Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов
1 слайд: - Приветствие.
2 слайд: - Орфографическая грамотность учащихся - одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении долгого времени. Но, несмотря, на её возраст, проблема орфографической зоркости до сих пор не решена окончательно.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка я особое внимание уделяю формированию навыка функциональной грамотности. От этого зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
3 слайд: - В начальных классах изучается более половины важнейших правил орфографии. Предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. И моя задача в том, чтобы научить детей видеть орфограммы, сформировать «орфографическую зоркость». Я помогаю ученикам выработать потребность осуществлять самоконтроль в процессе письма, привычку контролировать себя не только после завершения письма, но и до написания.
4 слайд: - Для формирования орфографической грамотности, я использую традиционные и нетрадиционные методы и приёмы.
5 слайд: - По традиционной методике моя работа ведется стереотипно: дети сначала учат правило, затем выполняют различные упражнения, позволяющие закрепить данное правило. В результате ребенок с успехом выполняет определенное задание – скажем, вставить пропущенную букву и объяснить ее написание. Ученик правильно определяет тип орфограммы, затем, как правило, умело подбирает проверочные слова, но когда дело доходит до диктантов и творческих работ, делает ошибки, нередко – очень много.
Значит, в формировании орфографического навыка был пропущен начальный этап: развитие способностей к самостоятельному обнаружению в словах мест, которые нужно писать по правилам. Именно в потребности узнать, что писать, и состоит орфографическая зоркость.
6 слайд: - В практике преподавания русского языка в начальных классах я использую следующие традиционные методы и приёмы формирования орфографической грамотности:
Моя практика показала, что работа над орфограммами, ориентированная только на механическое запоминание слов, заучивание правил, малоэффективна.
7 слайд: - Для организации эффективной деятельности учащихся по формированию орфографической грамотности, я предлагаю наряду с традиционной методикой использовать нетрадиционные методы и приёмы запоминания орфограмм в словах. К нетрадиционным приёмам я отношу приёмы работы с использованием мнемотехники:
Во-первых это приём «Графические ассоциации» или рисунки-образы, которые позволяют устанавливать графическую связь между словом и образом.
Данный приём реализуется под следующим девизом:
"Слово трудное попалось –
Это, братцы, не беда.
Нарисуем в слове букву –
Не забудем никогда".
8 слайд: - Эти задание наиболее эффективны для тех детей, у кого лучше развита зрительная память. Для запоминания особенно «трудных» слов, я не «жалею» на уроке нескольких минут для того, чтобы обсудить, на что похожа данная буква и какие ассоциации вызывает у детей данное слово.
9 слайд: - Также в своей работе я применяю метод звуковых ассоциаций. На уроке подбираем слова, которые схожи по звучанию со словарным словом. Например,…
Пассажир берёт билет в кассе.
10 слайд: - В слове спряталось другое слово
Горизонт – гори, зонт!
Соловей – соловей поет соло.
11 слайд: - На уроках русского языка наиболее эффективен приём фонетические ассоциации. Метод основан на запоминании предложений со словарными словами, которые созвучны по звучанию и написанию с другим словом в предложении Например,……
Костя пришел в костюме.
12 слайд: Деревня – дед в деревне.
13 слайд: Завод – завтра на завод.
Запоминая такие фразы, учащиеся практически не делают ошибок в этих словарных словах.
14 слайд:Недостатком этого метода является нагромождение фраз при подборе созвучий к словам с двумя и более непроверяемыми буквами. В таком случае я рекомендую детям воспользоваться комбинированным методом, где можно использовать и графические, и фонетические ассоциаций одновременно. Например,…
Приветливо (2 и - протянутые ладошки для приветствия).
Приветливо ворон воркует.
15- 16 слайды:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
17 слайд: - Также при работе со словарными словами я использую ребусы, шарады. Они дают возможность зафиксировать в памяти детей правильное написание изучаемых слов в непроизвольной форме.
18 слайд: - Следующий приём "Дровосек" основывается на методе дробления. При выполнении такого вида работы, я объясняю детям, что словарное слово можно раздробить на части. Например,…
1) В-ОК-ЗАЛ = ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что прилегает к этому залу ожидания, называется вокзалом;
19 слайд: - Для развитие орфографической зоркости, на своих уроках я использую Орфографические пятиминутки. Такие минутки наиболее эффективны, к ним я отношу рифмованные упражнения, загадки. Они учат видеть трудные случаи правописания в текстах:….
На уроке, предлагаю детям сначала прочитать рифмовку хором, орфографически, а затем – орфоэпически. Дети находят орфограмму и объясняют ее.
20 слайд: - Ещё один приём развития орфографической зоркости детей это рифмовки с элементами какографии.
