Рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1_klass.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол № ___ от Приказ № ____ от
«____»________ «____»________ «____»________
Рабочая программа
по русскому языку
1 класс
|
2017-2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
- Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Учебного плана МОУ « СОШ с. Кышик» на 2011-2012 учебный год.
- Примерной программы начального общего образования «Школа России» , (автор А.А. Плешаков; Русский язык Авторы: В. П. Канакина, . Г. Горецкий Данная линия учебников имеет грифы «Рекомендовано» и «Допущено»).
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе.
В основе учебно-методического комплекта лежит Обязательный минимум содержания стандарта по русскому языку для общеобразовательных школ, а также идеи традиционной программы, разработанной Н. С. Рождественским и получившей дальнейшее совершенствование в современной школе. Однако содержание, языковой материал, последовательность его изучения, сам подход к его изучению усовершенствованы в связи с достижениями психолингвистики, методики обучения русскому языку, школьной практики и современных требований общества в школе.
Продолжая традиции российского образования, авторы уделяют большое внимание духовному и нравственному развитию младших школьников.
В программе и учебниках реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку и всему курсу придана деятельностная основа.
Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).
Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников.
Осознавание детьми изучаемых единиц языка и синтаксиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно воспринимать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.
2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.
Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, предложении, типах предложений по цели высказывания и интонационной оформленности, главных и второстепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его составе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и безударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.
3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.
4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Условием реализации этого направления может стать содержание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит учителю использовать его для решения определенных учебно-познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Методический аппарат учебника, рабочей тетради, методического пособия позволит поддержать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.
Программа и учебники построены с учетом дидактико-психологических и лингвометодических подходов к обучению и развитию учащихся в процессе изучения языка и речи.
Ключевыми знаниями и умениями, которые дети приобретают в 1 классе, являются фонетико-графические. Первоклассники на уроках русского языка учатся слышать и произносить основные звуки речи, различать их на основе артикуляционных признаков, получают сведения о звуках и буквах в их соотношении, уточняют полученные в период обучения грамоте представления о гласных и согласных звуках и буквах, их обозначающих, об алфавите, ударении, ударных и безударных гласных, о парных по глухости и звонкости, твердости и мягкости согласных звуках, шипящих звуках, учатся производить простейший звуко-буквенный анализ слов.
В 1 классе проводится пропедевтическая работа, необходимая для выработки правописных навыков. Ученики узнают о различии в произношении и написании слов с парными звонкими и глухими согласными в конце слова, учатся различать ударные и безударные гласные. Уже на этом этапе первоклассники осознают, что под ударением гласные пишутся так же, как слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке ударением (столы — стол, леса — лес); что перед гласными буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук, не требует проверки на письме, а на конце слов ее нужно проверять (сад — сады, дуб — дубы). В связи с этим существенное значение приобретают упражнения, способствующие развитию умения соотносить произношение и написание слов, развитию навыка самоконтроля, упражнения в звуко-буквенном анализе слов. Ведется пропедевтическая работа по формированию умений правильно писать буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, чн — чк, умений писать заглавную букву, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь), правильно переносить слова с одной строки на другую.
Существенное внимание отводится лексической, синтаксической и речевой работе, формированию специальных речевых умений, чему подчинено содержание словарного, тестового, иллюстративного материала.
Детям дается общее представление о речи, ее видах, формах, языке как средстве общения. Знакомясь с текстом, ученики наблюдают за предложениями, различными по цели высказывания и интонации, учатся понимать, что смысл предложения может меняться от логического ударения, интонации, порядка слов. Дети учатся строить предложение по определенной теме, рисунку и опорным словам.
Школьники получают первое общее представление об однозначных и многозначных словах, а также о синонимах, антонимах, омонимах (без введения терминов), тематических группах слов, слов с переносным значением. Дети учатся отличать текст от предложений, не связанных между собой по смыслу, определять тему текста, подбирать к нему заголовок. На страницах учебника первоклассники встречаются с разными видами текстов: стихотворным и прозаическим, художественным, научно-деловым, в котором сообщаются сведения о языке. Дети учатся читать лингвистический текст и понимать его содержание. Задания учебника и тетради предполагают обучение воспроизведению прочитанного текста, обоснованию правильности своего ответа, созданию текста на определенную тему и по рисунку, составлению продолжения текста.
