Карточки по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Гласные и согласные в приставках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_i_soglasnye_v_pristavkah.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение №181
Выпишите приставки в группы, которые оканчиваются: 1) гласной “о”; 2) гласной “а”; 3) на парный согласный; 4) которые состоят только из гласной; 5) которые состоят только из согласной; 6) все остальные.
По-, под-, до-, об-, от-, за-, над-, в-, вы-, вс-, о-, во-, при-, про-, пере-, у-.
Упражнение №182
Спишите слова. Выделите приставки. Объясните разницу в значении. Подчеркните гласные и согласные в приставках.
Подбежал — побежал, пошёл — подошёл, подвёл — повёл, подстроил — построил, поддержал — подержал, подкрутил — покрутил.
Написал — надписал, настроил — подстроил, наставил — надставил, нарвал — надорвал, нарезал — надрезал.
Упражнение №183
Спишите. Выделите приставки. Подчеркните гласные и согласные в приставках. Подчеркните безударные гласные в корне.
Вытащил, наварил, осветил, зашил, вылепил, прокричал, покачал, напилил, допустил, заплясал, посмотрел, покраснел.
Облетел, слетел, подпрыгнул, надписал, отводил, открыл, сделал, обвязал, вписал, сбил, сдал, сшил.
Упражнение №184
Образуйте от данных слов с помощью приставок однокоренные слова с противоположным значением.
Образец: входить — выходить.
Открыть, зацвести, прибежать, вышел, налил, внести, уехать, прицепить.
Упражнение №185
Образуйте от данных слов однокоренные с приставками под-, от-, над-, с-. Подчеркните согласные в приставках. Выделите приставки и корни.
Рубить — отрубить, срубить; бежать, смотреть, крутить, прыгнуть, светить, копать, чистить, лететь, толкнуть.
Упражнение №186
Образуйте от данных слов однокоренные с приставками о-, за-, по-, до-, вы-, у-. Подчеркните гласные в приставках. Выделите приставки и корни.
Бегать — забегать, выбегать, убегать, побегать, чистить, катить, зеленеть, желтеть, сажать, краснеть, дарить.
Упражнение №187
Образуйте от данных слов слова с приставками за-, на-, над-. Подчеркните букву “а” в приставках.
Бросил, чертил, рисовал, шил, вязал, стучал, нёс, болел, вертел, думал, крыл, тянул, пил, пустил.
Упражнение №188
Образуйте от данных слов слова с приставками о-, от- (ото-), по-, про-, под-, (подо-), до-, со-. Подчеркните букву “о” в приставках.
Рвал, резал, брал, писал, ездил, возил, шёл, вёл, нёс, летел, скакал, жалел, гулял, лепил, качал, сидел, вопил, гремел, клеил.
Упражнение №189
Запишите данные слова с приставкой пере-. Подчеркните букву “е” в приставках.
Образец: ехал — переехала.
Ехал, думал, спорил, ел, шёл, сел, лёг, смотрел, видал, спал, строил, летел, писал, тащил, прыгнул, лез.
Упражнение №190
Подберите к данным словам проверочные, отвечающие на вопрос что? Выделите корень и приставку.
Затопил — топка, прокричал — ..., осв...тил — ..., выч...стил — ..., запл...сал — ..., затр...щал — ..., зап...щал — ..., отп...лил — ..., зав...зал — ..., переб...лел — ..., пож...лел — ..., обл...скал — ..., подск...зал — ..., выкр...сил — ... .
Упражнение №191
Образуйте от данных слов однокоренные с приставкой с-. Приставку выделите.
Образец: делал — сделал.
Писал, давал, горел, двинул, дёрнул, пустил, сыпал, грёб, лез, дул.
Упражнение №192
Спишите, вставляя подходящие по смыслу приставки. Выделите их.
1. Лодка ...плыла от берега. 2. Ко мне ...шёл маленький мальчик. 3. Вдруг ...дул сильный ветер и ...сверкали молнии. 4. Автомобиль ...ехал из гаража. 5. Пассажиры ...шли с поезда. 6. Карета ...катилась по улице. 7. К вечеру путешественники ...брались до дома.
