Конспект урока по обучению письму на тему "Правописание строчной буквы Е и соединения с ней", УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку

Занкина Наталья Евгеньевна

Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву Е и соединения с ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 16.11.2018

ФИО учителя: Богданова В.П. ___________________

Школа: 95

ФИО методиста: Кондратьева И.В. _______________

Класс: 1-1

ФИО студента: Занкина Н.

Кабинет: 302

 

КОНСПЕКТ УРОКА по обучению письму

Тема: Правописание строчной буквы Е и соединения с ней.

Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву Е и соединения с ней.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности;
  • быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся.

Предметные:

  • уметь писать строчную букву Е и соединения с данной буквой;
  • уметь делать звуко-буквенный анализ слов;
  • знать соединения с буквой Е.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК " Обучение грамоте и письму" Пропись 2, 1 класс, 2 часть, карточки.

Челябинск, 2018

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: монолог

1 мин

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас всех здесь видеть. Меня зовут Наталья Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок обучения письму присаживайтесь.

Приветствовать учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация Словесный: анализ

Словесный: ответы на вопросы учителя

10 мин

- Ребята, посмотрите на доску.

- Здесь представлена схема.

- Скажите, какие две работы выполняет буква Е?

- Все верно, ребята!

- Буква Е обозначает два звука [й] и [э], когда стоит в начале слова и после гласных. В других случаях буква Е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного.

- Буква Е обозначает два звука [й] и [э], когда стоит в начале слова и после гласных. В других случаях буква Е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного.

К: учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разных позиций

III. Постановка учебной задачи

Словесный: зачитывание стихотворения.

Словесный: ответы на вопросы.

5 мин

- Послушайте загадки и попробуйте определить, о какой новой букве я говорю. 

Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля .... (Енот)

Её всегда в лесу найдешь ...

Пойдем гулять и встретим,

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем … (Ель)

- Посмотрите внимательно на картинки, почему они на одном слайде?

- Кто сможет сформулировать тему урока? 

- Какие цели вы поставите каждый для себя, чтобы научиться писать строчную букву Е?

- Енот

- Ель

- В словах этих картинок есть буква Е.

- Буква Е

- Познакомиться с буквой Е, узнать какие звуки она обозначает, научиться писать букву Е, научиться читать с этой буквой.

Р: целеполагание

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

П: структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

IV. Открытие нового знания

Практический: сравнение печатной и письменной букв

Практический:

поэлементный анализ буквы

Практический: конструирование буквы

Показ учителя с

Коментированием

Практический: обведение образца, письмо в воздухе

Практичесикий: тактическое письмо под счет

12 мин

- Откроем прописи на с.19. рассмотрите печатную букву "е".

В слове ель мы «Е» услышим,

Букву «Е» мы так напишем:

Ствол и у ствола три ветки.

Букву «Е» запомним, детки.

- Сравните печатную и письменную буквы Е.

- Чем отличаются буквы?

- Посмотрите на кружок в правом верхнем углу.

- Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «е», и закрасьте кружочек с теми элементами, которые относятся к нашей букве.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

- Сколько элементов потребовалось?

- Назовите элемент, из которого состоит строчная буква Е.

- Попробуйте сконструировать букву Е.

- А сейчас давайте разомнём наши пальчики, чтобы они не уставали, когда мы будем писать.

Разминка: «Кулачок»

Как сожму я кулачок,(сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок.

(поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку.

(положить руку на колено ладонью вверх)

ТУК-ТУК

- Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да. (три хлопка в ладоши)

- Можно к вам?(три удара кулаками друг о друга)

- Рад всегда!(три хлопка в ладоши)

- Теперь, ребята, посмотрите внимательно, как я буду прописывать строчную букву Е.

- Начинаю писать букву с середины рабочей строки. Веду линию вверх с наклоном вправо; чуть не доходя до верхней линии рабочей строки, закругляю влево, довожу до верхней линии, веду вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, начинаю закруглять вправо до середины рабочей строки.

- Самостоятельно обведите строчную букву Е в синем прямоугольнике.

- Теперь давайте пропишем букву Е в воздухе под счёт. Повторяйте за мной. (наглядность на экране)
- Поставьте руку на локоток, правильно возьмите ручку.

- На счет: раз – иии – раз - иии.

- А теперь найдите первую строчку, на которой пунктиром написана буква «е». Прописывать вы будете под счет, кто для всего класса будет считать? Приготовились. Тогда начнём!

