Патриотическое воспитание младших школьников через включение в содержание предмета русский язык краеведческого материала.
статья по русскому языку (2 класс)

Глухих Татьяна Владимировна

В статье даётся описание тем по русскому языку во 2 классе, где можно использовать краеведческий материал. Приведены примеры заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Патриотическое воспитание младших школьников через включение в содержание предмета русский язык краеведческого материала»

Глухих Т.В., учитель начальных классов

МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, так как  детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Со школьной скамьи у ребёнка должно формироваться  чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Каждому дороги свой город, дом, улица, лес и поляны, где гуляли в детстве. Чем раньше ребенок соприкоснется с природой родного края, чем раньше он узнает об увлекательных легендах, связанных с достопримечательностями своей малой Родины, услышит исторические повествования, увидит памятники, тем ярче останется след в детской душе, тем неразрывнее будет его связь с Отечеством. А начальная школа – начало всех начал. Это первая ступенька в становлении познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою, отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается и с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю.

Актуальность проблемы воспитания патриотизма подтверждается и современными документами в области образования. Так одним из основных принципов государственной политики, определенных в Законе «Об образовании Российской Федерации» (ст.3), выступает именно воспитание патриотизма.

Описание портрета выпускника начальной школы, продекларированного в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, включает, в том числе, следующие личностные характеристики обучающегося:

  • любящий и уважающий свой народ, свой край и свою Родину - Россию;
  • уважающий и осваивающий в деятельности традиционные духовно-нравственные и социокультурные ценности семьи, общества и народов Российской Федерации;
  • способный понимать последствия своих действий, оценивать поступки свои и других людей;
  • уважительно относящийся к труду, участвующий в разных видах деятельности;
  • любознательный, заинтересованно познающий мир;

Предъявляемые ФГОС НОО требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы указывают на необходимость развития у обучающихся:

  • уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
  • гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

Патриотическое воспитание младшего школьника – процесс сложный и многогранный.  А самый эффективный путь формирования патриотического воспитания – это организация краеведческой деятельности детей,  ознакомление их с историей и культурой малой Родины.

Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в педагогическом процессе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великих педагогов и просветителей Я.А. Коменского, Ж. Руссо, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, В.П. Бехтерева других. Ушинский К.Д. в 1857 г. в  статье «О народности в общественном воспитании» теоретически обосновал использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в школе. Выступал за широкое использование местного материала в обучении, а в изучении родного края видел одно из средств патриотического воспитания школьников.

Многолетний опыт организации мною проектной и исследовательской деятельности, а также результаты работ детей - богатый собранный материал по краеведению, натолкнули меня на мысль о систематизации данного материала и использовании его на уроках русского языка. Занимаясь краеведением  с детьми во внеурочной деятельности, а затем отбирая и  пропуская  полученный материал через уроки, получается мощный  образовательный и воспитательный эффект, направленный на зарождение патриотических чувств.

Всю работу по использованию краеведческого материала можно представить в три этапа.

На первом этапе были выделены темы по русскому языку, где более интересно  и логично  можно использовать краеведческий материал. Далее был осуществлён  отбор  такого материала из исследовательских работ обучающихся, из книг  «Край частых озёр», «Земля Частоозерская», «Курганская область», «Азбука экологии», с сайтов ИРОСТ,  УралоВед.

Информационные источники

Книги,

периодическая печать

Интернет-ресурсы

irost45.ru

UraloVed.ru и др.

ru.

Исследовательские работы обучающихся

Темы для использования краеведческого материала

2 класс

3 класс

Перенос слова. Деление слов на слоги. Согласные  звуки. Обозначение согласными буквами  твёрдых и мягких согласных звуков. Алфавит. Большая буква в именах собственных. Имена собственные и нарицательные.

Сочетания жи ши ча ща чу щу. Парные звонкие –глухие согласные. Разделительный  мягкий знак. Имя существительное. Текст. Однокоренные слова.

Простое и сложное предложение. Изменение имён существительных по падежам. Число имён существительных. Изменение имён прилагательных по родам. Изменение глаголов по временам. Имя существительное. Имена собственные. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Сложные слова. Удвоенные согласные. Глагол. Безударные гласные  в корне слова.

На втором этапе была разработана система упражнений, содержащие  краеведческий материал.

