Урок "Правописание суффиксов -ик -ек".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
На уроке использовала методы и приёмы личностно-ориентированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка УМК "Школа России" | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание суффиксов -ик -ек.
Цель | через развитие умение рассуждать и делать выводы, рассмотреть правописание суффиксов –ик, -ек имён существительных; создать условия для развития УУД | ||||
Задачи | научить применять правила написания суффиксов -ик-, -ек-, выделять суффикс в слове; способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать коммуникативные навыки, умение оценивать правильность и последовательность выполнения отдельных учебных операций; воспитывать положительную мотивацию к учению. | ||||
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий | ||||
Планируемые результаты (предметные) | Сравнивают окончания личных форм глаголов, относящихся к разным спряжениям. Знакомятся со спряжением глаголов. Наблюдают за образованием форм и распределением глаголов по спряжениям | ||||
Личностные результаты | Умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в процессе учебной деятельности; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей | ||||
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа; осуществляют классификацию; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, строят рассуждения, отнесения к известным понятиям; формулируют выводы. Регулятивные: осуществляют самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; вносят необходимые коррективы в работу. Коммуникативные: строят устное высказывание на заданную тему с использованием простых распространенных предложений; комментируют ответы других обучающихся; приходят к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи | ||||
Основное содержание темы, понятия, термины | Суффикс. –ек, -ик. Изменение формы слов. | ||||
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
I. Оргмомент | Фронтальная. Словесный. | - А Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удачи. Зарядка для глаз Дети, можно ли на уроке русского языка найти клад? Что это будет? Какие умения вам помогут? Есл Я желаю вам применить все свои умения на уроке и тогда познание для вас станет лёгким и интересным. - Откройте тетради, запишите число, классная работа | Знания Наблюдать, слушать, анализировать, классифицировать, делать выводы, общаться, работать в группе, в паре, вести учебный диалог. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на мои слова | |
- Были ли трудности при выполнении домашнего задания? - Надо ли что-то проверить, обсудить? Правильность и аккуратность записей я посмотрю при проверке тетрадей. | |||||
II. АОЗ Выявление затруднения | Индивидуальная. Проблемный *Пробное действие | (слайд 2) очк, еньк, за, чик, ик, ек, на, под, пере, по, ость, про Что заметили? Какое задание нам предстоит выполнить? (На какие группы можно разделить данные части слов?) Красиво запишите в тетрадь только суффиксы. Проверка. -Что же мы уже знаем о суффиксах? Выберите верное выражение: (слайд 3) - суффикс-это… (слайд 4) - суффикс служит … (слайд 5) -суффикс стоит… (слайд 6) -Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы: смел..сть бел…нький ваз…чка ключ…к замоч…к -В какой части слова пропущены буквы, объясните орфограммы. -Какие слова вызвали затруднения? - Почему возникло затруднение? (слайд 7) -Какой суффикс слышится в этих словах? - Посмотрите, как нужно писать эти слова? - Какой вывод сделали? ик Схема на доске [ик] / \ ек | Понаблюдать. Классифицировать. Суффиксы и приставки Выбирают правильные ответы -часть слова -для образования новых слов -после корня Записывают слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы В словах ключик, замочек возникло затруднение, так как мы не знаем правила правописания этих суффиксов В русском языке есть два суффикса –ек и –ик, которые без ударения звучат одинаково. Писать их, доверяя слуху, нельзя. | Наблюдают Сравнивают Анализируют Делают вывод Группируют предполагают | |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 8) - Что ждёте от урока? Поставим цели, используя слова-помощники: (слайд 9) -Узнаем….(когда пишется суффикс –ек, -ик) -Научимся …(правильно писать слова с этими суффиксами) -Закрепим…(свои знания и умения) Сегодня мы представим себя учёными – лингвистами и попробуем сами вывести правило правописания суффиксов - ик и – ек. Не страшно? | Учащиеся формулируют тему Мы будем сегодня говорить о новой орфограмме. О суффиксах с буквой е и и Правильно писать суффиксы. Под руководством учителя учащиеся ставят учебные задачи | Предполагают Ставят цель прогнозируют | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | Работа в группе. Словесный. Частично-поисковый Прием «Мозговой штурм». | У. –Вы будете работать в группе. Помните, важно не только самому выполнить задание, но и помочь понять это своим товарищам. Результат вашей работы приведёт к успеху всего класса. С какой целью будем работать в группе? (Группы созданы по рядам. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски). Карточка № 1 Измени слова и понаблюдай за суффиксами: сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. Ед.ч. мн.ч. нет арбузик – арбузики, арбузика бантик – бантики, бантика Попробуй вывести правило (сделай вывод), когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. Вывод: Мы сравнили пару слов: … Заметили, что… Карточка № 2 Измени слова и понаблюдай за суффиксами: сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. Ед.ч. мн.ч. нет барашек – барашки, барашка чулочек – чулочки, чулочка Попробуй вывести правило (сделай вывод), когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. Вывод: Мы сравнили пару слов: … Заметили, что… Карточка № 3 Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. билетик (нет) орешка садик (нет) пенёчка орешек (нет) садика пенёчек (нет) билетика Вывод: мы соединили пары слов и тоже заметили, что … (слайд10) Проверка работы -Выслушаем выводы по данной работе – Что заметили? Можем ли мы сказать, что вы пришли к одинаковым выводам? В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них своя школа, где они учились. Суффикс –ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс – ек, был настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс – тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе – ек. И сейчас, когда мы меняем форму слова с суффиксом – ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочек – платочка – платочки. -Теперь можно сформулировать правила правописания: - суффикс –ек пишется …(слайд11) - суффикс –ик пишется … (слайд12) – Как проверить верность наших выводов (Надо прочитать правило в учебнике) – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 125 . Прочитайте правило. - Правильные выводы о написании суффиксов мы сделали? Ребята, это правило можно и нарисовать. Посмотрите. Если у нас гласный сидит в домике, никуда не убегает – значит, в слове суффикс – ик. Если гласный покинул домик- значит, в этом слове суффикс – ек. (можно сделать слайд). - Давайте теперь решим орф.задачи, которые не смогли решить в начале урока. (слайд13) (ключ…к) (слайд14) (замоч…к) | Попробуем выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. Каждой группе предлагается выполнить работу на карточках, свои выводы представить классу. Работают в группе Опираясь на свои выводы, с помощью учителя учащиеся формулируют правила : -если при изменении формы слова гласная исчезает. -если при изменении формы слова гласная остаётся. Пришли к одинаковым выводам Прочитать правило в учебнике. правило-стр.125 | Поиск Анализ Сравнение Обобщение Допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению Предполагают | |
Физминутка (2 мин) | здоровьесберегающий фактор | Потренируемся Я попрошу Вас встать. Если Вы считаете, что в слове пишется суффикс -ЕК, - вы присядете; если -ИК, - подпрыгнете. Ппо ходу игры прошу комментировать: почему ты так считаешь. - Давайте напомним друг другу порядок рассуждения (алгоритм рассуждения) (слайд 15) Сыночек, пальчик, самолётик, дружочек, пончик, василёчек, пирожочек, пузырёчек, огурчик. | выполняется комментировано под руководством учителя | ||
V. Применение знаний и способов действий (5 мин) | Практический. Упражнение Парная работа Проверка первичного усвоения. Дифференциро-ванная работа | Какие задания вы теперь сможете выполнять? Упр.№243 - Какое задание предстоит выполнить? - Что обозначает значок на полях слева? проверка Какое умение проверялось? Задания по выбору: 1. - Списать, вставляя пропущенные буквы (слайд 17) Платоч…к , стол…к, песоч…к, листоч…к, корабл…к , зуб…к. 2. – Исправить ошибки, списать правильно. Кружочик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, вечерочик. (на доске) самопроверка по образцу Проверьте. Кто справился без ошибок. Поднимите руку. Молодцы! У кого 1,2 ошибки встаньте. В каких словах ты ошибся? а почему? У кого 3 ошибки . Я желаю вам удачи. И думаю, что на следующем уроке вы исправите все свои ошибки. | Вставить пропущенные буквы Работа в паре Правильно писать суффиксы –ек, -ик Проверка по эталону | Принимают и сохраняют учебную задачу контролируют | |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 3 мин | Фронтальная. Словесный. Беседа | Подходит к концу наш урок. Получилось ли найти клад? - Какие открытия вы сделали на уроке? - Как вы думаете, решили ли мы задачи, поставленные в начале урока? (слайд 17) На какой вопрос мы смогли ответить? - А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов? (чтобы быть грамотным, писать без ошибок). - Где будете применять эти знания? – Как оцените свою работу на уроке? нарисуйте на полях нужный смайлик. (слайд 18) Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке и нарисуйте на полях нужный смайлик. | Отвечают на вопросы Оценивают свою деятельность Учащиеся выбирают свой вариант высказывания и рисуют смайлик. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | |
VII. Домашнее задание. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Правило С.125, упр.242 (посмотрите задания: всё ли вам понятно?) Спасибо за урок! | Слушают Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |