Н.Носов «Затейники»
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Мухарлямова Максура Казихановна

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):  познакомить с произведением Н.Н.Носова «Затейники»; развивать навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить с помощью интонации передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация2 МБ
Файл Разработка урока23.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.Н.Носов «Затейники УМК «Начальная школа 21 века» Презентацию подготовила учитель начальных классов Мухарлямова М.К.

Слайд 2

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное; воспитывать коммуникативные навыки, умения работать в парах .

Слайд 3

Речевая разминка Туча по небу плыла, Дождик за руку вела, Он шагал на тонких ножках В чёрных маленьких калошках. Дождик всюду походил, Дождик всюду наследил, В тёплых лужах потоптался, Наигрался и умчался. Не его ли там калошки Мокнут в луже на дорожке? (Г.Лагздынь)

Слайд 4

Что здесь зашифровано? 1 2 3 4 5 6 1 Б И О В Ю Е 2 Т Р Ж З Д Я 3 Ч А Л С Ш Ф 4 М Г Щ Й Э Ю 5 Х Н У П Ц К

Слайд 5

«ЗАТЕЙНИКИ»

Слайд 6

Что такое затея? Задуманное дело, замысел. 2. Занятие для развлечения, забава.

Слайд 7

Николай Николаевич Носов (1908-1976) русский писатель, драматург

Слайд 9

Н.Носов родился в Киеве. Писал в то же время, что и К.Чуковский, А.Барто, С.Маршак и С.Михалков. Первый его рассказ - «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938г. Он написал много рассказов и повестей о ребятах. В 1954г. Вышла книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Николай Носов не сразу стал писателем. Он сменил много профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в Институт кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после этого стал писателем.

Слайд 10

Словарная работа Чернорабочий – 1. Тот, кто выполняет работу, не требующую какой-либо квалификации(обычно физически тяжёлую или грязную). 2. (перен.разг.) Тот, кто способен выполнять лишь какую-либо обыденную, будничную работу. Косарь – тот, кто косит траву, злаки.

Слайд 11

Физкультминутка

Слайд 12

Рассмотрите иллюстрацию.

Слайд 13

Первый рассказ «Затейники» был издан в 1938 году

Слайд 14

- Какое впечатление произвел на вас рассказ? - Как называли себя дети? - В какую игру они играли? - Кого изображали? - Почему игра прервалась? - Что вы можете сказать о ребятах? - Что вы им посоветуете?

Слайд 15

Работа в парах Выполните задания 5 и 6 на стр.53

Слайд 16

Рефлексия - Что вы узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось?

Слайд 17

Спасибо за урок !



Предварительный просмотр:

Мухарлямова Максура Казихановна

МОБУ СОШ с.Ургаза

Учитель начальных классов

Урок разработан по программе «Начальная школа 21 века»

 Класс: ___1б______ Дата:_________________. Предмет:      литературное  чтение                                               

 Тема урока:   Н.Носов «Затейники»               _                                                          ___________________________________________________

 Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):  познакомить с произведением Н.Н.Носова «Затейники»; развивать навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить с помощью интонации передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа.

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Время

цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

I.Организационный момент

20 сек.

Настроить детей на рабочий лад.

- Долгожданный дан звонок

  Начинается урок.

Слайд 1.Приветствие.

- Отгадайте загадку:

 Он не знает ничего.

Все вы знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его?

+ Незнайка

Слайд 2.Рисунок Незнайки.

Л1

Л2

Проверка готовности детей к уроку.

Отгадывание загадки.

II.Объявление темы урока. Постановка учебных задач.

3 мин.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

- Какие  книжки вы про Незнайку знаете?

(Показ слайдов с героями произведений Н. Носова)

+ «Незнайка в цветочном городе»

+ «Незнайка в Солнечном городе»

+ «Незнайка на Луне»

- Кто придумал Незнайку и его друзей из Цветочного города?

+Это писатель Николай Николаевич Носов

- Если вы составите слово из данных слогов, то узнаете название рассказа Н.Носова.

Слайд 3. ТЕЙ ЗА КИ НИ

- Какое слово получилось?

