запятой, и она помогла мне. И получилось: Казнить, нельзя помиловать.
Ведущий: Каких только историй не бывает на свете!
Ученик 2: Я, ребята, хочу рассказать стих который выучил в школе:
Шьет иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я заканчиваю строчку,
Ставлю маленькую точку.
Ведущий : Вот и мы ставим точку и завершаем наш праздник.
- Награждение
Не бросай свои слова на ветер-
Будь за каждое слово в ответе!
Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь!
Эту пословицу с детства ты знаешь!
Знай же цену каждому слову-
Мы повторяем снова и снова!
Учи, почитай наш прекрасный язык!
Ведь русский язык и могуч, и велик!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"
Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"
Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....
Игра "Путешествие в страну русского языка и литературы"
Игра по станциям "Путешествие в страну русского языка и литературы" проводится в начальной школе во время "Недели русского языка и литературы".Материал для каждой станции подбирается разноуровнев...
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....
КВН по русскому языку "Путешествие по стране Русского Языка" 3-4 класс
КВН по русскому языку среди 3-4 классов "Путешествие по стране Русского Языка" проводился в рамках недели русского языка.КВН содержит несколько интересных заданий на знание русского языка в ...
Игра-викторина «Путешествие в страну русского языка».
Цели: формировать интерес к русскому языку посредством игрового и занимательного материала;обобщить и проверить грамматические знания, умения и навыки учащихся;развивать речь, логическое мышление...
Интеллектуальная игра "Путешествие в страну русского языка "От А до Я"
Занимательная грамматика. Путешествие в страну русского языка «От А до Я». Тема: Интеллектуальная игра «Путешествие в страну русского языка «От А до Я&raqu...