Количество часов: 5 ч в неделю, всего 74 часов;
Плановых контрольных работ: .
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы |
1. | Слово. Предложение. Текст. | 12 | |
2. | Заглавная буква в словах. Предлоги. | 8 | |
3. | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Азбука и алфавит. | 8 | |
4. | Слово и слог. Перенос слов. | 10 | |
5. | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Шипящие согласные звуки. Гласные буквы после шипящих. | 9 | |
| Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звуков на конце слов | 8 | |
Гласные буквы в ударном и безударном слогах. | 6 | ||
Слова – названия предметов, слова – названия признаков, слова – названия действий предметов. | 13 | ||
Итого: | 74 |
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
Глава 1. Начальные геометрические сведения.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать: что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных смежных углов.
- уметь: изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.
Глава 2. Треугольники.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать и доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.
- уметь применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла, отрезка равного данному середины отрезка, прямую перпендикулярную данной.
Глава 3. Параллельные прямые.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать формулировки и доказательство теорем, выражающих признаки параллельности прямых;
- уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой
- уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.
Литература
1. Программы по геометрии к учебнику 7-9. Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. (Составитель сборника программ: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2008)
2. Геометрия, учеб. для 7-9 кл./ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2010
3. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 кл. /Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2011
4. Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 7 класса/ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2007
5. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: кн. для учителя/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2007
6. Электронный диск СD Геометрия 7-9 Карточки, издательство «Учитель», 2009
Приложение.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата по плану | Дата фактически |
Слово. Текст. Предложение. | ||||
1. | Слово – единица речи. | 1 | 25.01 | |
2 | Наблюдение за связью слов по смыслу в речи. | 1 | 26.01 | |
3. | Предложение и текст – единицы речи. | 1 | 27.01 | |
4. | Основные функции предложений в речи. | 1 | 30.01 | |
5. | Основные функции предложений в речи. | 1 | 31.01 | |
6. | Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте. | 1 | 1.02 | |
7. | Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте. | 1 | 2.02 | |
8. | Главные члены предложения. | 1 | 3.02 | |
9. | Главные члены предложения. | 1 | 6.02 | |
10. | Главные члены предложения. | 1 | 7.02 | |
11. | Текст – единица речи. | 1 | 8.02 | |
12. | Предложение и текст – единицы речи | 1 | 9.02 | |
Заглавная буква в словах. Предлог. | ||||
13 | Заглавная буква в словах. | 1 | 20.02 | |
14 | Заглавная буква в словах. Закрепление. | 1 | 21.02 | |
15 | Упражнение в написании слов с заглавной буквы. | 1 | 22.02 | |
16. | Упражнение в написании слов с заглавной буквы. | 1 | 24.02 | |
17. | Предлоги. | 1 | 27.02 | |
18. | Упражнения в правильном употреблении предлогов в речи. | 1 | 28.02 | |
19. | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | 29.02 | |
20. | Повторение о главных членах предложения. | 1 | 1.03 | |
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Азбука и алфавит. | ||||
21 | Звуки и буквы. (сопоставление) | 1 | 2.03 | |
22 | Воспроизведение знаний о звуках и буквах, полученных учащимися в период обучения грамоте. | 1 | 5.03 | |
23 | Обозначение звуков буквами. | 1 | 6.03 | |
24. | Различие звуков и букв. Условное обозначение звуков речи. | 1 | 7.03 | |
25 | Сопоставление звуковых и буквенных записей слов. | 1 | 9.03 | |
26 | Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | 1 | 12.03 | |
27 | Общее представление об алфавите. Названия букв. Общепринятый порядок букв русского алфавита. Значение алфавита. | 1 | 13.03 | |
28 | Упражнения на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите, на умение располагать слова в алфавитном порядке. | 1 | 14.03 | |
Слово и слог. Перенос слов. | ||||
29 | Слово и слог. | 1 | 15.03 | |
30 | Слово и слог. Закрепление. | 1 | 16.03 | |