- Прописываем 5 букв Е.                                            – Кто не готов? Теперь возьмите зелёный карандаш и подчеркните самую красивую букву.

- У печатной палочка ровная, у строчной под наклоном. У письменной буквы линии плавные, наклонные, а печатной буквы стоят прямо, у неё острые углы.

- Прямая наклонная с петелькой вверху и с закруглением внизу.

- Один

- Прямая наклонная с петелькой вверху и с закруглением внизу.

Конструируют букву Е.

Повторяют движения.

Смотрят показ учителя.

Обводят строчную букву Е.

Прописывают букву в воздухе.

Прописывают букву «е».

Подчеркивают самую красивую букву.

П: структурирование знаний

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

П: дополнять и расширять знания.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

V. Первичное

закрепление во

внешней речи

Словесный: анализ

Словесный: ответы на вопросы учителя

8 мин

- Найдите вторую строку. Кто прочитает сочетание? (ае).

- Какое это соединение? (среднее).

- Из каких букв оно состоит?

- Вам необходимо по точкам обвести это сочетание букв. Теперь самостоятельно прописываем это сочетание букв.

- Какое следующее сочетание? (ое).

- Какое это соединение? (среднее)

- Сколько букв вы написали? (две).

- А сколько звуков в этом буквосочетании? И почему? (три).

- Так же по точкам обводим это сочетание.

- Теперь рядом самостоятельно пишем это сочетание букв.

- ае

- Среднее соединение.

- ое

- Среднее соединение.

- Две буквы

- Три звука: о, й, э. Потому что буква Е обозначает два звука, потому что стоит после согласной.

ПЛ: построение логической цепочки рассуждений.

ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Динамическая пауза

1 мин

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - матушка,

Этот пальчик - батюшка,

Ну а этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

Повторяют движения

Практический: чтение слов, фонетический анализ, письмо слов

Практический: прописывание слов.

- Что следует дальше?

- Прочитайте первое слово.

- Сколько в нем слогов?

- Сколько букв и сколько звуков в слоге ел?  

- Какое соединение букв?

- Напишите первое слово, диктуя себе по слогам.

- Сверьте с образцом, правильно ли вы написали это слово.

- Прочитайте второе слово.

- Сколько в нём слогов?

- Назовите первый слог.

- Назовите второй слог.

- Сколько букв и сколько звуков в слоге ели?

- Какое соединение букв?

- Напишите второе слово, диктуя себе по слогам

- Сверьте с образцом, правильно ли вы написали это слово.

- Слова

- Ел

- Один слог.

- две буквы, три звука, потому что буква «е» стоит в начале слова и обозначает два звука.

- Нижнее соединение.

- Ели

- Два слога.

- Е

-Ли

- Три буквы и четыре звука, потому что буква «е» стоит вначале слова и обозначает два звука.

- Сначала нижнее соединение, потом среднее.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:  звуковой анализ слов

Практический: прописывание слов.

5 мин

- Посмотрите на экран. Перед вами слово. Давайте прочитаем его по слогам. (а-ре-на).

- Сколько слогов?

- На какой слог падает ударение?

Давайте охарактеризуем звуки в этом слове. Назовём первый звук. (а). Охарактеризуйте его. (и так все звуки)

- Сколько букв в слове? Сколько звуков?

-  Найдите в прописи строчку со словом арена. Пропишите это слово один раз самостоятельно.

- Прочитаем, что написали, по слогам. Назовите гласные буквы? (а, е, а).

- Следующее слово мера. Давайте прочитаем его по слогам. (ме-ра).

- Сколько слогов?

- На какой слог падает ударение?

Давайте охарактеризуем звуки в этом слове.

-  Назовём первый звук. (м). Охарактеризуйте его.

- Сколько букв в слове? Сколько звуков?

-  Найдите в прописи строчку со словом мера. Пропишите это слово один раз самостоятельно.

- Прочитаем, что написали, по слогам. Назовите гласные буквы? ( е, а).

- Следующее слово мэр. Давайте прочитаем его по слогам. (мэр).

- А кто знает значение этого слова?

- Сколько слогов?

-  Давайте охарактеризуем звуки в этом слове. Назовём первый звук. (м). Охарактеризуйте его.

- Сколько букв в слове? Сколько звуков?

-  Найдите в прописи после слова мера, слово мэр. Пропишите это слово один раз самостоятельно.

- Прочитаем, что написали. Назовите гласные буквы? (э).

