Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Кузбаева Алима Батыргалиевна

Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов

1 слайд: - Приветствие.

2 слайд: - Орфографическая грамотность учащихся - одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении долгого времени. Но, несмотря, на её возраст, проблема орфографической зоркости  до сих пор не решена окончательно.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка я особое внимание уделяю формированию навыка функциональной грамотности. От этого зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

3 слайд: - В начальных классах изучается более половины важнейших правил орфографии. Предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. И моя задача в том, чтобы научить детей видеть орфограммы, сформировать «орфографическую зоркость».  Я помогаю ученикам выработать потребность осуществлять самоконтроль в процессе письма, привычку контролировать себя не только после завершения письма, но и до написания.

4 слайд: - Для формирования орфографической грамотности, я использую традиционные и нетрадиционные методы и приёмы.

5 слайд: - По традиционной методике моя работа ведется стереотипно: дети сначала    учат правило,     затем     выполняют    различные    упражнения, позволяющие закрепить  данное правило. В результате ребенок с успехом выполняет определенное задание – скажем, вставить пропущенную букву и объяснить ее написание. Ученик правильно определяет тип орфограммы, затем, как правило, умело подбирает проверочные слова, но когда дело доходит до диктантов и творческих работ, делает ошибки, нередко – очень много.

Значит, в формировании орфографического навыка был пропущен начальный этап: развитие способностей к самостоятельному обнаружению в словах мест, которые нужно писать по правилам. Именно в потребности узнать, что писать, и состоит орфографическая зоркость.

6 слайд: - В практике преподавания русского языка в начальных классах я использую следующие традиционные методы и приёмы формирования орфографической грамотности:

Моя практика показала, что работа над орфограммами, ориентированная только на механическое запоминание слов, заучивание правил, малоэффективна.

7 слайд: - Для организации эффективной деятельности учащихся по формированию орфографической грамотности, я предлагаю наряду с традиционной методикой использовать нетрадиционные методы и приёмы запоминания орфограмм в словах. К нетрадиционным приёмам я отношу приёмы работы с использованием мнемотехники:

Во-первых это приём «Графические ассоциации» или рисунки-образы, которые позволяют устанавливать графическую связь между словом и образом.

Данный приём реализуется под следующим девизом:

"Слово трудное попалось –

Это, братцы, не беда.

Нарисуем в слове букву –

Не забудем никогда".

8 слайд: - Эти задание наиболее эффективны для тех детей, у кого лучше развита зрительная память. Для запоминания особенно «трудных» слов, я не «жалею» на уроке нескольких минут для того, чтобы обсудить, на что похожа данная буква и какие ассоциации вызывает у детей данное слово.

9 слайд: - Также в своей работе я применяю метод звуковых ассоциаций. На уроке подбираем слова, которые схожи по звучанию со словарным словом. Например,…

Пассажир берёт билет в кассе.

10 слайд: - В слове спряталось другое слово

Горизонт – гори, зонт!

Соловей – соловей поет соло.

11 слайд: - На уроках русского языка наиболее эффективен приём фонетические ассоциации. Метод основан на запоминании предложений со словарными словами, которые созвучны по звучанию  и написанию с другим словом в предложении Например,……

                 Костя пришел в костюме.

12 слайд: Деревня – дед в деревне.

13 слайд: Завод – завтра на завод.

Запоминая такие фразы, учащиеся практически не делают ошибок в этих словарных словах.

14 слайд:Недостатком этого метода является нагромождение фраз при подборе созвучий к словам с двумя и более непроверяемыми буквами. В таком случае я рекомендую детям воспользоваться комбинированным методом, где можно использовать и графические, и фонетические ассоциаций одновременно. Например,…

Приветливо (2 и - протянутые ладошки для приветствия).

Приветливо ворон воркует.

15- 16 слайды:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

17 слайд: - Также при работе со словарными словами я использую  ребусы, шарады. Они дают возможность зафиксировать в памяти детей правильное написание изучаемых слов в непроизвольной форме.

18 слайд: - Следующий приём "Дровосек" основывается на методе дробления. При выполнении такого вида работы,  я объясняю детям, что словарное слово можно раздробить на части. Например,…

1) В-ОК-ЗАЛ = ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что прилегает к этому залу ожидания, называется вокзалом;

19 слайд: - Для развитие орфографической зоркости, на своих уроках я использую Орфографические пятиминутки. Такие минутки наиболее эффективны, к ним я отношу рифмованные упражнения, загадки. Они учат видеть трудные случаи правописания в текстах:….

