Карточки по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Карторчки по теме "Проверяемые безударные гласные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proveryaemye_bezudarnye_glasnye.docx107.57 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение №106

Измените слова так, чтобы безударный гласный стал ударным. Запишите. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную.

Часы — час, мосты — ..., долги — ..., трава — ..., листы — ..., блины — ..., леса — ..., лиса — ..., дожди — ..., мячи — ..., следы — ..., шаги — ..., листы — ..., овца — ..., доска — ..., цветы — ..., число — ..., берега — ..., ведро — ... .

                                                                                                                        

Упражнение №107

Подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне. Выделите корни. Подчеркните ударные и безударные гласные. Поставьте знак ударения.

Образец: ходьба — ходит.

Голубка — ..., варенье — ..., гроза — ..., моряк — ..., синева — ..., далёкий — ..., светлячок — ..., зверьки — ..., ветерок — ..., полевой — ..., носильщик — ..., зимовать — ..., звонок — ..., часовщик — ..., значок — ..., слонёнок — ... .

                                                                                                                        

Упражнение №108

Спишите, вставляя пропущенные гласные. В скобках пишите проверочные слова.

Образец: родная (род); страна (страны).

Гн...здо скв...рца, з...лёные п...ля, м...рская в...лна, высокие б...рега, б...леет п...рус, х...лодная в...да, п..лю бр...вно, л...сьи сл...ды, с...сновые л...са.

                                                                                                                        

Упражнение№109

Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Выделите корень. Поставьте ударения. Подчеркните безударную гласную в корне.

1. На чужой ст...ронушке рад своей в...ронушке. 2. Каждой птице своё гн...здо любо. 3. Р...дная з...мля и в г...рести мила. 4. Рукой поб...дишь одного, а г...ловой — тысячи. 5. Пр...стота, ч...стота и пр...вота — лучшая кр...сота. 6. В...сна кр...сна цв...тами, ос...нь хл...бами, а з...ма сн...гами.

                                                                                                                        

Упражнение №110

Образуйте от данных слов однокоренные, которые отвечают на вопрос какой? Выделите корни, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные и гласные в проверочных словах.

Образец: тяжесть — тяжёлый.

Море, почта, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.

Упражнение №11

Образуйте от данных слов однокоренные, которые отвечают на вопрос что делать?

Образец: корм — кормить.

Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, встреча, пляска, стон, свист, горе, без, смотр.

                                                                                                                        

Упражнение №112

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова. Выделите корни, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.

Образец: портовый (порт).

Д...ждливый, ш...ловливый, пл...довый, р...гатый, ст..льной, кр...вой, с...довый, ч...рвивый, л...сной, ж...вой, зап...сной, ст...клянный, пр...мой, к...рмовой.

                                                                                                                        

Упражнение №113

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова. Выделите корни, подчеркните безударную гласную.

Образец: дарить (дар).

Д...лить, к...сить, к...рмить, т...нцевать, зап...сать, с...лить, скр...петь, с...рить, б...леть, ст...нать, св...стеть, гл...зеть, зв...нить, м...стерить, п...щать, сл...дить, в...рить.

                                                                                                                        

Упражнение №114

Выпишите однокоренные слова парами. Вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударения. Подчеркните безударные согласные.

Образец: зверь — зверёк.

К...зёл, к...тёнок, л...сок, ...сёл, ...вечка, сол...вей, с...лонка, к...вёр, н...га, тр...пинка, ...грушка, л...шадка, лес, ослик, коврик, ножка, игры, овцы, лошадь, соловушка, кот, тропа, козлик, соль.

                                                                                                                        

Упражнение №115

Запишите слова по образцу. Подчеркните безударные согласные в корне.

Образец: ловить — ловит.

Пахать, писать, бежать, хв...лить, т...щить, т...чить, к...рмить, н...сить, д...лить, ц...нить, т...нуть, д...рить, в...рить, ...скать, л...пить.

Упражнение №116

Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне. Поставьте ударения. Выделите корни. Напишите проверочные слова.

В роще росли рядом молоденькая рябина, пожилая берёза и старый дуб. Когда набегал ветерок, они шелестели листьями. Так они разговаривали между собой. Старый дуб умел ещё на разные лады скрипеть стволом. (По В. Бианки)

                                                                                                                        

Упражнение №117

Отгадайте загадки. Напишите отгадки и загадки. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корни, поставьте ударения. Устно подберите проверочные слова.

1. На дне, где тихо и т...мно, л...жит усатое бр...вно. 2. По г...рам, по д...лом ходит шуба и кафтан. 3. За железным к...нём ящик тянется с д...бром. 4. Поср...ди дв...ра ст...ит к..пна, спереди вилы, а сзади м...тла. 5. Пот...хоньку я журчу, уг...стить в...дой х...чу. 6. Я с...льней десяти к...ней где в п...лях пройду в...сной, — летом встанет хлеб ст...ной.

                                                                                                                        

Упражнение №118

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.

1. Знайка дорожкой б...жит (...), а незнайка на печке л...жит (...). 2. Не хв...лись (...) н...чалом (...), а хв...лись к...нцом (...). 3. Всякому м...ла (...) р...дная (...) стор...на (...). 4. Л...са (...) от ветра защ...щают (...), урожаю пом...гают (...). 5. Не л...нись (...), а трудись. 6. Красна птичка п...ром (...), а человек умом.

                                                                                                                        

Упражнение №119

Выпишите из предложений слова с безударными гласными в корне. Напишите к ним проверочные слова. Поставьте ударения. Выделите корень.

1. Листья сыплются дождём, под ногами шелестят и летят, летят, летят. (Е. Трутнева) 2. Прозрачный лес один чернеет. (А. Пушкин) 3. Старых все мы уважаем, слабых мы не обижаем. (В. Высотская) 4. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. (И. Соколов-Микитов) 5. Еловые шишки, сосновые шишки, весёлых зверей мастерят ребятишки. (З. Александрова) 6. На полянке, у тропинки пробиваются травинки. (Б. Заходер) 7. Тяжёлые шапки снега висят на ветвях-лапах. (И. Соколов-Микитов).

                                                                                                                        

Упражнение №120

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Родина — родной, родник; преграда — прегр...дить; тихий — т...хонько, тишина; треск — тр...щать, тр...щина; добрый — д...бро, д...брота; хвалит — хв...лебный, восхв...лять; чистый — ч...стота, ч...стюля; зачислить — выч...слить, зач...сление; даль — д...леко, отд...литься.

Упражнение №121

Напишите слова по образцу.

1. Виснет — висел, топил, возил, хвалил, держал, катал, бросал, лечил, варил, дарил.

2. Светлый — светлеет, стоят, скользят, белеет, краснеет.

                                                                                                                        

Упражнение №122

Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Поставьте над ними ударения. Выделите корень. Подчеркните безударную согласную.

1. На ёлке ... шишки. 2. ... рябина. 3. Весной рано ... . 4. Коньки хорошо ... по льду. 5. Ребёнка ... новый врач. 6. Я ... младшего брата на санках. 7. Дни в январе ... морозные. 8. Учительница ... нас за хорошую работу. 9. В тени ещё ... снег, а на солнце он уже растаял.

Слова для справок: в...сели, кр...снеет, св...тлеет, ск...льзят, л...чил, к...тал, ст...ят, хв...лила, б...леет.

                                                                                                                        

Упражнение №123

Запишите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Вставьте и подчеркните пропущенные буквы. Подчеркните однокоренные слова. Выделите в них корни.

На чистом воздухе в л...су они р...звились.

В одном л...сочке ж...ли зайцы на лужайке.

Но вот на б...регу л...сной р...ке пос...лилась л..сица.

Зверьки, заприте норки на крючок!

Опасный вра... проник в л...сок!

(По А. Милеву)

Упражнение №124

Напишите по памяти. Подчеркните слова с безударными гласными в корне.

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе.

(А. Пушкин)

Упражнение №125

Подберите к словам проверочные слова, состоящие только из корня. Напишите. Выделенные слова разберите по составу.

Образец: кормил — корм.

Скрипел, дрожал, ледяной, ядовитый, свистел, кричал, ночной, пищал, меховой, мостовая, ленивый, смешной, домашний.

Упражнение №126

Прочитайте. Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из предыдущего упражнения. Подчеркните безударную гласную в корне.

1. ... воздух бодрил и освежал. 2. Снег ... под ногами. 3. ... кот грелся на солнышке. 3. Я ... от страха. 4. ... газ вреден для здоровья. 5. В кустах ... коростель. 6. За печкой тихонько ... мышонок. 7. На зимнем пальто есть ... воротник. 8. Ведущий громко ... в микрофон.

