Урок обучения грамоте" Буква Я-звук. слог, слово"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Этот урок подготовлен для делегации детей из Финляндии, которые только начали изучать русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок для финских детей можно использовать и в 1 класса. | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Буква Я - звук, слог, слово.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели: - создать условия для ознакомления учащихся с гласной буквой Я и звуками, которые она обозначает.
- работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного и выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти;
Здоровьесберегающие задачи: сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создания комфортной и доверительной атмосферы.
Планируемые результаты.
Знакомятся с гласной буквой, обозначающей два звука (в начале слова и после гласного звука). Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге – слиянии, составляют звуковую модель слова, владеют навыками чтения слов, предложений, коротких текстов.
Основные понятия: Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква Я – показатель мягкости согласного звука. Слого – звуковой анализ слов.
Формируемые универсальные учебные действия.
Личностные: положительная мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов ( схема); логические – характеризуют звуки [й’а], [а] и букву я.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности. слайд 1 (1 мин.)
Добрый день! Я надеюсь, что вы уже освоились в нашем Лицее и подружились с ребятами.
Желаю вам приятных эмоций и плодотворной работы на нашем занятии.
2. Актуализация знаний. (3 мин.)
Наши ученики любят свой лицей и тщательно готовятся к урокам
Но нужно ещё и подготовить портфель, сложить туда всё необходимое. Что лежит у нас в портфеле?
( Трое учащихся достают из ранца учебные принадлежности и читают стихи)
Треугольник В старших классах каждый школьник Линейка Я - линейка. Прямота - Точилка
Карандаш Я — малютка-карандашик. Кисточка
Циркуль Циркуль мой, циркач лихой Дневник В дневнике заданья на дом фломастер Я художник первоклассный, Это всем ребятам ясно. Нарисую тигра в клетке, Мяч футбольный и ракетку. Всё подвластно мастеру, Коль в руках фломастеры. | Ластик Я — ластик. Я — резинка, Пенал Карандаш в пенале мается, Учебник — Учитель у меня в портфеле! Закладка Я — нарядная закладка. Тетради Тетради в портфеле шуршали, Альбом А я, конечно же, альбом. краски Нам купила мама краски. |
3.Постановка учебной задачи.
Выходит ученица:
Всем на свете буква я
Доложить готова:
А вы знаете, кто я?
А вы знаете, кто я?
Я – не просто буква я!
Буква, слог и слово!
IV.Открытие нового знания.(4 мин)
Чтобы всё это узнать, мы попросим Мудрую Сову рассказать нам
все секреты буквы я.
Знакомство с новой буквой.
Сделайте звуко- буквенный анализ слов: яблоко, ягоды, яблони ( дети делают звуко- буквенный анализ слов и выкладывают с помощью карточек)
Вывод:
Мы слышим в начале слог слияние-ЙА. Этот слог обозначается одной буквой я.
Какая это буква- гласная, или согласная? Давайте понаблюдаем.
Вывод: Буква я – гласная, потому что она тянется, поётся, произносится, не встречая во рту преград.
Буква я стоит в конце русского алфавита.
Как вы думаете, может ли буква я обозначать два звука, если стоит в середине слова?
- Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите? (Это обезьяна.)
-Анализ слова обезьяна.
Вывод- буква я обозначает два звука, если стоит после мягкого знака.
-Анализ слова заяц.
Вывод-буква я обозначает два звука, если стоит после гласной
Анализ слова Россия.
Вывод- буква я на конце слова после гласной тоже обозначает 2 звука.
Но буква я очень хитрая, говорит мудрая сова. Она не всегда может обозначать два звука.
Рассмотрим схемы слов:
мяч ( дети делают звуко - буквенный анализ и выясняют, что если буква я стоит после мягкого согласного, то обозначает один звук[а]
пять- обратите внимание, что букв в слове-4, а звука-три, потому что мягкий знак звука не обозначает.
Вывод:
Если буква я стоит в начале слова, после мягкого знака, или после гласной - она обозначает 2 звука-йа, если оны стоит после мягкого согласного, то смягчает его и обозначает один звук-а
V. Физкультминутка (1мин)
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
IX. Первичное закрепление
Усвоение новых знаний и способов деятельности
1.Буква Я – гласная.
2.Буква Я – обозначает два звука в начале слова и после гласного.
3. Буква Я – в слиянии смягчает согласный звук.
Попробуйте найти на картинках слова, в которых есть буква я и какие звуки она обозначает?
Самостоятельная работа. Чтение текста.( Работа в парах)
Найдите слова с букой я.
Сколько звуков обозначает буква.
Чтение текста с изученной буквой вслух.
X. Рефлексия деятельности. Итог.(2 мин)
– С какой буквой познакомились? (Мы познакомились с буквой Я)
- Что интересного узнали о ней?
- Как вы думаете, понравился ли наш урок Рае?
– Кому сегодня было сложно?
– У кого всё получилось?
- кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт зелёное яблочко;
- кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием -жёлтое яблочко;
- кому было трудно успевать и выполнять задания —красное яблочко.
– Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".
Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...
Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....
Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....
Презентация к уроку обучения грамоте на тему:" Деление слов на слоги. Ударение. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки".
Презентация к уроку обучения грамоте по УМК "Школа 2100"...
Открытый урок обучения грамоте "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами".
Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Начальная школа 21 век"...
Урок обучения грамоте. Тема "Чтение слогов и слов с буквами Шш. Л. Толстой "Стал дед стар..." "
Урок проведен в рамках семинара по духовно-нравственному воспитанию. Основная задача урока:воспитание нравственных ценностей на примере уважительного отношения к взрослым. p.p1 {margin: 0.0px...
Урок обучение грамоте. Тема: Повторение основных понятий. Звуки. Слог. Слово. Ударение. Предложение. Текст.
Обучение грамоте (чтение)Тема: Повторение основных понятий. Звуки. Слог. Слово. Ударение. Предложение. Текст. Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Букварь». Учебник для п...