- Давайте сделаем вывод. Какими буквами на письме может обозначаться звук э? (буквой е и э).

Читают слово по слогам

- Три слога

- На второй.

Первый звук  а – гл, безудар. Второй звук  р’ – согл, зв, мяг. Третий звук э’ – глас, удар. Четвёртый звук н – согл, зв, тв. И последний звук а – глас, безуд.

- В слове пять букв и пять звуков.

- а, е, а

Читают слово по слогам

- Два слога

- На первый слог

Первый звук м’ – согл, зв, мяг. Второй звук э’ –гл, удар. Третий звук р –согл, зв, тв. Четвёртый звук а –гл, безуд.

- В слове четыре буквы и четыре звука

- е, а

Читают слово по слогам

- Один слог

- Первый звук м – согл, зв, тв. Второй звук  э –гл, удар.

Третий звук р –согл, зв, тв.

- В слове три буквы и три звука

- э

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Практический: составление текста по модели

Практический: анализ элементов букв

5 мин

- А сейчас мы будем работать с моделью. Найдите её у себя в прописи. Рассмотрите модель. Что это за модель?

- Как вы поняли, что это текст?

- Итак, из скольких предложений состоит рассказ?

- О чём будет рассказ?

- Как называется сцена в цирке?

- Кто выступает на арене цирка?

- С кем он работает?

- Как вы думаете, слушаются ли дрессировщика львы?

- А теперь составьте рассказ по данной схеме и озаглавьте его.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Один ученик зачитывает то, что у него получилось, а все остальные считают количество предложений, которые составил ученик.

- Найдите следующее задание с вопросительным знаком.

- Проанализируйте буквы Н, е, ё. Какой у них есть общий элемент?

- Обведите общий элемент этих букв и выпишите его в рамку.

- Чем они отличаются? (большая и строчная).

- Сравните буквы ы и ь. Какой у них общий элемент?

- Выпишите этот элемент в рамку.

- Сравните буквы Н - е. Чем они похожи? Чем отличаются?

- Какие элементы письменных букв спрятаны в этом узоре?

-Молодцы.

- А теперь отгадайте загадку.

Чёрный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор,

Хвост, как упор. (Дятел)

- Обводим узор, в котором спряталась буква е.

- Это модель текста.

- Потому что есть заголовок и предложения.

- Из трех предложений.

- О цирке.

- Арена.

- Дрессировщик.

- Со львами.

- Да, слушаются.

Составляют рассказ.

- Прямая наклонная с петлёй в верху

- Прямая наклонная с овалом.

- Элемент похож по форме, но различен по размеру – прямая линия с петлёй с закруглением, с другой стороны.

- Полоски в форме прямой линии с петлёй и с закруглением с другой стороны

ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный метод:

беседа

5 мин

-Какую цель вы перед собой ставили?

-Смогли ли мы научится писать строчную букву Е.

Итак, а теперь оцените себя, продолжив данные фразы. (пару человек)

Мне было очень интересно с вами работать. Спасибо за урок. До свидания!

Научится писать заглавную букву Е.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

До свидания!

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Письмо строчной буквы «в»"

Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....

План-конспект урока по обучению грамоте. Письмо строчной буквы «н»

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н» в 1 «А» классе 2012-2013 учебный год Учитель: Агафонова Л. А. Тип урока: Урок – игра Цель урока: обучающиеся должны знать алгоритм написания ...

Конспект урока по русскому языку "Письмо строчной буквы г" (УМК "Перспектива") 1 класс

Данный урок проводится в  период обучения грамоте. Это первый урок по теме - знакомство с новой буквой....

Конспект урока по письму по теме "Строчная буква Ч"

Конспект урока по письму  по прописям В. А. Илюхиной...

Конспект урока по обучению письму "Письмо строчной буквы «д» " (УМК Школа России, 1 класс)

Конспект урока обучения письмуТема:  Письмо строчной  буквы  «д»Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву «д»; пользоваться на письме ...

Технологическая карта урока по обучению письму «Письмо строчной буквы э» (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: создание условий для формирования каллиграфического навыка написания строчной буквы «э».Задачи урока:Дидактические:Сформировать умение писать строчную букву «э».Сфо...

Конспект урока по обучению письму «Письмо строчной и прописной буквы Хх» (1 класс, прописи В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова, 1 класс, 4 часть)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления у обучающихся о письме строчной и прописной буквы Х; совершенствование навыка письма слогов и слов с б...