Упражнение №193
Спишите предложения, выбрав из скобок подходящее слово. Выделите в нем приставку.
1. Солдат совершил героический ... . Отец наказал сына за ... (поступок, проступок). 2. По дороге в школу я ... за приятелем. Посеянный укроп уже ... (взошёл, зашёл). 3. Лучший друг ... меня в трудную минуту. Костя ... книгу в руки и убрал на полку (подержал, поддержал). 4. Брат ... на дерево. Козлёнок ... в огород (забрался, взобрался).
Упражнение №194
Замените каждую пару слов одним. Запишите. Выделите приставки. Подчеркните гласные в приставках.
Образец: остановил разговор — замолчал.
Стал старым. Сделался умным. Стал седым. Начал кричать. Начал говорить. Начал прыгать. Одержал победу. Вызвал радость. Вызвал печаль. Находящийся под водой. Находящийся на земле.
Упражнение №195
Прочитайте. Спишите. Выделите приставки. Подчеркните в них гласные.
У Иванова двора
Загорелася вода
Всем селом пожар тушили
А огонь не загасили.
Пришёл дедушка Фома,
Расседая борода
Он народ прогнал в овин
Затушил пожар один.
(Небылица)
Упражнение №196
Прочитайте. Выпишите слова с приставками. Приставки выделите. Подчеркните гласные и согласные в приставках.
Девочка его кликала, слезами заливалась — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и увидела: метнулись вдали гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом. Тут она догадалась, что они унесли её братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава, что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Упражнение №197
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Подчеркните гласные и согласные в них.
Вот п...тянулась
Л...ниво улитка,
Вот з...творила
Улитка калитку,
Спрятала ключ
И о...правилась спать
В самую круглую в мире
Кровать.
(И. Пивоварова)
Упражнение №198
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Выделите приставки. Подчеркните гласные и согласные в них.
Воздух з...стыл (от) тишины. Со...нце стало ...пускаться. (За) х...лмом п..к...залос... с...дое ...блако. Вет...р з...крутил (по) ст...пи. (По) д...роге п...б...жала пыл... . Она ч...рным ст...лбом п...днялас... (к) небу. Пр...гр...мел гром и п...дуло свежест...ю. Но невид...мая сила ск...вала вет...р и уложила пыль. Н...ступила т..ш...на. Тучи р...стаяли. Выгл...нуло со...нце и ...св...тило всю ...крес...ность... . Всё з...сверкало и з...сияло. (По А. Коптяевой)
Упражнение №199
Выпишите слова с приставками. Выделите в них приставки и корни. Подчеркните гласные в приставках и безударные гласные в корнях.
Но, как, чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
“Эй, держи, держи, держи, держи, держи!”
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
“Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!”
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца —
На стаканы — натыкаются
И стаканы — разбиваются.
Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…
(К. Чуковский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки по русскому языку
Эти карточки помогут организовать самостоятельную работу учащихся...
Карточка по русскому языку
Карточка предназначена для работы НЕСПИРТОВЫМ маркером по кармашку-файлу.Таким образом,может использоваться многократно....
Карточки по русскому языку 4 класс.
Карточки по русскому языку 4 класс. Собраны упражнения для отработки многих видов орфограмм. Карточки можно использовать для коллективной работы в классе или дома....
Карточки по русскому языку 2 класс
На уроках русского языка большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися. Для этого используются дидактические материалы, которые разрабатываются с учетом требований программы и индивиду...
Карточки по русскому языку
Карточки можно использовать на уроках русского языка в 3 и 4 классах для самостоятельной работы...
Карточки по русскому языку
Карточки по теме "Однородные члены предложения"...
Карточки по русскому языку
При разборе предложений по членам предложения на начальном этапе помогут карточки - помощницы. Таких карточек надо приготовить по 2-3....