21 слайд:- Следующий приём, которым я пользуюсь на уроке русского языка "Письмо по памяти"
1) Я предлагаю детям записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов:
22 слайд: - 2) Предлагаю детям записать по памяти слова, в безударном слоге которых, нужно записать гласную букву е.
23 слайд: - 3) записать словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова "ягода" и т.п.
24 слайд: - Следующий приём лексические диктанты дети воспринимают как загадки. Я предлагаю детям заменить предложение одним словом.
25 слайд: - Приём "Лишнее слово" я провожу как подведение к новому материалу. Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаю слова: сорока, петух, ворона, дорога и прошу найти лишнее слово с обоснованием своего выбора. Находя и аргументируя «лишнее» слово, дети превосходно развивают креативное мышление.
26 слайд: - Приём «Лесенки слов». Составление кроссвордов со словарными словами – одно из любимых домашних заданий у детей. Такое задание они выполняют с удовольствием. Этот прием работы даёт возможность сделать учебный процесс увлекательным и интересным, а значит и повышает учебную мотивацию.
Диктант - игра «Кто больше запомнит». - Для развития оперативной памяти на уроках русского языка, я использую диктанты в игровой форме. Детям предлагаю такие задания как:
27 слайд: - распространить предложение,
28 слайд: - восстановить пропущенные слова,
29 слайд: - восстановить предложение из данных слов,
30-31 слайды: - восстановить деформированный текст.
32- 39 слайды: - Следующий приём, изучение орфограмм с помощью конфетных обёрток. Данный приём направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся. Ключевым моментом является умение находить в словах орфограммы. Этот приём я применяю на начальных этапах(1- 2 класс), чтобы привлечь внимание младших школьников к данной проблеме.
40 слайд: - Ещё один из видов работ по развитию орфографической зоркости, которое я провожу в своём классе - Составление этимологических словарей "К истокам слова". Эта работа со словарными словами с опорой на этимологию.
41 слайд: - Проиллюстрирую данный приём примером из практики:
Индюк.
Распускает хвост павлином,
Ходит важно господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его - …
Этимология слова.
Индюк – слово заимствовано из польского языка. В словарях отмечается с середины 19 века. Птица получила имя по месту, откуда была завезена в Европу - Индия.
Индюк – Индия.
Однокоренные слова.
Индюк – индюшка, индюшонок, индюшатник, индюшечий, индюшачий.
Пословицы, поговорки.
- Надулся как индюк.
- Ничего не жди от индюка, который думает, что он орёл.
42 слайд: - И последний приём, о котором я хочу вам рассказать, это «Ассоциативный мультик». Этот прием помогает не только работать над правописанием словарных слов, но и над развитием речи и творческих способностей. Например,…. Дана цепочка слов:
УЧИТЕЛЬ→КЛАСС→УЧЕНИКИ→АЛЬБОМ→
ПЕНАЛ→КАРАНДАШ→ХОРОШО→РЕБЯТА→
РИСОВАТЬ
43-47 слайды:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Как показывает мой опыт, все перечисленные приемы развития орфографической зоркости дают хорошие результаты, если ведутся целенаправленно и систематически. Только в результате постоянных тренировок умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
Следует отметить, что не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому при изучении слов с непроверяемым написанием не следует отказываться от традиционного способа запоминания. Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания, а лишь дополняют и обогащают их.
49 слайд: - В процессе такой работы над орфограммами у учеников формируются следующие универсальные учебные действия (УУД):
Таким образом, нетрадиционные методы работы с орфограммами помогают мне осуществлять яркое и образное изложение материала, активизируют воображение учащихся, способствуют развитию познавательного интереса. Запоминание написания слов с различными орфограммами на основе мнемотехники позволяют быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные приёмы формирования орфографической грамотности у учащихся младших классов
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача найти новые эффективные приёмы формирования орфографической грамотности.Цель данной статьи определить пути успешного о...
Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе
Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...

Выступление на РМО по теме "Методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе."
Функционально грамотная личность - это личность , свободно ориентирующаяся в окружающем её мире, самостоятельная, инициативная, способная принимать нестандартные решения. Эменно эти качества сег...

Доклад по теме «Методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе»
Выступление на методическом совете школы...

"Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира"
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познават...
«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе»
laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе»...