На уроке, предлагаю  детям сначала прочитать рифмовку хором, орфографически, а затем – орфоэпически. Дети находят орфограмму и объясняют ее. 

20 слайд: - Ещё один приём развития орфографической зоркости детей это рифмовки с элементами какографии.

21 слайд:-  Следующий приём, которым я пользуюсь на уроке русского языка "Письмо по памяти"

1) Я предлагаю детям записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов:

22 слайд: - 2) Предлагаю детям записать по памяти слова, в безударном слоге которых, нужно записать гласную букву е.

23 слайд: - 3) записать словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова "ягода" и т.п.

24 слайд: - Следующий приём лексические диктанты дети воспринимают как загадки. Я предлагаю детям заменить предложение одним словом.

25 слайд: - Приём "Лишнее слово" я провожу как подведение к новому материалу. Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаю слова: сорока, петух, ворона, дорога и прошу найти лишнее слово с обоснованием своего выбора. Находя и аргументируя «лишнее» слово, дети превосходно развивают  креативное мышление.

26 слайд: - Приём «Лесенки слов». Составление кроссвордов со словарными словами  –  одно из любимых домашних заданий у детей. Такое задание они выполняют с удовольствием. Этот прием работы даёт возможность сделать учебный процесс увлекательным и интересным, а значит и повышает учебную мотивацию.

Диктант - игра «Кто больше запомнит». -  Для развития оперативной памяти на уроках русского языка, я использую диктанты в игровой форме. Детям предлагаю такие задания как:

27 слайд:  - распространить предложение,

28 слайд:  - восстановить пропущенные слова,

29 слайд: - восстановить предложение из данных слов,

30-31 слайды: - восстановить деформированный текст.

32- 39 слайды: - Следующий приём,  изучение орфограмм с помощью конфетных обёрток. Данный приём направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся. Ключевым моментом является умение находить в словах орфограммы. Этот приём я применяю на начальных этапах(1- 2 класс), чтобы привлечь внимание младших школьников к данной проблеме.

40 слайд: - Ещё один из видов работ по развитию орфографической зоркости, которое я провожу в своём классе - Составление этимологических словарей "К истокам слова". Эта работа со словарными словами с опорой на этимологию.

41 слайд: - Проиллюстрирую данный приём примером из практики:

Индюк.

Распускает хвост павлином,

Ходит важно господином,

По земле ногами – стук,

Как зовут его - …

Этимология слова.

Индюк – слово заимствовано из польского языка. В словарях  отмечается  с середины   19 века. Птица   получила  имя   по месту,   откуда была завезена  в  Европу   -  Индия.

Индюк – Индия.

Однокоренные слова.

Индюк – индюшка, индюшонок, индюшатник, индюшечий, индюшачий.

Пословицы, поговорки.

  • Надулся как индюк.
  • Ничего не жди от индюка, который думает, что он орёл.

42 слайд: - И последний приём, о котором я хочу вам рассказать, это «Ассоциативный мультик». Этот прием помогает не только работать над правописанием словарных слов, но и над развитием речи и творческих способностей. Например,….        Дана цепочка слов:

        УЧИТЕЛЬКЛАССУЧЕНИКИАЛЬБОМ 

        ПЕНАЛКАРАНДАШХОРОШОРЕБЯТА 

        РИСОВАТЬ

43-47 слайды:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

- Как показывает мой опыт, все перечисленные приемы развития орфографической зоркости дают хорошие результаты, если ведутся целенаправленно и систематически. Только в результате постоянных тренировок умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Следует отметить, что не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому при изучении слов с непроверяемым написанием не следует отказываться от традиционного способа запоминания. Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания, а лишь дополняют и обогащают их.

49 слайд:  - В процессе такой работы над орфограммами у учеников формируются следующие универсальные учебные действия (УУД):

Таким образом, нетрадиционные методы работы с орфограммами помогают мне осуществлять яркое и образное изложение материала, активизируют воображение учащихся, способствуют развитию познавательного интереса. Запоминание написания слов с различными орфограммами на основе мнемотехники позволяют быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные приёмы формирования орфографической грамотности у учащихся младших классов

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача найти новые эффективные приёмы формирования орфографической грамотности.Цель данной статьи определить пути успешного о...

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...

Выступление на РМО по теме "Методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе."

Функционально грамотная личность - это личность , свободно  ориентирующаяся в окружающем её мире, самостоятельная, инициативная, способная принимать нестандартные решения. Эменно эти качества сег...

"Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира"

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познават...

«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе»

laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе»...