Сочинение в системе обучения связной речи учащихся
статья по русскому языку (3, 4 класс) по теме
Особое место в вопросах успешности в обучении занимает развитие речи. Развитие речи учащихся – одна из основных задач учителя начальных классов. Это задача решается на каждом уроке и во внеклассной работе.Одним из видов упражнений в связной речи, принадлежащей самим учащимся, является письменное сочинение (разнообразных типов). В представленной статье дана классификация сочинений по видам и типам, приведена подготовительная работа к сочинению-описанию природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_v_sisteme_obucheniya_svyaznoy_rechi_uchashchihsya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение в системе обучения связной речи учащихся
Особое место в вопросах успешности в обучении занимает развитие речи.
Что же мы понимаем под развитием речи учащихся? Говоря обобщенно, это учебная, познавательная деятельность учащихся, организуемая, руководимая учителем, опирающаяся на чтение и изучение грамматики, направленная на совершенствование, обогащение коммуникативных умений и навыков оформления и выражения своих мыслей, чувств, побуждений (М.Р. Львов).
Развитие речи учащихся – одна из основных задач учителя начальных классов. Это задача решается на каждом уроке и во внеклассной работе.
Направления работы по развитию речи объединяются в группы в соответствии с уровнями развития речи: фонетический уровень, лексический уровень; синтаксический уровень, уровень текста, или связная речь.
Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает законченную тему (т.е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.
Речь – это деятельность, в которой человек пользуется языком в целях общения с другими людьми. Развитие речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Речь всегда рассматривается в единстве содержания и формы.
М.Р. Львов формулирует основные задачи развития связной речи, одной из которых является создание в классе атмосферы борьбы за высокую культуру речи. В качестве основных требований к хорошей речи, по мнению автора, выступают выразительность (яркость, убедительность, эмоциональность высказываний), а также богатство языковых средств, их разнообразие.
Одним из видов упражнений в связной речи, принадлежащей самим учащимся, является письменное сочинение (разнообразных типов).
Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила.
Готовясь к устному рассказу или письменному сочинению, школьники учатся:
- Понимать заданную тему или находить свою собственную, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения;
- Подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать своё отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию;
- Накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения, составлять «тематическую сетку» …
- Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность;
- Отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст.
- Орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования.
- Обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное.
Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся.
Сочинения различаются:
- по источникам материала
- по степени самостоятельности
- по способам подготовки
- по жанру
- по языку
Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Предлагаю следующие тематические группы и темы сочинений:
Творческие:
- Что такое доброта?
- Самая дорогая вещь в нашем доме.
- Путешествие осеннего листочка.
-История засохшего цветка
Репродуктивные:
- Что я знаю о ...
Фантограммы.
- Что было бы, если бы – у меня был цветик- семицветик …
- Если бы я оказался на необитаемом острове…
Сочинение-рассуждение:
- Почему осенью с деревьев опадают листья?
- Почему я люблю книги?
- Почему меня так назвали?
- Почему нужен друг?
Сочинение-описание:
-Свет мой, зеркальце, скажи ..
- Моя любимая игрушка.
- Снег теперь уже не тот.
- Дом, в котором я живу
Предлагаю вариант работы над сочинением – описанием природы.
Сочинение - описание природы «И вот сама идет волшебница зима…»
Композиция описания.
- Общая характеристика предмета описания или впечатления от него.
- Признаки предмета описания.
- Общая оценка предмета описания.
Учимся «читать» картину.
- Рассмотри репродукцию картины
- Что дорого художнику в русской природе? Опиши настроение этой картины. Зима на полотне художника грустит, скучает или…? Радуется, блистает или….? Застыла, уснула или…?
- Что на картине привлекает твое внимание? Что особенно нравится?
- Подумай, почему художник так назвал картину. А как бы ты назвал ее? Предложи свое название.
- Какие чувства наполняют человека, видящего эту картину? С помощью каких художественных приемов (выбор композиции, цветовых оттенков, колорита) художник сумел передать эти чувства зрителю?
- Опиши сюжет картины по плану:
- Что изображено на первом плане?
- Что ты видишь на втором?
Работа над художественным словом.
Синонимы:
Например,
Художник – живописец, автор картины, пейзажист и т. д.
Картина – полотно, пейзаж, произведение, шедевр и т. д.
Изображать – рисовать, писать, создавать образ, передавать красками и т. д. И т. п.
Тематическая сетка:
Например,
Зима. Какая? Что делает?
Снег. Какой? Что делает?
Иней. Какой? Что делает?
Мороз. Какой? Что делает?
Небо. Какое? Что делает?
Ветер. Какой? Что делает?
Солнце. Какое? Что делает?
Воздух. Какой? Что делает?
Сугробы. Какие? Что делают?
Лес. Какой? Что делает? И т.п.
Цвета и оттенки:
Например,
Белый – серебристо-белый, бело-голубоватый, беловатый, чисто-белый,…
Синий – голубой, лазурный, серо-голубой,…
Желтый - золотистый, коричневато-золотистый, бледно-желтый,… И т. п.
Пишем сочинение по картине.
Памятка – подсказка
- Прежде чем начать писать, проникнись настроением картины. Постарайся увидеть цвета, краски, услышать трогательные голоса природы.
- Определи тему и основную мысль сочинения. Озаглавь его. Твоя задача – «открыть» особенности восприятия зимы художником: все вокруг застыло в крепком сне; ели серебрятся в солнечном луче; ясный воздух; безмолвие; переливаться желтоватым цветом; золотистым отблеском; воздух сух, тонок, пронзителен; померкла ясность голубого неба; чудесное зрелище; поразительная тишина; «мохнатый» лес; сказочность; таинственность; запушенный снегом лес; погрузиться во тьму; отблеск угасающего солнца; румянить снежные сугробы;…
- Не повторяйся! Используй всевозможные художественно-изобразительные средства: сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения.
- Если тебе трудно начать сочинение, можно обратиться за помощью к художникам слова: подбери цитату из текстов И.А.Бунина, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева и др. Это и будет началом твоего сочинения.
Системный подход в методике подбора и организации упражнений, который предполагает последовательность и перспективность в работе над текстом у младших школьников, учёт возрастных особенностей учащихся, повышение интереса к изучению русского языка показывает результаты творческих работ учащихся по развитию связной речи.
Литература
- Борищук Н.К. Развитие речи – развитие личности школьника // Начальная школа. – 1988. - №3. – С. 32-34.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М. – 1985. – 176 с.
- Львов М.Р. Развитие речи учащихся в начальной школе. – М.: Просвещение, 1975. – 245с.
- Львов М.Р. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей. / Под ред. Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию связной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1- 4 классов
Развитие речи – важная задача обучения родному языку.Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать форми...
Дидактическое упражнение по формированию связной речи учащихся
Предлагается упражнение, включающее в себя текст изложения, анализ текста, словарную работу....
План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.
В процессе нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка, необходимо учащихся научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...
Первые шаги по развитию связной речи учащихся на уроках письма.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью...
Статья по русскому языку на тему: "Текст как дидактическая единица в работе над связной речью учащихся"
В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, т.к. успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хор...
Обучение связной речи учащихся начальных классов
Обучение связной речи учащихся начальных классов...