Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Березина Оксана Евгеньевна

Конспект урока по русскому языку ( 2 класс "Школа 2100")

Цель: развитие умений различать буквы мягких согласных звуков и определять способ обозначения мягкости буквами гласных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку (Школа 2100)............

Учитель: Березина О.Е

Класс: 2

Тема: Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Цель:

 – развитие умений различать буквы мягких согласных звуков и определять способ обозначения мягкости буквами гласных звуков.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

(Дату,«Классная работа" записать до урока)

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем САМИ рассуждать

И друг другу помогать

-Найдите главное слово (сами)

-Что необходимо для успешной работы?(..........)

- Для успешной работы надо быть очень внимательным и работать активно.

- Но прежде согреем ладони, почувствуем тепло, прижмём их к глазам, ушам, голове:

Наши глаза внимательно смотрят.

Наши уши внимательно слушают

Наша голова очень хорошо думает.

Чистописание

-Отгадайте букву. Эта буква - фокусник русского языка. Она выполняет огромную работу, а звука не обозначает

Какие это буквы?(ь,ъ)

-Чем отличается ь от ъ? (хвостиком)

-Как можно соединять эти буквы? (верхнее и нижнее соединение) (Показать)

- Положите тетрадь под наклоном, приготовьте ручку..

(Записать с верхним и нижним соединением в паре) (обратить внимание на осанку и положение тетради)

- Подчеркните лучшее буквосочетание. (зел.ручкой)

Словарная работа

- Ребята, вы наверняка все играли в игру "Морской бой". Сейчас мы в эту игру поиграем. Отгадайте зашифрованное слово.

Ключ: 3-в,6-г,5-б,6-в,4-г,2-б,1-г.

А

Б

В

Г

1

л

н

т

о

2

м

к

я

ю

3

р

и

с

х

4

п

е

ц

ь

5

д

о

у

г

6

ш

з

л

к

 (сколько)

- Запишите.

- Рассмотрим это слово с разных сторон.(составим кластер)

1. поставить ударение

2. разделить на слоги.

3. записать транскрипцию слова.

4.выделить орфограмму(где произношение и написание отличаются)

5. указать кол-во звуков и букв.

-Почему букв больше, чем звуков? (ь - не обозначает звук)

6. Слово "сколько" используют в устойчивых выражениях. Когда так говорят? Соедини каждое выражение с предложением, объясняющим его значение.

 (работа в парах, на карточках)

Сколько влезет

Очень, особенно много.

Сколько лет,

Сколько зим!

Вволю, вдоволь, без каких-либо ограничений.

Невесть сколько.

Восклицание при встрече с кем-либо, кого давно не видел, с кем давно не встречался.

()Пара выходит к доске и соединяет выражение с предложением)

- Ребята, постарайтесь запомнить эти фразы. Вы можете употребитьв своей речи.

   3   3

Блицопрос.(Игра "Лото")

Предлагаю сыграть в грамматическую игру “лото”. На партах первого ряда лежат карточки синего цвета, на партах второго ряда - красного цвета. На карточках синего цвета начало фразы, на карточках красного – конец фразы. Встаёт ученик с синей карточкой, читает, дети слушают. Затем встаёт тот, у кого на карточке продолжение и заканчивает фразу.

– Закончите предложения:

а) Звуки речи делятся на … (гласные и согласные).

б) Гласные звуки бывают … (ударные и безударные).

в) Согласные звуки делятся на …. и …, а также … и …(твёрдые и мягкие, глухие и звонкие).

г) Твёрдые и мягкие звуки бывают … и … (парные и непарные).

д) Непарные мягкие звуки – это … ([ч], [щ], [й]).

е) Не обозначают звуков буквы … (ь и ъ).

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  

1  3  3

- Мы вспомнили, что знаем о звуках (проверили знания). а теперь помотрите на доску.

-На доске записаны звуки (транскрипция) слов [сэрги] [луди].Рассмотрите внимательно.

-Что общего вы заметили?(все согласные звуки мягкие)

-Давайте мы запишем эти слова при помощи букв. (2 ученика работают с обратной стороны доски. Остальные самостоятельно в тетрадях)

-Оцените работу учеников. Все согласны? (выслушать учеников, не согласных)

- Какая проблема возникла? Почему разные варианты получились?(Не смогли определить буквы после согласных, сомневаемся, какая буква после согласного)

- Не смогли определить какая буква смягчает согласный звук.

(ЕСЛИ ВСЕ ВЕРНО, нет других вариантов):

- Давайте посмотрим, какие буквы смягчают согласные звуки: (ь, е,и,ю,и)

- Какая цель нашего урока? (Вспомнить буквы, смягчающие согласные звуки)

-– Сформулируйте тему урока на основе записей на доске.

Ученики называют тему с помощью учителя: «Способы обозначения мягкости согласных».

– Составим план урока.

План (примерный).

1. Вспомнить буквы, смягчающие согласные звуки.

2. Сформулировать правило

3. Писать слова с мягкими согласными звуками.

-Ребята, бывает в жизни волшебство?(нет) Можем "МЕЛ" превратить в другой предмет?

-В русском языке мы можем превратить одни предметы в другие.

-Работаем в группах по 4 человека. Помните про правила работы в группах.

-Прочитайте. Попробуйте стать волшебниками и помогите превратить:

угол – в топливо
шест – в число
мел – в мелкое место
полка – в танец

Одна группа выступает. Оценивают себя капитаны !?-

- Что изменилось?