                                                                                                                        

Упражнение №127

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите к каждому слову проверочное. Выделите корни и приставки.

Зат...птать, запл...тить, вык...сить, выб...гать, дот...щить, просл...дить, расп...лить, уд...ржать, похв...лить, уд...вить, засв...тить, ут...пить, выпросить, зат...нуть, просм...треть.

                                                                                                                        

Упражнение №128

Напишите слова по образцу. Подчеркните гласные “е” и “ё” в корне слова.

Образец: пчёлы — пчела, пчелиный.

З...рно, з...рновой; ст...кло, ст...клянный; л...дяной, л...дышка; кл...новый; бр...вно, бр...венчатый; оз...ро; в...сло; в...дро, в...дерный; гн...здо, гн...здовой; с...ло, с...льский; в...сна, в...сенний; м...тла; подм....тать; зв...зда, зв...здопад.

                                                                                                                        

Упражнение №129

Напишите слова по образцу. Подчеркните гласные “е” и “ё” в корне слова.

Образец: везти — вёз.

Нести, брести, мести, течёт, грести, легли, вести, плести, цвести.

                                                                                                                        

Упражнение №130

Подберите однокоренные проверочные слова с буквой “ё” в корне. Подчеркните букву “ё” и безударные гласные.

1. Ж...лтеть, ж...лток, ж...лтизна — ...; т...плеть, т...пло, пот...пление — ...; ч...рнеть, ч...рнота, ч...рника — ...; т...мнеть, т...мнота, зат...мнение — ... .

2. Бер...зняк, бер...ста, бер...стяной — ...; ...жовый — ... .

                                                                                                                        

Упражнение №131

Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова с буквой “ё”. Подчеркните безударные гласные в корне слова.

Ст...клянная (...) витрина, з...рновая (...) культура, толстое бр...вно (...), глубокое оз...ро (...), железное в...дро (...), с...льский (...) клуб, в...сеннее (...) настроение, далёкая зв...зда (...), старое с...ло (...), яичный ж...лток (...), вкусная ч...рника (...), резкое пот...пление (...), непроглядная т...мнота (...).

                                                                                                                        

Упражнение №132

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова с буквой “ё”. Подчеркните безударные гласные в корнях слов. Корни выделите.

1. Пож...лтели (...) от времени страницы древней книги. 2. Вася медленно бр...дёт (...) по улице. 3. Дворник подм...тал (...) улицу. 4. Зимой рано начинает т...мнеть (...). 5. В Древней Руси писали на бер...сте (...). Такие письма назывались бер...стяными (...) грамотами. 6. Надвигалась гроза, небо поч...рнело (...). 7. Мама держит меня в ...жовых (...) рукавицах.

                                                                                                                        

Упражнение №133

Запишите слова парами так, чтобы они были связаны по смыслу. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова.

D:\Программы\Русский язык\image\Image1377.jpg

                                                                                                                        

Упражнение №134

Спишите. Подберите однокоренные слова к подчеркнутым словам. Запишите их. Выделите корни. Подчеркните безударную гласную и проверочные слова.

Город мой на горе

Весь сверкает в серебре

Возле башни снеговой

Мерно ходит часовой.

(А. Прокофьев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по русскому языку

Эти карточки помогут организовать самостоятельную работу учащихся...

Карточка по русскому языку

Карточка предназначена для работы НЕСПИРТОВЫМ маркером по кармашку-файлу.Таким образом,может использоваться многократно....

Карточки по русскому языку 4 класс.

Карточки по русскому языку 4 класс. Собраны упражнения для отработки многих видов орфограмм. Карточки можно использовать для коллективной работы в классе или дома....

Карточки по русскому языку 2 класс

На уроках русского языка большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися. Для этого используются дидактические материалы, которые разрабатываются с учетом требований программы и индивиду...

Карточки по русскому языку

Карточки можно использовать на уроках русского языка в 3 и 4 классах  для самостоятельной работы...

Карточки по русскому языку

Карточки по теме "Однородные члены предложения"...

Карточки по русскому языку

При разборе предложений по членам предложения  на начальном этапе помогут карточки - помощницы. Таких карточек надо приготовить по 2-3....