+Затейники

- Как вы думаете, с каким рассказом мы сегодня познакомимся?

+ Мы познакомимся с рассказом «Затейники».

Слайд 4. Затейники

- А кто его написал, как вы уже догадались?

+ Николай Николаевич Носов

Слайд 5.  Портрет Н.Н.Носова

- Поставим цель и  учебные задачи нашего урока!

+ Цель – познакомиться с рассказом «Затейники»

+Задачи: Ответим на вопросы из учебника

+Выборочно почитаем

+Попробуем кратко пересказать

+ Попробуем прочитать по ролям.

+ Познакомимся с биографией автора.

- Хорошо, значит будем  достигать нашей цели и решать наши поставленные задачи.

Слайд 6. Цель и задачи урока.

Выставка книг о сказочном герое.

Л3

Р3

Р4

П3

К1

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.

Осознанно строят речевые высказывания, обсуждают учебные задачи.

III. Изучение нового материала.

3 мин.

3 мин.

4 мин.

 

1 мин.

2 мин.

3 мин.

5 мин.

1 мин.

6 мин.

5 мин.

  1. Биография Н.Н.Носова

Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в городе Киеве в семье актера.  «В школьные годы, - рассказывал о себе писатель, - мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился в политехнический институт; перед самым поступлением передумал и поступил в художественный, а закончил – институт кинематографии».

Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

 Как же он стал писателем?

 Этот вопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу. А случилось это неожиданно6 подрастал сын, постоянно требовал всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 г. был напечатан первый рассказ Носова «Затейники». Затем появились другие рассказы.

- Ребята, а кого называют затейниками?

+ Те кто, затевает интересные дела и игры.

- Подберем синонимы к слову «затейники»?

+ Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки.

  1.  Первичное чтение рассказа «Затейники» учителем.

- Что вас рассмешило в этом рассказе?

- Что удивило?

- Что хочется перечитать?

         3. Выборочное чтение.

- Кто герои рассказа? Назовите их имена.

- Большие они или маленькие.

- Какую игру затеяли ребята?

+ Игру из сказки про «Три поросенка»

- Что они для этого сделали?

+Петя и Валя сделали себе домик: стащили с кровати одеяло и завесили им стол.

-Что испугались ребята? Как об этом написано в рассказе?

+ Меня кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк, - сказал Петя. Валя испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней.

- Почему ребята больше не стали играть а «Три поросенка»?

+Испугались, что вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит.

- Доводилось ли вам играть в страшные и смешные истории из книг?

+

- Какие игры знаете вы?

+

- Стихотворение Агния Барто познакомит вас с игрой, которая называется «Гуси-лебеди».

Стихотворение читает заранее подготовленные дети:

Малыши среди двора

Хоровод водили,

В «Гуси-лебеди» игра,

Серый волк – Василий.

– Гуси-лебеди, домой!

Серый волк под горой!

Волк на них и не глядит,

Волк на лавочке сидит.

Собрались вокруг него

Лебеди и гуси.

– Почему ты нас не ешь? –

Говорит Маруся.

– Раз ты волк, так ты не трусь! –

Закричал на волка гусь. –

От такого волка

Никакого толка!

Волк ответил:

– Я не трушу,

Нападу на вас сейчас,

Я доем сначала грушу

А потом примусь за вас!

                        А. Барто

Физкультминутка.

У оленя дом большой

Он гладят в свое окошко

Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучится:
Тук, тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой!
Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай.
 

-Ребята, а вы знаете, что наш друг Незнайка очень любил сочинять разные рифмы и стихи?

-Вот и мы сейчас с вами отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.

-РА-РА-РА- вышла славная __пора_______;

-КИ-КИ-КИ- мы с тобой_умники________;

-АХ-АХ-АХ- победили мы свой __ страх____;

-РОК-РОК-РОК-продолжается___урок______.

-Вот мы и отдохнули, пора переходить к следущему заданию.

4.Беседа по вопросам учебника.

- Что ты думаешь о Вале и её брате: кто из них храбрее? Почему?

- Как ты думаешь, были у ребят причины бояться?

- В комнате было что-то страшное или им показалось?

5. Работа с пословицами.

