Опорные таблицы по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Данные таблицы можно использовать на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_razbory_v_nach._shkole.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПОРНЫЕ ТАБЛИЦЫ
по русскому языку для начальных классов
Опорные таблицы рекомендуются для изучения учебного материала.
Таблицы могут быть использованы на уроке в качестве опорных схем и наглядного материала, а также в качестве справочника грамматики русского языка для работы с детьми дома.
Необходимость таблиц обусловлена тем, что:
во-первых, они помогают систематизировать наблюдаемый материал;
во-вторых, облегчают ученикам поиск правильного ответа на вопрос учителя;
в-третьих, обращение к одной и той же таблице на разных этапах усвоения, постепенное дополнение её новыми данными способствует более прочному запоминанию учебного материала.
ОРФОГРАММЫ (Орфография – правильное написание слов)
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу лужи, шина, чай,
роща, щука, чужой
Сочетания чк, чн ночка, ручной
Большая буква в именах собственных Москва, Волга,
Саша, Дружок
Мягкий знак – показатель мягкости согласных гусь, пальма
Разделительный Ь мягкий знак вьюга, ручьи
Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце ночь – ж.р.
имен существительных женского рода луч – м.р.
Разделительный Ъ твердый знак въезд, объяснение
Двойные согласные класс, ванна, Алла
Непроверяемые безударные гласные заяц ,берёза ,пенал
Проверяемые безударные гласные а, о, и, е, я вода – воды
Парные звонкие и глухие согласные б в г д ж з дуб – дубы
п ф к т ш с ложка - ложечка
Непроизносимые согласные л,в,д,т (-стн-, -сн-) солнце - солнышко
Правописание приставок и предлогов зашёл за другом
слез с дерева
НЕ с глаголами не спеши
Безударные гласные в окончаниях существительных по дорожке
Безударные гласные в окончаниях прилагательных в зимнем лесу
Безударные гласные в окончаниях глаголов лает, смотрит
Правописание –тся, -ться в глаголах мыться, моется
- Найди в слове «опасное место»
- Определи орфограмму
- Вспомни правило, проверь написание слова
- Запиши слово правильно
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ О ком или о чём говорится в предложении? КТО? ЧТО? СКАЗУЕМОЕ Что говорится о подлежащем? ЧТО ДЕЛАЕТ? Птицы улетают на юг. |
СОСТАВ СЛОВА
3 ПРИСТАВКА
образует новые слова | 2
КОРЕНЬ главная часть слова | 4
СУФФИКС
образует новые слова | 1 ОКОНЧАНИЕ
служит для связи слов в предложении |
ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ГЛАГОЛ | ПРЕДЛОГ |
название предмета КТО? ЧТО?
кошка, стол | признак предмета КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? большой, синяя | действие предмета ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? решать, списать | служит для связи слов за, на, над от, по, об, со, про, под, с, у, из, в и др. |
РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ЖЕНСКИЙ РОД ОНА МОЯ девочка, земля |
МУЖСКОЙ РОД ОН МОЙ мальчик, автобус |
СРЕДНИЙ РОД ОНО МОЁ яблоко, озеро |
РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО | МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО | ||
МУЖСКОЙ РОД | ЖЕНСКИЙ РОД | СРЕДНИЙ РОД | |
какой? -ой, -ый, -ий золотой алый синий | какая? -ая, -яя золотая алая синяя | какое? -ое, -ее золотое алое синее | какие? -ие, -ые золотые алые синие |
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
сущ., мест. Подлежащее | кто? что? | ______________ |
гл. Сказуемое | что делает? что сделает? | ______________ |
прил. Определение | какой? чей? и другие | |
сущ., мест. Дополнение | вопросы косвенных падежей | _ _ _ _ _ _ |
сущ., наречие Обстоятельство | места – где? куда? откуда? времени - когда? образа действия – как? | _ . __ . __ . __ |
ПАДЕЖИ
Именительный | это кто? что? | предлогов не бывает |
Родительный | нет кого? чего? | без, у, от, до, с, из, около |
Дательный | дать кому? чему? | к, по |
Винительный | вижу кого? что? | на, в, во, за, про, под |
Творительный | доволен кем? чем? | с, за, под, перед, над |
Предложный | говорить о ком? о чём? | о, об, в, на, при |
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Ж.р. -а М.р. -я | М.р. - , -ь С.р. -о, -е | Ж.р. - ь |
падеж | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р.п. Д.п. П.п. | - И - Е - Е | - - - Е | -И -И -И |
СКЛОНЕНИЕ ПАДЕЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОКОНЧАНИЯ СУЩ.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
- Поставить глагол в н.ф. (что делать? что сделать?)