На заключительном этапе, внедренческом, была апробирована система технологий, методов и приёмов работы, разработаны уроки для 2-3 классов  с использованием краеведческого материала.

вызывать интерес к родным местам (улице, дому, природе, школе, людям);

события местной истории и культуры должны быть важными для нашего края, понятными и доступными возрасту учащихся;

Упражнения, разработанные для урока, соответствовали определённым правилам.

Краеведческий материал

предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту

факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном,  незнакомое в знакомом;

Активное  применение краеведческого материала начинается со 2 класса. Самая универсальная часть урока русского языка во 2 классе - это минутки чистописания.  На материале заданий по чистописанию можно организовать любую языковую разминку и знакомство с краеведческим материалом. Во время их проведения, наряду с совершенствованием графических навыков  осуществляется орфографическая, фонетическая, словообразовательная работа, углубляются знания не только по изучаемым темам русского языка, но и обогащается словарный запас учащихся, дети знакомятся кратко с интересными людьми села. Например, прописывая букву «я» и предложение «Династия Яковлевых известна в районе всем.», узнают об удивительной семье, где  мужчины нескольких поколений  умеют прекрасно рисовать, мастерить необычные  изделия из дерева и железа. На  материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию. Правила произношения и написания географических названий находятся в ведении топонимики. Исследуя легенды происхождения  улиц села, озёр родного края учащиеся не только закрепляют написание определённых орфограмм, но и обогащают знания  об истории  малой родины.  Неподдельный восторг вызывают у обучающихся упражнения, где нужно найти в названии озёр имена людей, фамилии, названия животных и название деревень, а также ребята учатся работать с картами  Частоозерского района и Курганской области. При  работе над безударными гласными создаём буклеты, используя  тексты и картинки  исследовательских работ .Разработаны диктанты, тексты для списывания, которые содержат материал  об известных людях села, области, спортсменах, а для 4 класса-   задания на основе краеведческого материала, которые  аналогичны заданиям  ВПР. Пишем   мини-сочинения «Моё  село зимой», «Осень на улицах Частоозерья», «Самое  красивое место в Частоозерье», «Почему я люблю своё село?», « Я -экскурсовод» и другие.  «Самое красивое место в селе за Храмом. Идёшь по дорожке, по красивому мостику и попадаешь к водопаду! Люблю смотреть ,как вода струиться по стене. А зимой вода  превращается в ледяные глыбы. Владимирова Виктория»

Таким образом  использование краеведческого материала на уроках русского языка способствует достижению определённых положительных результатов

у детей формируется высокий уровень учебно-познавательной мотивации при изучении родного края; желание обучающихся показать красоту своего села, работать с топонимическим материалом

(результаты анкетирования: 24 человека с интересом  относятся  к заданиям на уроке)

у детей формируется уважительное отношение к людям, которые вносят посильный вклад  в развитие своего села, области и страны в целом;

Накопление определённых знаний в области краеведения, которые  дети могут применить на других уроках(  изобразительного искусства, технологии, окружающего мира, литературного чтения, музыки)

у детей формируется желание заниматься исследовательской деятельностью по изучению родного края;( 1 класс- 6 человек, 2 класс- 10 человек)

Если дети увлечены  исследованием своего края  и с интересом работают с материалом, который был собран ими или  другими детьми, то это прямой путь к формированию устойчивых патриотических чувств .  И как сказал В.А. Сухомлинский :  «Чувства, переживаемые в детстве, не исчезнут бесследно, останется «память сердца» .

Список использованной литературы.

1. Закон «Об образовании»

2.ФГОС НОО

3. «Краеведение как наука и как деятельность» Д.С. Лихачёв. Режим доступа: http://www.tradicii.info/ru/http://

4. «Особенности патриотического воспитания» http://diplomba.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»

Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского пoиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно поэтому oпыт работы по ...

: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Русский язык» «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

Педагогический проект «Формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников через решение тестовых заданий по русскому языку»

Современные технологии в образовании  требуют от учителя поиска новых эффективных подходов для формирования орфографической грамотности и воспитания любви к родному языку. Таким эффективным подхо...

Развитие творческих способностей младших школьников через систему заданий на уроках русского языка и литературного чтения.

Развитие творческих способностей (креативности) учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и с...