31 | Деление слов на слоги с опорой на количество звуков. | 1 | 19.03 | |
32 | Деление слов на слоги с опорой на количество звуков. | 1 | 20.03 | |
33 | Ударный слог в слове и его роль в различии смысла слова. | 1 | 21.03 | |
34 | Упражнения в нахождении ударного слога в слове. | 1 | 22.03 | |
35 | Ударные и безударные слоги. | 1 | 2.04 | |
36 | Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах слов. | 1 | 3.04 | |
37 | Перенос слов. Упражнение на перенос слов с одной строки на другую. | 1 | 4.04 | |
38 | Ознакомление с правилами переноса слов. | 1 | 5.04 | |
Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Шипящие согласные звуки. Гласные буквы после шипящих. | ||||
39. | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами е,ё, и,ю, я. | 1 | 6.04 | |
40. | Шипящие согласные звуки | 1 | 9.04 | |
41. | Обозначение мягкости согласных звуков на конце слова мягким знаком. | 1 | 10.04 | |
42. | Гласные буквы после шипящих. | 1 | 11.04 | |
43. | Правописание слов с буквосочетанием жи — ши, | 1 | 12.04 | |
44. | Гласные и согласные буквы в сочетаниях, ча-ща, чу-щу, жи-ши. | 1 | 13.04 | |
45. | Правописание слов с буквосочетанием жи — ши, | 1 | 16.04 | |
46. | Правописание слов с буквосочетаниями ча — ща, чу — щу | 1 | 17.04 | |
47. | Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн. | 1 | 18.04 | |
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звуков на конце слов | ||||
48. | Особенности произношения глухих и звонких согласных звуков. | 1 | 19.04 | |
49. | Парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки | 1 | 20.04 | |
50. | Буквы, обозначающие парные и непарные согласные звуки. | 1 | 23.04 | |
51. | Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами на конце слова. | 1 | 24.04 | |
52. | Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Особенности проверочных и проверяемых слов. | 1 | 25.04 | |
53. | Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. | 1 | 26.04 | |
54. | Обозначение парных согласных звуков на конце слова. | 1 | 27.04 | |
55. | Обобщающий урок в написании слов с парными согласными звуками. | 1 | 30.04 | |
Гласные буквы в ударном и безударном слогах. | ||||
56. | Гласные буквы в ударном и безударном слогах. | 1 | 3.05 | |
57 | Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах слов. Общее представление о правиле обозначения буквой гласного звука в словах. | 1 | 4.05 | |
58 | Обозначение безударных гласных звуков в двухсложных словах. | 1 | 7.05 | |
59 | Упражнение в обозначении гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. | 1 | 8.05 | |
60 | Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. | 1 | 10.05 | |
61 | Знакомство с орфографическим словарем русского языка и орфографическим словарем учебника. Упражнения в написании слов с непроверяемыми гласными. | 1 | 11.05 | |
Слова – названия предметов, слова – названия признаков, слова – названия действий предметов. | ||||
62 | Слова, которые отвечают на вопрос кто? Что? | 1 | 14.05 | |
63 | Упражнения в нахождении слов, отвечающих на вопросы кто? что? | 1 | 15.05 | |
64 | Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? | 1 | 16.05 | |
65 | Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? | 1 | 17.05 | |
66 | Слова, которые отвечают на вопросы что делает? (ют). | 1 | 18.05 | |
67 | Упражнения в нахождении слов, отвечающих на вопросы что делает? (ют). | 1 | 21.05 | |
68 | Слова, обозначающие предметы. | 1 | 22.05 | |
69 | Слова, обозначающие признаки предметов. | 1 | 23.05 | |
70 | Слова, обозначающие действия предметов. | 1 | 24.05 | |
71. | Сопоставление слов, предметов, признаков, действий. | 1 | 25.05 | |
72 | Контрольный диктант за год. | 1 | 28.05 | |
73. | Работа над ошибками. Повторение изученного. | 1 | 29.05 | |
74. | Повторение изученного. | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихи-иллюстраторы орфографического правила ( орфограммы) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ1-2 класс
Короткие стихи помогают усвоить орфограмму, применяется в комплекте с ММ плакатом (анимация)...
рабочая программа по русскому языку1 класс. Школа России.
календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...
Карточки по русскому языку1 класс
Карточки для индивидуальной работы на уроке русского языка в 1 классе...
Карточки по русскому языку1 класс
карточки для индивидуальной работы...
Рабочая программа по русскому языку1-4 классы УМК "Школа России"
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Рабочая прогамма по русскому языку1 класс
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса."Школа России" 2022-2023 учебный год....