Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk-1.docx | 46.27 КБ |
Предварительный просмотр:
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вклад учебного предмета в общее образование Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Нормативная база Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Особенности рабочей программы
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Общие цели учебного предмета:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Сроки реализации программы – 1 год. На изучение русского языка в 1 классе выделяется 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
3. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Лексика. (изучается во всех разделах курса). Понимание слова как единства звучания и значения. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значения слова.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
4 Календарно- тематическое планирование
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) - 1 класс (112ч+ 3 ч резерв)
дата | № урока | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | ||
план | факт | |||||
Подготовительный период – 20 часов (18 + 2 резерв) | ||||||
3.09 | 1 | Пропись — первая учебная тетрадь. | 1 | Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме; правилами посадки при письме; с разлиновкой прописи. Усвоение понятий рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Знакомство с гигиеничес-кими правилами письма. Подготовка руки к письму. Выполнение разных типов штриховки. Обводка предметов по контуру, штриховка. Письмо элементов букв, узоров, бордюров и чередующихся узоров. Составление предложений к иллюстрациям прописи. Классификация предметов на основе общего признака. Обозначение изображённых предмет моделью слова и предложения. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок. Деление слова на слоги, графическое изображение слога в схеме-модели слова. Слого-звуковой анализ слов. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв, их печатание. Сравнение элементов письменных и печатных букв. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком. Письмо предложения. Обозначение границ предложения на письме. Написание заглавной буквы в именах собственных. Подбор слов с заданным звуком, запись некоторых из них. Комментированное письмо слов и предложений Составление устного рассказа по опорным словам, содержащим изученные звуки. | ||
4 | 2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 1 | |||
5 | 3 | Письмо овалов и полуовалов. | 1 | |||
6 | 4 | Рисование бордюров. | 1 | |||
7 | 5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 | |||
10 | 6 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). | 1 | |||
11 | 7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо и влево ). | 1 | |||
12 | 8 | Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 | |||
13 | 9 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. | 1 | |||
14 | 10 | Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. | 1 | |||
17 | 11 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | 1 | |||
18 19 | 12 13 | Строчная и заглавная буквы А, а. | 2 | |||
20 | 14 | Строчная и заглавная буквы О, о. | 1 | |||
21 | 15 | Строчная и заглавная буквы и, И. | 1 | |||
24 | 16 | Строчная буква ы. | 1 | |||
25 | 17 | Строчная и заглавная буквы У, у. | 1 | |||
26 | 18 | Закрепление | 1 | |||
27, 28 | 19-20 | Закрепление (резерв) | 2 | |||
Букварный период -75 часов | ||||||
1.10 2 | 21-22 | Строчная и заглавная буквы Н, н. | 2 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов. Письмо слогов и слов. Письмо предложений с комментированием. Дополнение предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывание с письменного шрифта. Восстановление деформированного предложения. Постановка запятой в деформированном предложении. Списывание с письменного шрифта. Письмо под диктовку. Знакомство с правилами оценивания выполненной работы Списывание с рукописного текста. Составление устного рассказа по заданной учителем теме и письменного рассказа на тему, сформулированную самими учащимися. Интонирование различных предложений. Оформление интонации на письме. Создание письменных текстов. Письменный ответ на вопрос. Понимание двойной роль букв ё, ю, я, е. Обозначение буквами ё, ю, я е мягкости предыдущего согласного на письме. Составление ответа на поставленный в тексте вопрос. Дополнение текста своим предложением Дополнение предложений словами по смыслу. Разгадывание ребусов Составление письменного текста. Дополнение содержания письменного текста. Письмо под диктовку. Наблюдение за изменением формы числа существи-тельного. Единственное и множественное число существительных (один — много). Составление рассказа с использованием поговорки. Толковать значение многозначных слов. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Использование для построения вопросительных предложений вопросительных слов «кто?», «что?». Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к-. Ознакомление с глушением парных согласных на конце слова и необходимостью подбора проверочного слова. Наращивание слов с целью получения новых слов (Анна — Жанна). Образование простой сравнительной степени наречий по образцу (низко — ниже). Образование существительных — названий детёнышей животных по образцу, данному в прописи.Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок, запись к каждой из них одного предложения с комментированием. Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. Замена существительного личным местоимением он в тексте. Классификация понятий, объединение в группу по общему признаку. Составление рассказа с опорой на прилагательные по теме, предложенной учителем. Запись текста по опорным словам. Сочинение рассказа по заданному началу | ||