- Посмотреть на гласную перед -ть
I спряжение | II спряжение | ||
Глаголы-исключения: брить, стелить - ать ! - ять лаять - еть ! блеять - оть сеять -уть веять - ыть таять надеяться кашлять и др. | - ить
Глаголы - исключения: 4 гл. – ать: слышать, дышать, держать, гнать; 7 гл. – еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
| ||
ед.ч. мн. ч. | ед.ч. мн. ч. | ||
1л. 2л. 3л. | – у, -ю - ем – ешь - ете – ет - ют, -ут | 1л. 2л. 3л. | – у, -ю - им – ишь - ите – ит - ат, -ят |
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
сущ., мест. Подлежащее | кто? что? | |
гл., сущ., прил. Сказуемое | что делает? что сделает? что (кто) это такое? каков? | |
прил. Определение | какой? чей? и другие | |
сущ., мест. Дополнение | вопросы косвенных падежей | |
сущ., наречие Обстоятельство | места – где? куда? откуда? времени - когда? образа действия – как? |
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По цели высказывания: | повествовательное побудительное вопросительное |
По интонации: | восклицательное невосклицательное |
По наличию главных членов: | простое, сложное односоставное, двусоставное |
По наличию второстепенных членов: | распространенное нераспространенное |
Осложненное или неосложненное: | однородные члены обращение |
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Прямая речь после слов автора | Прямая речь перед словами автора |
А: ,,П.” А: ,,П?” А: ,,П!” | ,,П,” – а. ,,П?” – а. ,,П!” – а. |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
1. Часть речи. 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?). Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж; число. 3. Синтаксическая роль: Подлежащее. Сказуемое. Дополнение. Обстоятельство. | 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?) Постоянные признаки: ( пока не знакомы). Непостоянные признаки: число, род (в ед.ч.), падеж. 3. Синтаксическая роль: Сказуемое. Определение. | 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (неопределенная форма – что делать? что сделать?) Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид; спряжение. Непостоянные признаки: число, время, лицо (если есть), род (если есть). 3. Синтаксическая роль: Сказуемое. |
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Гласные | Согласные (сонорные) | ||
А О Э У Ы – обозначают твердость согласного звука Я Ё Е Ю И – обозначают мягкость согласного звука | Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С | Л М Н Р Й Х Ц Ч Щ | - звонкие - глухие |
10 гласных букв 6 гласных звуков [ а, о, у, э, ы, и ]
Буквы Я Е Ё Ю – своего звука не имеют !!! 1.Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают два звука [й’а] [й’э] [й’о] [й’у] :
съем [с й’э м] 2. Буквы Я, Е, Ё, Ю после согласных обозначают мягкость согласного и один звук: мяч [м’ а ч] салют [с а л’ у т] лён [л’ о н] дверь [д в’ э р’] | парные | непарные | |
Всегда мягкие – Й’, Ч’, Щ’. Всегда твердые – Ж, Ш, Ц. Не имеют звука – Ь, Ъ. | |||
[ звук] гласный согласный ударный - безударный парный – непарный звонкий – глухой твёрдый – мягкий ( ’ ) ОБРАЗЕЦ: союз – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков; с [с] – согл., пар., глух., тв.; о [а] – глас., безуд.; ю [й’] – согл., cонорный, мяг.; [у] – гл., удар.; з [с] – согл., пар., глух., тв. |
ВИДЫ РАЗБОРОВ
1 – фонетический разбор
- Выдели слоги.
- Покажи место ударения.
