Педагогическая симптоматика трудностей при обучении учащихся 2 класса по русскому языку
статья по русскому языку (2 класс) на тему
Эта тема всегда будет актуальной в связи с многообразием причин, ее порождающих. Все причины учителю знать невозможно, т.к. они очень индивидуальны. Но нужно их по возможности выявлять и устранять всеми возможными способами. Без выявления причин трудностей в обучении детей по русскому языку в начальной школе невозможна эффективная работа по их преодолению, и в конечном итоге, повышению успеваемости учащихся..Предлагаю виды заданий для самостоятельной работы со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предлагаю виды заданий для самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся | 38.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая симптоматика трудностей при обучении учащихся 2 класса по русскому языку
Выполнила: Сырбу О.А.
Слабоуспевающие ученики - это вечная проблема школы. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет.
Этой проблемой интересовались и занимались многие ученые, педагоги и психологи: К.Д. Ушинский, Л.В. Занков, В.Г. Горецкий, В.И. Цыпулина, Е.В. Вельдина, В.Н. Селиверстова и др.
Русский язык - весьма сложная дисциплина, особенно для учеников начальной школы. Поэтому проблема неуспеваемости по русскому языку проявляется особенно остро.
Эта тема всегда будет актуальной в связи с многообразием причин, ее порождающих. Все причины учителю знать невозможно, т.к. они очень индивидуальны. Но нужно их по возможности выявлять и устранять всеми возможными способами. Без выявления причин трудностей в обучении детей по русскому языку в начальной школе невозможна эффективная работа по их преодолению, и в конечном итоге, повышению успеваемости учащихся..
Педагогу нельзя оставаться равнодушным ни к одной из причин неуспеваемости и оставлять ее без коррекции.
Причины и способы выявления неуспеваемости младших школьников по русскому языку
1 Психолого-педагогические и физиологические причины неуспеваемости
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество слабоуспевающих детей.
К моменту поступления в школу ребенок является субъектом разнообразных видов деятельности. К концу дошкольного возраста у него формируется потребность в реализации. Именно эта потребность определяет в первую очередь степень готовности ребенка к школьному обучению, но дети, поступающие в 1 класс, имеют разный уровень подготовки к школе. Это может быть обусловлено рядом причин: состоянием здоровья ребенка; особенностями его раннего развития; степенью функциональной зрелости организма; характером внутрисемейных отношений; условиями воспитания в семье и др.
Подходов к классификации причин школьной неуспеваемости достаточно много. Разные педагоги и ученые выделяют факторы, влияющие на успеваемость ребенка, по-разному. Например, Селиверстова В.Н., учитель начальных классов, считает, что причиной неуспеваемости ученика могут служить следующие факторы:
·патология беременности и родов матери;
·плохая наследственность;
·травмы, тяжелые заболевания;
·временная задержка психического развития;
·неблагополучные семьи;
·социально - экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители работают на двух-трех работах, чтобы накормить и одеть ребенка, а он, в свою очередь, предоставлен сам себе);
·плохая экологическая ситуация, загрязнение атмосферы и окружающей среды;
·недостаточный уровень готовности к учебе;
·программа начальной школы рассчитана на среднего ученика (большой объем учебного материала, быстрый темп прохождения лишают возможности отработать его, усвоить на более высшем уровне и т.д.)
Многие другие педагоги считают, однако, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера (семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, половозрастные особенности и др.), так и психологического характера (недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, несформированность процессов анализа и синтеза и др.).
Также существует мнение, что причиной низкого усвоения знаний часто является недостаточность развития мыслительной деятельности у школьника, в частности, таких основных ее операций, как анализ и синтез, слабое развитие регуляторных процессов интеллектуальной деятельности. Кроме того, учителю следует учитывать особенности психомоторного (двигательного) развития слабоуспевающих школьников, т.е. их способность к тонкой двигательной координации.
А ученый-психолог Гельмонт в своем подходе к квалификации причин неуспеваемости выделил особые группы: причины частичной, но относительной и эпизодической неуспеваемости.
Причины неуспеваемости по Гельмонту:
Øнеорганизованность в учении, недостаточный уровень общего развития;
Øпричины частичной, но относительно стойкой неуспеваемости: недостатки преподавания данного предмета, недоработка по данному предмету в предшествующих классах, недооценка или порой переоценка учащимися изучения данного предмета (причины психологического порядка);
Øпричины эпизодической неуспеваемости: недочеты в работе учителя, допущение промахов в отношении предупреждения неуспеваемости слабых или недостаточно прилежных учащихся, неровности и перебой в работе ученика.
Самую же распространенную классификацию причин школьной неуспеваемости предлагает А.П. Вельдина и опирается в ее составлении на взаимосвязь между причиной и последствием. Ниже приведена данная классификация:
. В письменных работах пропускает буквы.
Причины:
·низкий уровень развития фонематического слуха;
·слабая концентрация внимания;
·низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
·несформированность приемов самоконтроля;
·индивидуальные типологические особенности личности.
. Неразвитость орфографической зоркости.
Причины:
·низкий уровень развития произвольности внимания;
·низкий уровень объема распределения внимания;
·несформированность приемов учебной работы;
·низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;
·слабое развитие фонематического слуха;
·низкий уровень развития наглядно-действенного мышления.
. Плохо списывает с доски, с текста.
Причины:
·несформированность предпосылок учебной деятельности;
·низкий уровень развития произвольности внимания;
·низкий уровень переключения внимания;
·низкий уровень развития кратковременной памяти.
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать, т.е. письменной речи. Общепризнано также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. Однако с трудностями обучения грамоте младшие школьники справляются по - разному. И если в целом большинство детей выполняют требования, предъявляемые программой по технике чтения и навыкам письма, то всегда есть дети и их количество, к сожалению, в последнее время неуклонно растет, - чьи затруднения не дают возможности утверждать, что они овладели грамотой в должном объеме.
Иногда у таких детей наблюдается стойкое нарушение чтения (дислексия), иногда ошибки при письме (дисграфия), но чаще всего выявляются многочисленные и, на первый взгляд, нелепые ошибки и в чтении, и при письме, которые угнетают ребенка, беспокоят учителя и родителей. Ошибки в чтении и при письме могут быть единственной проблемой ребенка, а могут сопровождаться плохо развитой устной речью - бедным словарем, нарушением грамматического строя, несформированностью логико-грамматических отношений. В этом случае невозможность дать развернутый грамотный ответ ведет к неуспеваемости ребенка по так называемым устным предметам. Плохая техника чтения не дает вникнуть в содержание прочитанного, что влечет за собой неправильное решение математических задач. Словом, к середине 2 класса ребенок может стойко отставать по всем предметам.
Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учеником грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних - в освоении грамматики родного языка. Человек, страдающий дисграфией, не в состоянии соотнести звук с его конкретным графическим обликом (буквой), зафиксировать соответствие «звук - буква» в памяти и пользоваться им при письме или чтении. У страдающего дисграфией полностью сохранен уровень интеллектуального развития, и оно соответствует возрасту. Диагноз «дисграфия», по мнению ведущих специалистов-нейропсихологов, может быть поставлен только при несформированности навыка письма после 3-4 лет регулярного обучения письму.
Учитель постоянно может сталкиваться с дисграфией. Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников, неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико - грамматической и лексико - грамматической сторон речи. Так, пропуски гласных и согласных букв - «трва», «тава», вместо «трава»; перестановки букв в слове - «тко» вместо «кто», «онко» вместо «окно»; перестановки и выпадение слогов - «кокродил», «кродил» вместо «крокодил»; появление лишкних букв или слогов в слове - «тарава» вместо «трава», «мотоцикил» вместо «мотоцикл»;недописание букв или слогов в слове - «о» вместо «он», «красны» вместо «красный» и т.п. обусловлены несформированностью грамматического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова.
Чаще всего нарушение письменной речи выявляется у детей с теми или иными недостатками устной речи. Иногда к началу обучения эти недостатки уже скорректированы, но при письме проявляются в различных специфических ошибках. Эти ошибки вызваны трудностью дифференциации звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность ведет к заменам и смешениям звуков. В письменной речи в этом случае наблюдается смешение букв.
Если ребенок не выделяет всех звуков в составе слова, то имеют место пропуски букв (сезы - слезы). Часто ребенок в процессе проговаривания при письме «слышит» дополнительные гласные и их вставляет в слово (Александар - Александр; шекола - школа). Если же ребенок затрудняется в анализе последовательности звуков в слове, то в его письменных работах появляются перестановки букв и слогов (корвом - ковром; ласкогово - ласкового). При этом часто искажается слоговая структура слова (леот - лето; билн - блин).
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка, а также не умеют применять при письме некоторые грамматические правила.
Большие трудности в начальное обучение грамоте вносит несовпадение форм орфоэпии и орфографии. В устной речи слова произносятся слитно, на одном выходе, а в письменной речи отделяются друг от друга. Если ребенок не может уловить, вычислить в потоке речи устойчивые речевые единицы, то возникают ошибки в виде слитного написания смежных слов или раздельного написания частей слова (все дни шел дождь; на лей; и дут).
Часто у детей с недостаточным речевым развитием нарушается функция словообразования (при подборе проверочных слов: шаг - шагик); нет осознания обобщенного значения морфем (башня выглянула хмуро). Школьники с недостаточным уровнем речевого обобщения не вполне хорошо умеют уловить различные признаки разных частей речи, что ведет к их неправильному употреблению в речи, нарушению согласования сообщений из слов. Большое значение здесь играет также недостаточный объем кратковременной памяти, в которой удерживаются исходные элементы сообщения. Все это приводит к появлению следующих специфических ошибок: желтая солнце, скоро облетит деревья.
У всех этих ошибок один источник - фонетико-фонематическое недоразвитие речи, т.е. нарушение восприятия, анализа и синтеза звуков речи и несоотнесение звука и соответствующей буквы.
Независимо от того, проявляется проблема тотально или затрагивает отдельные стороны устной или письменной речи ученика, она, безусловно, требует скорейшего разрешения. Что же может сделать учитель?
Во-первых, отличить ребенка, имеющего объективные трудности в овладении письменной речью, от детей, плохо успевающих по другим предметам. Во-вторых, преподаватель должен понимать, что общие способы и методы обучения, пусть и повторение многократно, не приносят заметных результатов у детей с проблемами речевого развития. Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий, ежедневные тренировочные диктанты на дополнительных занятиях лишь умножают неудачи ребенка, вызывая в нем неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи логопеда, в специальных коррекционных заданиях, подобранных с учетом конкретных нарушений речевых и неречевых центров, обеспечивающих речевую деятельность. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по русскому языку в целом. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, в усвоении и применении на письме грамматических правил, необходимо начинать работу по предупреждению дисграфии с первого класса.
Цель обучения ученика-дисграфика - компенсировать его отставание. Считается, что успешная коррекция возможна до 10-11 лет - времени окончательного формирования мозговых структур. Но педагогическая коррекция успешна в любом возрасте при правильно выработанном индивидуальном подходе к ученику. Ведь все ученики-дисграфики - разные. Успешность коррекции определяется тем, что в любом возрасте, даже при наличии органических нарушений, у педагога и ученика есть возможность работать над развитием разного рода компенсаторных механизмов: развивать память, внимание, наблюдательность, образное мышление и пр. При этом степень успешности коррекции тем выше, чем сознательнее ученик участвует в формировании компенсаторных механизмов, т.е. чем лучше он владеет языком, навыками устной речи, развивает свои речевые навыки.
При проверке работ дисграфиков необходимо снизить требования. Речь идет прежде всего о работах, требующих навыков грамотного беглого письма: о диктантах, изложениях и сочинениях. Представляется, что такой вид контроля, как словарные диктанты, следует исключить для ученика-дисграфика хотя бы до проведения коррекции. Но лучше просто заменить его текстом.
Самый приемлемый вид работ при дисграфии - медленное и внимательное переписывание текста. Оно может оцениваться максимально строго.
Нарушения письменной речи часто сочетаются с нарушениями пространственного ориентирования. Иногда (особенно в начальной школе!) ученику трудно разместить письменную работу на тетрадном листе, определить необходимое количество линеек и клеточек. Ему трудно провести поля, нарисовать таблицу, записать слова в столбик и т.д. Проблемы с полями, когда ученик пишет без полей, часто заезжает на них, могут быть вызваны лингвистическими причинами (нарушения в осознании слоговой структуры слова). К сожалению, чтение по слогам сейчас используется не во всех методиках обучения чтению, хотя оно необходимо для формирования навыка слухового и зрительного анализа слова, уяснения его морфемной структуры в средней школе. Ученик, у которого навык членения слова на слоги ввиду ряда причин несформирован, воспринимает слова целиком, в его образном, звуковом, графическом и смысловом аспектах. Читая, он угадывает слово по первым и последним буквам, а на письме всячески старается избежать переносов. Понятно, что заезды на поля в этом случае не должны рассматриваться как неаккуратность и вызывать снижение оценки за работу.
Коррекция может быть проведена достаточно быстро и успешно. Необходимо дать ученику задание делать перенос на каждой строчке, поставив для этого черточки у полей тетради. Для начала ученик должен перестать бояться переносить слова. Необходимо провести коррекционную работу по закреплению навыка узнавания слога как сочетания гласных и согласных звуков, подчиненного в неначальных словах принципу восходящей звучности. Коррекция включает в себя индивидуальное домашнее задание на разбиение слова на слоги после объяснения учителя.
Одна из причин возникновения школьных трудностей обучения младших школьников является леворукость ребенка. Леворукость - это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все», правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма - все должны были писать правой. При переучивании использовались порой самые жесткие методы, не считаясь с индивидуальными особенностями ребенка и его возможностями, и принося в жертву его здоровье. В последнее время школа отказалась от практики переучивания леворуких школьников, и они пишут удобной для них рукой.
.1 Виды заданий со слабоуспевающими детьми
Обучение слабоуспевающих учащихся необходимо проводить по специальной программе, которая, с одной стороны, должна быть всесторонней, а с другой - должна быть доступной для применения в условиях современной наполняемости классов и учебной загруженности учителей.
В системе специальных знаний обязательным является создание условий, которые обеспечивали бы целесообразный и эффективный характер деятельности каждого учащегося. Для сильных учащихся подбирают знания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого материала. Для слабых подбирают задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.
Типы заданий:
)Задания со вставкой пропущенных букв. Например:
м…рков… к…ртофел… п…м…дор
)Задания на выбор проверочного слова. Например, выбрать проверочные слова из следующего ряда:
)Задания с наличием образца выполнения. Например, поставить слова во множественное число. Образец: машина-машины, липа, роза, цветок, кукла, число, лампа, коробка;
)Задания, в которых учащиеся выполняют только отдельные его части. Например, выписать из текста слова, которые указывают действие предмета:
)Задания на обозначение согласного звука в конце, основываясь на сопоставлении проверяемого и проверочного слов. Например:
Был бы дож…ь, да сне… помешал.
)Задания со вспомогательными вопросами. Вопросы могут быть направлены на воспроизведение теоретической информации, а также практических умений и навыков. Цель использования таких вопросов - помочь учащимся вспомнить задания, которые являются необходимой основой для выполнения заданий. Например: «Что нужно сделать в этом упражнении? Какую часть речи мы называем существительным?» и т.д.;
)Задания с сопутствующими указаниями и инструкциями. В начале изучения теоретического положения могут использоваться задания с указаниями, разъяснениями, которые должны способствовать усвоению изучаемого материала. Например: «Прочитайте текст. Найдите в нем слова, обозначающие предмет.» и т.д.;
)Задания с теоретическими справками направлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теории, воспитание привычки контролировать выбор формы или орфограммы определенным правилам. Пример применения правила при определении спряжения глаголов: уч..м - образую неопределенную форму учить, глагол на -ить, значит, он 2-го спряжения.
)Задания с применениями классификации. Ученикам предлагается самостоятельно составить схему или таблицу, т.е. представить материал в определенном порядке. Например, составить схему написания НЕ со всеми частями речи или способы словообразования.
)Проблемно-познавательное задание помогает учащимся овладеть основными логическими операциями, такими, как сравнение, анализ, обобщение и т.п. Например, сравнить слова коса и коса (6, с.46-47)
)Задания с выбором ответа. Например, тест:
üНайди и подчеркни названия частей речи:
üНайди лишнее понятие и обведи его: имя прилагательное, имя существительное, имя числительное, предлог, местоимение, глагол, наречие;
)Задание на восстановление деформированного текста.
)Творческие задания. Например, составить кроссворд
)Задания с добавлением одной буквы для получения новых слов. Например:
Добавь одну букву в середине слова, чтобы получились новые слова: пот, сачок, свет, парк
Добавь одну букву в конце слова, чтобы получились новые слова: шпага, база, шёл, банк
Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова: дача, порт, клад, рис.
Достаточно эффективным может быть и прием, который используется Ш.А. Амонашвили, - превращение отстающего ученика в «учителя», наставника, помогающего слабому ученику из младшего класса.
Вычленение «успешных» сфер деятельности слабоуспевающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, учеников в лучшую сторону.
Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему. Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца (например, решить трудную орфографическую задачу сразу, не откладывая ее на «потом» при первых же ошибках). Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения слабоуспевающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика.
Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.). Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания.
Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно, доброжелательно и заинтересованно.
Следует обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой неуспевающим оценкой, как ее подробное обоснование, а также выделение тех критериев, по которым идет оценивание с тем, чтобы они были понятны самим учащимся.
Постепенно воспитывая у неуспевающего школьника уверенность в себе, в своих возможностях и изменяя тем самым его отношение к своей неуспеваемости, следует затем переходить к постановке перед ним конкретной и четкой цели по преодолению отставания в учебе.
2 Организация самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся на уроках русского языка
Один из главных путей преодоления школьной неуспеваемости по русскому языку является организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа на уроках русского языка только тогда будет давать положительные результаты, когда слабоуспевающие ученики научатся выполнять ее правильно и быстро.
Чтобы работать самостоятельно, детям нужно владеть техникой письма. Процесс овладения техникой письма невозможен без орфографической грамотности. Предупреждение орфографических ошибок - одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. При записи любого слова необходима предварительная работа по слоговому и звуко-буквенному анализу слова.
Так, уже в период обучения грамоте ученики, прежде чем записать слово, делают звуковой анализ и, записывая, проговаривают по слогам, именно проговаривание, по мнению специалистов, играет большую роль в формировании орфографического навыка. Каждое слово или предложение при списывании с образца должно быть предварительно прочитано и понято.
Проговаривая слова, ученики меньше пропускают буквы, не заменяя и не переставляя их. Для того чтобы ученик списал текст без ошибок, он должен понимать то, что списывает, а для этого он должен правильно прочитать текст.
Важно, чтобы в процессе самостоятельной работы учащиеся пользовались алгоритмом списывания.
Работа с карточками, которая также используется в самостоятельной работе учащихся, дает полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время. Работая с карточкой, учащийся должен повторить орфограмму и закрепить ее при выполнении разноуровневого задания, проявить самостоятельность, упорство и аккуратность.
Для самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся выбираются различного рода задания. Более легкие задания способствуют повышению мотивации к учению, более трудные пробуждают ребенка к активной мыслительной деятельности. Но поскольку слабоуспевающим детям тяжело работать с трудными заданиями, им предлагается своеобразная помощь - правила, памятки, слова из раздела «Слова для справок», образцы готовых текстов. Ребенок обращается к ним лишь в том случае, если испытывает затруднение в выполнении задания.
Если ученик не испытывает трудности, он может выполнить его самостоятельно без всякой помощи. Подобные индивидуальные задания не только способствуют более прочному усвоению знаний, но и делают усвоение осознанным, формируют у слабоуспевающих учащихся навыки самостоятельной работы.
Н.Н. Китаев предлагает следующие приемы работы: учащиеся отстают по любому предмету, в том числе и по русскому языку, по разным причинам. Если путем максимальной активизации учебной работы преодолеть пассивное отношение ученика к предмету, пробудить интерес ученика к изучению русского языка и стимулировать его самостоятельную работу, то он подтянется к остальным и постепенно ликвидирует пробелы в знаниях и навыках.
Человек лучше овладевает тем или иным кругом знаний, если он должен будет самостоятельно изложить их другим людям с целью передачи этих знаний; при этом условии и самому излагающему станет ясным и понятным в излагаемом материале.
Чтобы добиться активности и устойчивости внимания, учитель должен поставить, например, такую задачу: «Прочитайте, а затем изложите прочитанное ясно и понятно всему классу».