Слайд:

У страха глаза велики.

Волка бояться – так и в лес не ходить.

Трусливому зайке и пенёк – волк.

Глаза страшатся, а руки делают.

Осторожного коня и зверь не берёт.

- Прочитай пословицы и поговорки, выбери из них ту, которую можно сделать названием рассказа Н.Носова. Объясните свой выбор.

6. Работа по карточкам.

Физкультминутка музыкальная.

7. Составление плана и пересказ текста.

- Давайте составим план для пересказа.

-Какую сказку Петя и Валя прочитали, что решили играть в игру?

+ Три поросенка

-Значит первый пункт в нашем плане

План:

  1. Чтение сказки «Три поросенка»

- Далее, что сделали ребята, чтоб играть?

+Построили домик.

- Значит второй пункт нашего плана:

      2. Постройка домика.

- кого ребята испугались?

+Серого волка

- Значит третий пункт:

     3.  Может быть, это Серый волк?

- В итоге поиграли Петя с Валей или нет?

+Нет, они не стали играть.

- И четвертый пункт:

     4. Так и не стали играть в «Три поросенка»

- Используя этот план, кто попробует пересказать рассказ.

+

-Получилось ли у вас так же смешно, таинственно, страшно, как у автора? Почему?

+ Н.Носов использует диалоги, они делают рассказ смешным и интересным.

8. Чтение рассказа по ролям в парах.

-Понравилась ли вам игра детей? А детям?

-Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.

-Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя).

-Каждая пара выберет, кто будет читать за Петю и Валю.

- Прочитайте рассказ про себя и обозначьте карандашом роли.

-Обязательно ли читать слова автора?

- Какие из них можно не читать? Возьмите их карандашом в скобки.

- Сейчас прочитайте по ролям в паре, т.е. с соседом по парте. И подумайте, как ( с какой интонацией) нужно произносить слова героев в каждом эпизоде.

Чтение детьми.

- Какая пара прочитает нам в диалоге рассказ?

+

- Молодцы, хорошо.

П2

П4

П5

К2

К4

К5

Организует учебное исследование для ознакомления с рассказом.

Слушание рассказа. Участвуют в обсуждении содержания материала.

Сохраняют учебную задачу. Осуществляют самоконтроль.

Участвуют в обсуждении содержания материала.

IV. Итог урока.

Рефлексия.

4 мин.

- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?

+ Не будут скучать, умеют организовать свой досуг.

- За что можно их поругать?

+ Нельзя нагонять на себя страх, играть спокойнее.

- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?

+ Нельзя играть с одеялом, с постелью.

- Что бы сказали соседи, которые все слышали?

+Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные.

- Что скажете вы?

+

- Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?

+

- Достигнута ли наша цель – знакомство с произведением?

+ Да, мы познакомились с рассказом Н.Носова «Затейники».

- задачи нашего урока решены?

+Да, мы пересказали, прочитали по ролям, ответили на вопросы из учебника.

- У Н.Н. Носова много других произведений  о детях. Книги с другими его произведениями можете взять в библиотеке или из нашей выставки.

- Интересным ли был для вас урок? Почему?

- Покажите ваше настроение?

-Д/з: чтение рассказа «Затейники» Н.Н.Носова.

- Наш урок окончен, можете отдыхать.

Р5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по УУД: "Н.Н. Носов "Затейники" 2 класс

Урок литературного чтения по УУД («Школа России») Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники». 2 класс...

Н.Носов "Затейники" Урок с презентацией.

-познакомить учащихся с жизнью и      творчеством Н. Носова;-развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное...

Н. Носов "Затейники"

задания к уроку литературного чтения в 1 классе по теме Н. Носов "Затейники" по программе "Школа 21 века": деформированный план,  фразеологизмы....

Носов "Затейники"

Носов "Затейники"...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе Н.Носов "Затейники". Презентация.

Урок посвящён творчеству Н. Носова, знакомит с рассказом Носова "Затейники. Урок начинается  с речевой разминки, где дети отрабатывают интонацию при чтении.  На разных этапах урока дети рабо...

Урок литературного чтения по теме Н.Н. Носов "Затейники"

презентация к уроку Носова "Затейники"...