Правописание частей слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Дети научатся находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова. Группировать  слова по типу орфограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение к деятельности)

Приветствует детей.

- Садитесь.

- Откройте тетради и запишите число и классная работа. Сегодня 17ноября(учитель пишет на доске).

Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

- Пишут в тетради число и клас-сная работа.

Регулятивные:

Использовать речь длярегу-ляции своего действия.

2. Выявление места и причины затруднения

- Отгадайте загадки, и запишите в тетрадь отгадки:

В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

- Назовите орфограммы в словах, которые вы записали.

- В какой части слова находятся орфограммы?

- А как вы думаете, только в корне могут быть орфограммы?

- Где ещё они могут быть?

Отгадывают загадки, и записывают в тетрадь отгадки:

- Гора.

- Вода.

- След.

- Хлеб.

- Проверяемая гласная и согласная в слове.

- В корне.

- Нет, не только.

- В приставке, в суффиксе, в окончании.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регу-ляции своего действия.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкциями;

Передавать информацию устным и письменным спо-собом.

3. Построение проекта выхода из затруднения

(Сообщение)

- Сегодня на уроке мы и познакомимся с орфограммами в других частях слова.

- И тема нашего урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА.

Слушают.

Регулятивные:

формировать и удерживатьучебнуюзадачу.

4. Реализация построенного проекта.

1.Откройте учебники на стр. 102-ой,  са-мостоятельно в тетради выполните упр. 192.

- Вам нужно списать текст в тетрадь.

Ночью пришёл первый заморозок. Он надышал

холодом на стёкла, посыпал зернистым инеем на крыши, захрустел под ногами.

- Прочитайте слова с орфограммами.

- Назовите части слова, в которых выделены буквы и выделите их у себя в тетради.В слове:

пришёл, (- в какой части слова выделена буква? выделите

её)

заморозок,

надышал,

холодом,

стёкла,

посыпал,

зернистым,

крыши,

захрустел,

ногами

- Почему надо проверять написание выделенных букв?

- Давайте ниже, в учебнике, как на и просят, обратим внимание! Причитайте правило.

2. Молодцы. Выполним упр. 193.

- Прочитайте пословицы.

1. Встречай людей не лестью, а честью.

2. Кто ленив, тот и сонлив.

3. Легко сказать, да тяжело сделать.

4. Без столбов и забор не стоит.

5. Был бы пирог, найдётся и едок.

- Спишите их в тетрадь.

- В каких значимых частях слов выделены буквы – выделите их в тетради самостоятельно.

- Произнесите звук, который обозначает выделенная буква в слове:

встречай,

ленив,

сонлив,

легко,

сделать,

столбов,

пирог,

едок.

- Почему написание этих букв надо проверять?

- А на следующей странице нас опять просят обратить внимание!Прочитайте правило до таблицы.

- Так в какой части слова может быть буква, обозначающая парный по звонкости-глухости согласный звук?

- Посмотрите ниже, в слове Четверг есть ещё одна орфограмма. Что это за орфограмма?

- Спишите это слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- А теперь составьте с этим словом предложение самостоятельно и запишите его в тетрадь.

- Какое предложение вы написали? (спрашивает нескольких учеников).

- Скажите, в каких значимых частях слова находятся орфограммы?

3. Давайте рассмотрим таблицу в учебнике.

- Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или в суффиксе? Найдите это в таблице и прочитайте.

- А что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? Найдите это в таблице и прочитайте.

- А если это непроверяемая орфограмма?

ФИЗМИНУТКА

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

Открывают учебники и переписывают упражнение в тетрадь.

- Пришёл, заморозок, надышал, холодом, стёкла, посыпал, зернистым, крыши, захрустел, ногами

- В приставке.

- В корне и окончании.

- В корне.

- В корне и окончании.

- В окончании.

- В приставке.

- В корне и окончании.

- В окончании.

- В приставке.

- В корне.

- Потому что мы может записать их не правильно и потому что они слышатся не так, как пишутся.

Читает 1 ученик:

«Буква, обозначающая безу-дарный гласный звук, может быть в любой значимой части слова:

в приставке: пришёл;

в корне: дарить;

в суффиксе: маленький;

в окончании: из землянки.

- Читают по очереди.

Списывают пословицы в тетрадь.

Выделяют самостоятельно значимые части слов.

- Ф.

- Ф.

- Ф.

- Х.

- З.

- Ф.

- К.

- К.

- Потому что мы их пишем не так, как слышим.

Читает 1 ученик:

Буква, обозначающая парный по звонкости-глухости соглас-ныйзвук, может быть в любой значимой части слова:

в приставке: сделать;

в корне: четверг;

в суффиксе: пирожок;

в окончании: нет звуков.