Таким образом, «словесный отчет» заставляет учащегося активно перерабатывать материал так, чтобы он и другим стал понятным, для чего излагающему требуется облекать свои мысли в соответствующую словесную форму, подыскивая нужные слова. Самостоятельное формулирование чужих мыслей - одно из условий их полного усвоения.
Прежде чем приступить к этим занятиям, необходимо провести с каждым слабоуспевающим учеником своеобразную психологическую подготовку. Сначала нужно выявить у школьника расположение к занятиям, разъяснить их значение, выявить уверенность в своих силах и в успехе дела.
Эти занятия могут заключать в себе игровой момент. Он побуждает отстающих учеников не просто слушать учителя и выполнять его задания, а самим по очереди проводить эти занятия, спрашивать своих товарищей по группе, диктовать им тексты.
Роль учителя на этих занятиях сводится к следующему: заранее наметить разделы грамматики и орфографии, которые нужно повторить со слабоуспевающими учениками, подобрать упражнения и тексты для диктантов. Весьма полезным для усвоения правописания является прием послогового проговаривания отдельных слов, как с непроверяемыми орфограммами, так и с проверяемыми. Трудные орфограммы проговариваются таким образом несколько раз. Использование чувственной стороны запоминания послогового проговаривания является весьма эффективным приемом.
Не следует ограничиваться на занятиях лишь повторением пройденного в классе материала. Нужно также заглядывать на один-два урока вперед. На следующем уроке в классе учитель может предложить кого-нибудь из отстающих учеников попробовать кратко изложить материал, частично изученный на дополнительном занятии, всему классу, который его еще не проходил. Как уже доказано, интеллектуально пассивные учащиеся, скучающие на уроках, с большим интересом участвуют в этих дополнительных занятиях, добиваются, чтобы им позволили объяснить. Они проявляют большую активность на уроке, усвоив что - то на дополнительном занятии.
Заключение
Выявление причин неуспеваемости - один из самых важных этапов борьбы с ней. Осуществлять это можно в любом случае, будь это причины психолого-педагогические или физиологические. Преодолением неуспеваемости по русскому языку надо заниматься особенно упорно, т.к. именно на этом этапе формируется уровень грамотности человека.Неуспеваемость по русскому языку в начальной школе - проблема сложная, но решаемая. За короткий промежуток времени можно добиться существенных результатов и сократить количественный состав слабоуспевающих учеников вдвое, если использовать на уроках и в индивидуальной работе виды упражнений, рассмотренные нами в ходе исследования.
Особенно эффективными упражнениями по устранению и предупреждению ошибок являются:
-задания со вставкой пропущенных букв;
-задания на выбор проверочного слова;
-задания с наличием образца выполнения;
-задания, в которых выполняются отдельные его части;
-задания на обозначение согласного звука в конце;
-задания со вспомогательными вопросами и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.
Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей....
Презентация к педагогическому совету "Трудности в обучении школьников"
Презентация содержит материалы по причинам возникновения трудностей в обучении и путям их преодоления....
Методический материал «Дополнительные задания для учащихся, испытывающих трудности в освоении учебного материала по русскому языку»
Методический материал в помощь учащимся, испытывающим трудности в освоении учебного материала по русскому языку ...
Педагогическая симптоматика трудностей при обучении учащихся 1 классов- пути решения проблем.
Данное выступление посвящено 1 классу, т.к именно в 1 классе решаются проблемы, чтобы в дальнейшем обеспечить успешную учебную деятельность....
Исследовательская работа «Приёмы мониторинга степени обученности учащихся на уроках русского языка во 2 классе».
ВВЕДЕНИЕВажным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся. Эту инф...
Педагогическая симптоматика трудностей при обучении учащихся 2 класса по русскому языку
Эта тема всегда будет актуальной в связи с многообразием причин, ее порождающих. Все причины учителю знать невозможно, т.к. они очень индивидуальны. Но нужно их по во...
Диагностика учащихся, испытывающих трудности в обучении, учащихся с ОВЗ.
Методика «Заучивание 10 слов»;Методика «Корректурная проба»;Н. Лусканова «Уровень школьной мотивации»;Методика «Дерево с человечками»;Методика «Ди...