-Какой звук мы слышим в конце слов первого столбика? Какой это звук твёрдый или мягкий?

-Какой звук мы слышим в конце слов второго столбика? Какой это звук твёрдый или мягкий? Почему? (Смягчил ь)

- Ребята, какой же способ обозначения мягкости согласных на письме мы сейчас рассмотрели? (при помощи ь)

На доске - карточка Ь

- Где в слове  может стоять этот знак? (в конце , середине)

На доске - карточка в конце , середине.

-Оказывается кроме Ь есть еще буквы фокусницы в русском языке. Понаблюдайте за ними.

пыл

нос

воз

лук

рад

мышка

пил

нёс

вёз

-Какие согласные звуки в словах в первой строке? (твердые)

Что изменилось во второй строке? (изменились гласные, согласный звук стал мягким)

-Измените оставшиеся слова (в группах)и сделайте вывод : Как ещё на письме можно показать мягкость согласного? (при помощи гласных ИЁЕЮЯИ)

-Это 2 способ обозначения мягкости согласных на письме.

На доске карточка - ЯЁЕИЮ

-Подведем итог.

Какими способами может обозначаться мягкость согласных на письме? Сформулируйте правило при помощи ключевых слов (Мягкость согласных звуков на письме обозначают....)

Сравните свой вывод с авторским в учебнике на с. 125.

Вывод: Мягкость согласных звуков на письме обозначают буквы И, Е, Ё, Ю, Я и буква Ь.ъ

Что новое узнали(услышали) из правила?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

  1  3  4  3  1  3

Физминутка

Если в слоге:

Мягкий звук-наклон вправо

Твердый звук- наклон влево

(Всегда твердые звуки.....)

Гимнастика для глаз

Способы обозначения мягкости согласных на письме мы повторили, а теперь нужно потренироваться использовать полученные знания на практике.

1. Работа в учебнике.

Упр. 185 – закрепляется умение находить мягкие согласные в словах и определять способы обозначения мягкости.

Коллективно вырабатывается алгоритм работы с опорой на задания учебника.

Ученик работает у доски.

1) – Запишите слова.

2) – Обозначьте буквы мягких согласных зелёной точкой (как выполняли в «Букваре»).

3) – Определите, какими буквами обозначена мягкость согласных. (Буквы гласных е, ё, и, ю, я или буква ь.) Подчеркните эти буквы двумя чертами.

- Оцените работу ученика.

Что забыли? (Ч-всегда мягкий, е -не не обозначает мягкость согласного)

4)– Отметьте (если есть) звуки, мягкость которых не зависит от рядом стоящих звуков – эти звуки всегда мягкие.

-Какие есть еще звуки, мягкость которых не зависит от рядом стоящих звуков? Ч,Щ,Й (карточка)

. Самостоятельная работа

На доске вывешены слова:

Люстра, пальто, морковь, песня, вишня, крепость.

Прочтем их вслух, хором. Попробуйте сформулировать задание сами

Разделим слова на 2 группы. Какие?

1) слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами (люстра, песня, вишня, крепость)

2) слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь. (пальто, морковь, крепость)

Запишем слова в 2 столбика

– Какое слово выписали дважды? Почему?

– Отметьте точками мягкие звуки, подчеркните буквы, обозначающие мягкость этих звуков.

Самооценка

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Оцените свою работу:!?-

-Теперь мы можем вернуться к словам, с которыми работали в начале урока и исправить ошибки/или проверить все ли правильно было записано.

. [сэрги] -серьги

уди]- люди

Записать вместе эти слова (если были ошибки)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

 Подведем итоги нашего урока.

- О каких согласных сегодня говорили? (мягких- появляется зел.кружок)

-Сколькими способами обозначается мягкость согласных на письме? (двумя - две стрелочки).

- Какими способами? ь, гласными второго ряда

 -Записали правило в виде схемы.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_554a4d8fa1831/urok-russkogho-iazyka-sposoby-oboznachieniia-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-na-pis-mie-2-klass-umk-shkola-2100_13.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_554a4d8fa1831/urok-russkogho-iazyka-sposoby-oboznachieniia-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-na-pis-mie-2-klass-umk-shkola-2100_15.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_554a4d8fa1831/urok-russkogho-iazyka-sposoby-oboznachieniia-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-na-pis-mie-2-klass-umk-shkola-2100_14.png

Ь Е, Ё, Ю, Я, И

Мягкость каких звуков не зависит от гласных?

Рефлексия:

-Я научился...

- Было интересно..

- Было трудно...

 Оцените свою работу на уроке.

V. Домашнее задание.

Упр. 167 («Дидактический материал»).

Составить как можно больше слов  из букв слова "сколько"

 © ООО «Баласс», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по русскому языку во 2 классе "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме".

Презентация используется при изучении  темы «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме» Использование современных технологий способствует более глубокому усвоению ...

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме

Буквы Е,Ё,Ю,Я,И и Ь - показатели мягкости согласных....

Конспект урока по русскому языку "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"

Урок по данной теме проводятся в 1 классе при изучении раздела «Слово» и направлен на повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе...

Урок русского языка во 2 классе "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"

Урок русского языка во 2 классе "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"...

Презентация урока по русскому языку во 2 классе на тему "«Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.» "

Презентация урока по русскому языку во 2 классена тему ««Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.» »(к УМК В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»))....