3 | 23 | Письмо букв и слогов | 1 | |||
4 | 24 | Строчная и заглавная буквы С, с. | 1 | |||
5 | 25 | Заглавная буква С. | 1 | |||
8 9 | 26-27 | Строчная и заглавная буквы К, к. | 2 | |||
10 | 28 | Письмо слогов и слов | 1 | |||
11, 12 | 29-30 | Строчная и заглавная буквы Т, т. | 2 | |||
15,16 | 31-32 | Строчная и заглавная буквы Л, л. | 2 | |||
17 | 33 | Повторение и закрепление изученного. | 1 | |||
18, 19 | 34-35 | Строчная буква р. Заглавная буква Р. | 2 | |||
22, 23 | 36-37 | Строчная и заглавная буквы В, в. | 2 | |||
24 | 38 | Диагностическая работа за I четверть | 1 | |||
25, 26 | 39-40 | Строчная и заглавная буквы Е, е. | 2 | |||
5.11 | 41 | Повторение и закрепление изученного | 1 | |||
6, 7,8 | 42-44 | Строчная и заглавная буквы П, п. | 3 | |||
9, 12 | 45-46 | Строчная и заглавная буквы М, м. | 2 | |||
13 | 47 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 1 | |||
14 | 48 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 1 | |||
15 | 49 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 1 | |||
16 | 50 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 1 | |||
19 | 51 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 1 | |||
20 | 52 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 1 | |||
21 | 53 | Письмо слогов и слов | 1 | |||
22 | 54 | Строчная и заглавная буквы Д, д. | 1 | |||
23 | 55 | Строчная и заглавная буквы Д, д. | 1 | |||
26 | 56 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 1 | |||
27-29 | 57-59 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 3 | |||
30,3.12 | 60-61 | Строчная и заглавная буквы Г, г. | 2 | |||
4 | 62 | Строчная буква ч. | 1 | |||
5 | 63 | Заглавная буква Ч. | 1 | |||
6,7 | 64-65 | Буква ь. | 2 | |||
10,11 | 66-67 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. | 2 | |||
12 | 68 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 | |||
13,14 | 69-70 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. | 2 | |||
17 | 71 | Строчная буква ё. | 1 | |||
18 | 72 | Заглавная буква Ё. | 1 | |||
19 | 73 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 | |||
20,21 | 74-75 | Строчная и заглавная буквы Й, й. | 2 | |||
24,25 | 76-77 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 2 | |||
26 | 78 | Диагностическая работа за II четверть | 1 | |||
27,28 | 9.01 | 79-80 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо под диктовку | 2 | ||
14.,15 | 10/11 | 81-82 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю | 2 | ||
16 | 16.01 | 83 | Письмо предложений | 1 | ||
17,18 | 14/15 | 84-85 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. | 2 | ||
21,22 | 17\18 | 86-87 | Строчная и заглавная буквы Э, э. | 2 | ||
23 | 23.01 | 88 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо под диктовку | 1 | ||
24 | 21.01 | 89 | Строчная буква щ. | 1 | ||
25 | 22.01 | 90 | Заглавная буква Щ. | 1 | ||
28 | 91 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. | 1 | |||
29 | 92 | Строчные буквы ь, ъ. | 1 | |||
30 | 93 | Контрольное списывание. | 1 | |||
31 | 94 | Проверочный диктант | 1 | |||
1.02 | 95 | Закрепление изученного | 1 | |||
Послебукварный период – 20 часов (19 +1 резерв) | ||||||
4.02 | 96 | Оформление предложений в тексте | Письмо предложений с комментированием. Восстановление деформированного предложения. Письмо под диктовку. Наблюдение за изменением формы числа существи-тельного. Единственное и множественное число существительных (один — много). Составление рассказа с использованием поговорки. Толковать значение многозначных слов. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. Составление рассказа с опорой на прилагательные по теме, предложенной учителем. Запись текста по опорным словам. Сочинение рассказа по заданному началу | |||
5 | 97 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | ||||
6 | 98 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | ||||
7 | 99 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» | ||||
8 | 100 | Проверочный диктант | ||||
18,19 | 101-102 | Правописание безударных гласных в корне слова | ||||
20,21 | 103-104 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | ||||
22 | 105 | Правописание жи-ши | ||||
25 | 106 | Правописание ча-ща | ||||
26 | 107 | Правописание чу-щу | ||||
27 | 108 | Правописание чк-чн, щн | ||||
28 | 109 | Правописание гласных после шипящих | ||||
1.03 4, 5,6 | 110-113 | Заглавная буква в именах собственных | ||||
7 | 114 | Контрольное списывание | ||||
8.03 | 115 | резерв |
Русский язык -50 часов
дата | № п/п | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся | ||
план | факт | |||||
НАША РЕЧЬ – 2 ч. | ||||||
1 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). | 1 | Знакомство с учеб-ником. Знакомство с видами речи. Различение устной и письменной речи. Построение высказываний о значении языка и речи. *Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык | |||
2 | Русский язык — родной язык русского народа. Речь устная и письменная (общее представление). | 1 | ||||
ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ – 3 ч. | ||||||
3 | Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. | 1 | Установление смы-словой связи меж-ду предложениями в тексте. Выбор подходящего заголовка. | |||
4 | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. | 1 | Выделение предложений из речи. Установление связи слов в предложении. | |||
5 | Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). | 1 | Выразительное чтение текста по ролям. Наблюдение за постановкой знаков препинания в предложении и диалоге. | |||
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… - 4 ч. | ||||||
6 | Слово. Роль слова в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. | 1 | Различать слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Использовать в речи «вежливые слова». Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении. Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю. | |||
7 | Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | 1 | ||||
8 | Слова однозначные и многозначные (общее представление).Слова, близкие и противоположные по значению. | 1 | ||||
9 | Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. | 1 | ||||
СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. – 6 Ч. | ||||||
10 | Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). | 1 | Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую. Создание сравнительных образов. Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок). Составлять простейшие слогоударные модели слов. Произносить и оценивать слова в соответствии с нормами литературного произношения. | |||
11 | Деление слов на слоги. | 1 | ||||
12-13 | Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. | 1 | ||||
14 | Смыслобразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. | 1 | ||||
15 | Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. | 1 | ||||
ЗВУКИ И БУКВЫ – 34 Ч. | ||||||
16 | Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | 1 | Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Высказываться о значимости изучения алфавита. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове. Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Писать двуслож-ные слова с безударным глас-ным и объяснять Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Определять согласный звук в слове и вне слова. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове. Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са). Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обознача-ющие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’]. Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова. Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Знакомство с происхождением слова тетрадь. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки. Правильно произ-носить шипящие согласные звуки. Знакомство с происхождением названий шипящие звуки, с этимологией слова карандаш. Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Соотносить произ-ношение ударных гласных в сочета-ниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания, подбирать приме-ры слов с такими сочетаниями. Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Вспомнить по рисунку и по памяти содержание сказки и передать её содержание. Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку. Правила вежливого обращения. Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Списывать текст, содержащий изученные правила, объяснять изученные орфограммы | |||
17 | Условные звуковые обозначения слов. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 1 | ||||
18 | Значение алфавита. | 1 | ||||
19 | Использование алфавита при работе со словарями. | 1 | ||||
20 | Буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | ||||
21 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 | ||||
22 | Слова с буквой э. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. | 1 | ||||
23 | Произношение ударного и безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | 1 | ||||
24 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | ||||
25 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). | 1 | ||||
26 | Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Работа с орфографическим словарём. | 1 | ||||
27 | Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки» | 1 | ||||
28 | Буквы, обозначающие согласные звуки. | 1 | ||||
29 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | ||||
30 | Буквы Й и И .Слова со звуком [й’] и буквой « и краткое». | 1 | ||||
31 | Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | 1 | ||||
32 | Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | 1 | ||||
33 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | 1 | ||||
34 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | 1 | ||||
35 | Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, деньки). | 1 | ||||
36 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | ||||
37 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | 1 | ||||
38 | Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. | 1 | ||||
39 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). | 1 | ||||
40 | Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие». | 1 | ||||
41 | Развитие речи. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). | 1 | ||||
42 | Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». | 1 | ||||
43 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ..Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 1 | ||||
44 | Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. | 1 | ||||
45 | Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки». | 1 | ||||
46 | Развитие речи: воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль».. | 1 | ||||
47 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). | 1 | ||||
48 | Заглавная буква в словах. Правила вежливого обращения. Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. | 1 | ||||
49 | Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). | 1 | ||||
50 | Повторение и обобщение изученного материала. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку "Школа России"
данная авторская программаразработана на основе программы по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ ...
Рабочая программа по русскому языку "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл
Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
рабочая программа по русскому языку1 класс. Школа России.
календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...
Рабочая программа по русскому языку1-4 классы УМК "Школа России"
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...