Орфографические разминки на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему
Формирование орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfograficheskie_razminki_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Главная цель в работе с учащимися на уроках русского языка - формирование орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Это является залогом грамотного письма. В основе формирования орфографических навыков предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом. Орфографические разминки рассчитаны на 4-5 минут самостоятельной работы в классе или дома.
Карточка №1
Спишите, объясните написание выделенных букв.
На берегу растёт сосна,
А рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею звёзды.
Карточка№2
Спишите, подчеркните в словах безударные гласные в корне слов, которые можно проверить.
Зеленеет луг весёлый,
А за лугом дремлют сёла:
Хатки, словно невидимки,
В серебристой тонут дымке,
Тополя на вольной воле
Шумно спорят с ветром в поле.
Облетели листья клёна.
Клён от холода дрожит.
На дорожках у балкона
Золотой ковёр лежит.
Карточка №3
Спишите по образцу, вставьте безударные гласные в корне.
1 вариант:
Лист - листы
__________ с(а,о)ды
__________ кр(о,а)ты
__________ пл(о,а)ды
__________ ст(о,а)лы
2 вариант
сестра - сёстры
в(е,и)сна ___________
з(е,и)ма ___________
в(о,а)лна ___________
с(о,а)сна ___________
Карточка№4
Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, второе – проверочным. Вставьте пропущенные буквы. Орфограмму подчеркните.
Г…ра, росы, ст…на, травы, р…ка, стены, стр…на, зимы, з…ма, страны, реки, тр…ва, горы, р…са.
Карточка №5
Спишите слова, записывая первым проверочное слово. Подчеркните безударные гласные в корне слова.
Водичка, водяной, вода, водный.
Лесок, лесной, лесник, лесочек, лес.
Бегун, побежать, беговая (дорожка), пробежка.
Лисичка, лиса, лисица, лисья.
Цветы, цветочный, цвет, цветёт.
Карточка№6
Спишите, вставляя безударные гласные в корне слова.
На горке
Обойди хоть все дв..ры – Не зевайте впереди,
Лучше не найти г..ры. Не вставайте на пути!
Осторожно! Берегись! По пр..мой, до поворота,
Д..твора несётся вниз, поз..ди остался кто-то!
Стоя, сидя, на коленках, Нал..тели на сугроб:
На картонках, на фанерках. Кто доехал, на бок – хлоп!
Карточка №7
Спишите имена сказочных героев, вставляя пропущенные буквы.
К..за р..гатая, зайчик - поб..гайчик, л..сичка - с..стричка, бычок - с..ляной б..чок, лягушка - кв..кушка, мышка - н..рушка, петушок – з..лотой гр..бешок, в..лчок - серый б..чок.
Карточка №8
Выпишите в первый столбик слова с безударной гласной Е в корне, во второй столбик – слова с безударной И в корне, в третий – слова с безударной Я в корне, устно подбирая проверочное слово.
П..тно, с..нева, б..ляк, т..жёлый, р..ды, уб..жал, з..мовать, гн..здо, шм..ли, пл..сать, кр..кун, з..лёный, зм..я, кл..новый, в..занка, гр..знуля.
Карточка №9
Исправьте ошибки, спишите.
Весело летом в лису. Мы идём по густой сочной трове. Кругом цвиты. На цвиток села пчила. У трапы кучка рыхлой зимли. Это нара крота.
Травка зилинеет,
Солнышко блистит,
Ласточка с висною
В сени к нам литит.
Карточка №10
Спишите слова с проверяемой безударной гласной в один столбик, с непроверяемой гласной – в другой.
Берёза, стрела, мороз, свеча, помидор, дожди, заяц, пчела, яблоко, солёный, капуста, зерно, собака.
Карточка№11
Сопоставьте слова, подберите проверочные.
Пос..деть от горя – пос..деть на стуле
Сп..ши на урок – сп..ши текст
Д..ю тетрадь – д..ю корову
Прим..рять костюм – прим..рять друзей
Пол..скать бельё – пол..скать ребёнка
Карточка№12
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Остались на сн(е)гу заяч(ь)и сл(е)ды – д(а)леко ли зайцу до б(е)ды? Но заяц не б(о)ится. Прил(е)тела сн(е)жинок стая. Закружились белые птицы, заячьи сл(е)ды зам(е)тая. Напрасно с(о)бака старалась распознать сл(е)ды зайца. Выб(и)лась она из сил, приб(е)жала к старому м(е)стечку и думает:
- Заяц хитрый здесь был, а куда ушёл, неизвестно! (И. Эринбург)
Карточка№13
Запишите слова в две группы: в первую - слова с непроизносимой согласной, во вторую - слова, где нет непроизносимой согласной.
Мес(Т)ность, вкус()ный, гиган(Т)ский, ужас()ный, счас(Т)ливый, интерес()ный, грус(Т)ный, поз(Д)но, чудес()ный, со(Л)нце, сер(Д)це, лес(Т)ница, словес()ный, здра(В)ствуй, свис(Т)нуть.
Карточка№14
Спишите, вставляя необходимые парные согласные в корне слов.
(Б, П) ре..ка, голу..ь, хле.., кре..кий;
(З, С) моро.., ко..ьба, ре..кий, гла.. ;
(В, Ф) ше.., морко..ь, обу..ь, жира..;
(Г, К) фла.., диало.., пото.., ночле..;
(Д, Т) пло..; горо.., сосе..ка, дож..ь;
(Ж, Ш) ло..ка, игру..ка, доро..ка, сторо...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Языковая разминка к урокам русского языка. 4 класс.
Цель этой работы– обеспечить регулярное повторение и отработку основных учебно - языковых, правописных и речевых умений и навыков.Языковая разминка может занимать от 7 до 10 минут. В...
языковая разминка на урок русского языка
тема"Слова отвечающие на вопросы кто? и что?. Задание:записать то,что вы видите на картинках в два столбика...
Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....
Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка при использовании орфографических словарей
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПИСАНИЮ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА...
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
Речевые разминки к уроку русского языка
Материал предназначен для уроков русского языка...
Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка при использовании орфографических словарей
обобщение педагогического опыта...