- Дай характеристику всем звукам по порядку.
- Подсчитай количество звуков и букв.
2 – морфемный разбор (разбор по составу)
- Определи слово как часть речи.
- Найди окончание и определи его значение.
- Укажи основу слова.
- Путем подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
- Выдели приставки и суффиксы (если они есть).
3 – морфологический разбор (указать признаки слова как части речи)
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
1. Часть речи. 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?). Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж; число. 3. Синтаксическая роль: Подлежащее. Сказуемое. Дополнение. Обстоятельство. | 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?) Постоянные признаки: ( пока не знакомы). Непостоянные признаки: число, род (в ед.ч.), падеж. 3. Синтаксическая роль: Сказуемое. Определение. | 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (неопределенная форма – что делать? что сделать?) Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид; спряжение. Непостоянные признаки: число, время, лицо (если есть), род (если есть). 3. Синтаксическая роль: Сказуемое. |
4 – синтаксический разбор предложения
- Подчеркни грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое). Укажи, какой частью речи они выражены.
- Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.
- В скобках запиши характеристику данного предложения:
По цели высказывания: | повествовательное побудительное вопросительное |
По интонации: | восклицательное – невосклицательное |
По наличию главных членов: | простое, сложное односоставное, двусоставное |
По наличию второстепенных членов: | распространенное - нераспространенное |
Осложненное или неосложненное: | однородные члены, обращение |
5 – орфографический разбор
- Подчеркни одной чертой орфограммы.
- Выдели часть слова, в которой находится орфограмма.
- Сформулируй орфографическое правило, объясняющее данное правописание.
Правописание безударных гласных в окончаниях
Определи часть речи.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? П.п. о ком? о чём? | -и -е -е | -е | -и -и -и |
Имя существительное 1.Определи склонение.
2.Определи падеж.
Сущ. на –ия (ж.р.) Р.п., Д.п., П.п. – И
- ий (м.р.) П.п. – И
- ие (с.р.) П.п. – И
- мя Р.п., Д.п., П.п. – И
Имя прилагательное
1. Задай вопрос от существительного к прилагательному.
2. Смотри на окончание вопроса прилагательного.
3. Вспомни, какие буквы «дружат»
А-Я (ая-яя)
О-Е (ое-ее, ого-его, ом-ем, ому-ему)
И-Ы (ие-ые, им-ым, их-ых, ими-ыми)
У-Ю (ую-юю)
Если слово отвечает на вопрос какой?, будь внимателен!!!
м.р. –ий (-ой, -ый) ж.р. -ей
Глагол
1. Определи спряжение глагола (поставь в н.ф. что делать? что сделать?)
I спряжение II спряжение
ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.
я -у(-ю) мы -ем я -у(-ю) мы -им
ты -ешь вы -ете ты -ишь вы -ите
он они -ут,( -ют) он они -ат,(-ят)
она -ет она -ит
оно оно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные таблицы по русскому языку
Презентация содержит опорные таблицы по основным разделам программы 4 класса. Можно использовать в процессе урока (как пам...
Опорные таблицы по русскому языку в начальной школе
Предлагаю попробовать и использовать в своей работе таблицы сжатых опорных конспектов по русскому языку.В своей практике на протяжении ряда лет я применяю технологию опорных конспектов В.Ф...
Опорные конспекты по русскому языку в начальной школе
Представлен материал для изучения и повторения некоторых тем по русскому языку. Опорные конспекты отличает компактность, наглядность, красочность, возможность использования их индивидуально для каждог...
Опорные таблицы по русскому языку и математике.
Данные таблицы предназначены для индивидуального пользования ....
Опорные конспекты по русскому языку для 4 класса
Пособие по русскому языку предназначено для учащихся 4 класса. Опорные конспекты составлены по темам. Данное пособие вам поможет на уроке во время повторения и зак...
Опорные таблицы по русскому языку
Опорные таблицы по русскому языку для 4 класса по теме "Предложение"...
Опорные таблицы по русскому языку по теме: "Склонение. Падеж"
Опорные таблицы по русскому языку для 4 класса...