- В любой.

- Непроверяемая гласная в корне слова.

Пишут в тетрадь слово и обозначают орфограмму.

Самостоятельно составляют предложение со словом Четверг и записывают его в тетрадь.

Читаю свои предложения.

- Во всех.

Читает 1 ученик:

Вспомните, как пишется эта приставка или суффикс.

Читает 1 ученик:

Подберите проверочное слово.

- Нужно проверить по словарю.

Регулятивные:

формировать и удерживатьучебнуюзадачу;

использоватьречьдлярегу-ляциисвоегодействия;

выбиратьдействия в соот-ветствии с поставленнойзадачей и способамиеёреализации.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкциями;

ставить, формулировать и решать проблемы;

передавать информацию устным и письменным спо-собом;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

Обращаться за помощью, формулировать свои затруд-нения;

Адекватно оценивать собст-венное  поведение.

5. Первичное закрепление

4. Откройте стр. 104, выполним упр. 194.

- Прочитайте слова:

Дворы, стрела, вода, трава, холмы,

жара, свеча, пчела, гнездо, чижи, дожди, шкафы.

- В какой части слова выделены буквы?

- Почему написание выделенных букв надо проверять?

- Как проверить их написание?

- А теперь выполним задание. Нам нужно подобрать к каждому из этих слов 2 проверочных слова; первое – изменив форму слова, а второе – подобрав однокоренное слово. И посмотрите, нужно записать, как на образце ниже – сначала два слова, которые мы подобрали, точно так же, в скобочках. Затем слово, которое написано в учебнике. И обязательно расставить ударение. По очереди у доски. Остальные в тетради.

- Начинаем со слова СТРЕЛА.

(Разбирает вместе с детьми).

- Прочитайте правило в оранжевой рамочке.

Это нужно запомнить!

Читает слова 1 ученик.

- В корне.

- Потому что можно допустить ошибку. Пишем одну букву – слышим другую.

- Подобрать проверочное слово.

По одному выходят к доске и выполняют задание:

(стрелы, стрелка) стрела,

(воды, водный) вода,

(травы, травушка) трава,

(холм, холмик) холмы,

(жар, жаркий) жарко,

(свечи, свечка) свеча,

(пчёлы, пчёлка) пчела,

(гнёзда, гнёздышко) гнездо,

(чиж, чижик) чижи,

(дождь, дождик) дожди,

(шкаф, шкафчик) шкафы.

Читает 1 ученик.

Регулятивные:

использоватьречьдлярегу-ляциисвоегодействия;

выбиратьдействия в соот-ветствии с поставленнойзадачей и способамиеёреализации.

Познавательные:

применять правила и пользоватьсяинструкция-ми;

ставить, формулировать и решатьпроблемы;

развиватьследующиемыс-лительныепроцессы: срав-нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собст-венное поведение.

6.        Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Самостоятельно на листочках выполним упр. 195, первый абзац. Вам нужно:

1. Подписать свою фамилию;

2. Вставить пропущенную букву О или А в каждое слово и 3. Доказать, что каждая пара слов, это однокоренные слова. - Как вы это сделаете?

- Верно. Приступайте. Тем, кто усвоил тему урока, я поставлю оценки.

Собирает листочки.

- Нужно найти корень.

Самостоятельно выполняют задание.

Регулятивные:

выбиратьдействия в соот-ветствии с поставленнойзадачей и способамиеёреализации.

Познавательные:

применятьправила и пользоватьсяинструкция-ми.

7.        Подведение итогов. Рефлексия

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный встал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

- В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

- Как проверить безударный гласный в корне.

- Во всех.

- Нужно подобрать проверочное слово.

Регулятивные:

формировать и удерживатьучебнуюзадачу.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собст-венное поведение.

8. Домашнее задание

- Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание.

Стр. 105, упр. 195-ое, второй абзац.  

Вам нужно будет вставить пропущенные буквы Е, И или Я  и выполнить тоже самое задание – доказать, что каждая пара слов, однокоренные слова.

- Верно. Спасибо за урок. До свидания.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Регулятивные:

выбиратьдействия в соот-ветствии с поставленнойзадачей и способамиеёреализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку, 2 класс "Правописание частей слов"

Работа проводится после завершения темы "Правописание частей слова" во 2-м классе. Проверочная работа основывается на программе "Начальная школа XXI век"....

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова...

Технологическая карта урока: «Повторяем правописание частей слова».

Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века».  Технологическая карта урока: «Повторяем правописание частей слова»....

Тест по русскому языку 3 класс по теме " Правописание частей слова"

Тест по русскому языку 3 класс  по теме " Правописание частей слова "...

конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...