Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»
3 класс
Наименование УМК: «Школа России»
Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.
Задачи:
образовательные: учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;
развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.
Тип урока: обобщающий урок – проект.
Вид проекта: информационный; по профилю знаний - предметный; по форме проведения - групповой; по продолжительности – краткосрочный.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;
личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.
I Оргмомент.
( Проект – шаг вперёд).
- Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)
- Как вы его понимаете?
II Мотивация.
Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».
- Почему девочка ничего не поняла?
- Что такое слово?
- С чем будем работать?
Тема проекта – рассказ о слове.
(Выставляется книжка с названием проекта)
III Предпроектная подготовка
Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)
Задачи:
вспомнить ….
найти …
работать …
- Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)
- Речь пойдёт о слове свет.
IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.
(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)
1. Фонетический состав слова.
2. Лексическое значение слова.
3. Часть речи.
4. Однокоренные слова.
5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.
6. Словосочетания. Предложения.
7. Пословицы. Загадки.
Работа в группах.
1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.
Проверка. (Слайд 5)
- Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)
Гипотезы.
- Как можно точно узнать лексическое значение слова?
2. Работа с Толковым словарём.
свет
1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.
2. Источник освещения, освещённое место.
3. Восход солнца, рассвет.
4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)
свет
1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.
2. Общественная среда, общество.
- Что подсказывает словарь?
- Прочитайте их значения.
- Каким является первое слова свет?
- Какие это слова по отношению друг к другу?
- Стоит ли оставлять последний рисунок?
3. Часть речи.
- Какой частью речи является слово свет?
На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)
4. Однокоренные слова.
- Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.
Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами. (Слайд 8)
Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Слайд 9)
- Из какой сказки отрывок? Кто автор?
- Нет ли здесь нужных нам слов?
- Что такое светлица?
Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.
5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.
Карточка № 5.
Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом. Проверка.
- Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?
6. Словосочетания.
-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.
Самостоятельная работа. Проверка.
- Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?
Работа с предложениями.
Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)
Проверка. (Слайд 11)
- Прочитайте, что выписали.
- Где пригодится знание таких прилагательных?
7. Работа с пословицами.
- Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.
Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)
Проверка. (Слайд 13)
V Защита проекта.
Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.
- Справилась ученица со своей задачей?
- Достаточно ли полно изложен материал?
- Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?
VI Рефлексия.
- Удалось узнать что-то новое?
- Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?
Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?
Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.
(Слайд 14)
Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет всегда.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учителя только открывают двери, дальше вы идёте сами. Китайская мудрость
Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . Цель: вспомнить всё, что знали о слове найти новую информацию работать дружно
Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . Фонетический состав слова [ с в' э т ] - 4 звука, 4 буквы, 1 слог. с- [ с]- согласный, глухой парный, твёрдый парный; в- [ в’]-согласный, звонкий парный, мягкий парный; е- [ э]- гласный, ударный; т- [ т]- согласный, глухой парный, твёрдый парный.
Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . свет одушевлённое, неодушевлённое собственное, нарицательное в форме ед.ч ., мн.ч. в предложении может быть подлежащим сказуемым второстепенным членом
Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . Семья слов светик светло светать свечка засветло рассвет свечечка светлячок свечение свеча пресветлый светильник свечной светлеть освещение подсвечник осветить осветитель светленький просветлить … светлота осветитель
Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . .
Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . Чудесный свет исходит от первых лучей солнца. Мягкий медовый свет окрасил высокие стены дома. Поляну заливал ослепительный свет. Бледный свет за окном не померк. От песков исходил таинственный свет. Утренний свет озарял землю.
Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . чудесный свет мягкий медовый свет ослепительный свет бледный свет таинственный свет утренний свет
Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . Лучше нету Тьма света не любит – От солнца бегать – В избе светло, В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен. а на дворе светлее. солнечного свету. злой доброго не терпит. света не видать.
Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . Лучше нету солнечного свету. Тьма света не любит –злой доброго не терпит. От солнца бегать –света не видать. В избе светло, а на дворе светлее. В избе светло, а на дворе светлее.
Познание – сердца яркий свет .
Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . Ссылки на используемые ресурсы К сказке о царе Салтане https://yandex.ru/images/search?text=рисунок%20к%20сказке%20пушкина%20сказка%20о%20царе%20салтане%2C%20где%20три%20сестры%20в%20светлице%20и%20входит%20царь&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fstatic.my-shop.ru%2Fproduct%2Ff2%2F108%2F1075733.png&pos=2&rpt=simage&lr=35 Фонарь https://yandex.ru/images/search?text=рисунки%20светящегося%20фонаря&img_url=https%3A%2F%2Fi1.wp.com%2Fvlab.ethz.ch%2Fflashlight%2Fimages%2Fflashlight.jpg&pos=0&rpt=simage&stype=image&lr=35&noreask=1&source=wiz Л ампочка https://yandex.ru/images/search?text=рисунки%20светящейся%20лампочки&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Fdaphneshadows.files.wordpress.com%2F2012%2F05%2Fstockvault-ulb128619.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=35 Свеча https://yandex.ru/images/search?text=рисунок%20горящей%20свечи&noreask=1&lr=39 Фотография планеты https://yandex.ru/images/search?text=фотографии%20планеты%20земля%20из%20космоса&stype=image&lr=193&source=wizhttps://yandex.ru/images/search?text=фотографии%20планеты%20земля%20из%20космоса&stype=image&lr=193&source=wiz Шаблоны презентации https://yandex.ru/images/search?text=шаблоны%20презентаций%20для%20начальной%20школы&stype=image&lr=213&source=wiz
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по русскому языку "Рассказ о слове"
Работа ученика по проекту "Рассказ о слове"...
Проект по русскому языку "Рассказ о слове" 3 класс
Этот проект выполнила ученица 3 класса Шураева Полина. В нем рассказывается о слове "сапоги"...
Технологическая карта, презентация, дополнительный материал к уроку-проекту по русскому языку в 3 классе "Рассказ о слове"
Технологическая карта+презентация к уроку русского языка в 3 классе "Рассказ о слове" УМК "Школа России"...
Проект по русскому языку «Рассказ о слове»
Проект по русскому языку «Рассказ о слове». План работы над проектом....
Урок-проект по русскому языку "Рассказ о слове"
Проект «Рассказ о слове»...
Открытый урок Проект по русскому языку «Рассказ о слове»
У нас сегодня обычного урока не будет. Мы сегодня будем работать над проектом. Как вы понимаете « Проект – шаг вперёд»?Для того, чтобы ответить на этот вопрос, загл...