Изменение-имён-прилагательных-по-падежам-русский-3-класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Рыбкина Яна

Тема: «Изменение имён прилагательных по числам»

 

Цель: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»

Планируемые результаты (предметные): Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты: осознают эстетические потребности и ценности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно,  и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: общеучебныеизвлекают необходимую информацию из текста; логические – владеют основами смыслового чтения  учебного текста.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.

Тип урока: получение новых знаний.

Основное содержание темы, понятия и термины: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Оборудование: учебник «Школа России» 3кл. 2ч., проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация,  карточки  с заданием для работы в парах и для индивидуальной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_prilagatelnyh_po_chislam.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изменение имён прилагательных по числам»

Цель: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»

Планируемые результаты (предметные): Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты: осознают эстетические потребности и ценности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно,  и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста; логические – владеют основами смыслового чтения  учебного текста.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.

Тип урока: получение новых знаний.

Основное содержание темы, понятия и термины: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Оборудование: учебник «Школа России» 3кл. 2ч., проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация,  карточки  с заданием для работы в парах и для индивидуальной работы.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент  

Коррекция настроения.

Итак, русский язык,  друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы  хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Посмотрите друг на друга и подарите улыбку своим одноклассникам. Улыбка – это залог хорошего настроения. Садитесь.

Проверка домашнего задания

Вам было задано упр. 132

Кто испытал трудности при выполнении домашнего задания?

…….

Назовите, какие орфограммы Вам встретились при выполнении данного упражнения?(…….)

Какое правило нам помогло справиться с написанием окончаний имен прилагательных?

……

Давайте еще раз вспомним:

1) Что такое имя прилагательное?

2) Как изменяется имя прилагательное?

3) Как определить род имени прилагательного?

Ответы детей

(часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? и т.д. и обозначает признак предмета.)

(По родам)

(по вопросу и имени существительному.)

Минутка чистописания  

Откроем тетради, запишем число,  классная работа – на доске

Доска закрыта:

Отгадайте загадку:          

            Пришла, улыбнулась – утихли метели.

            Позванивать стал колокольчик капели.

            Река пробудилась, растаяли льды,

            Наряд белоснежный надели сады.

 -Что же это?

 -Назовите первый звук в слове «весна»?

 - Дайте ему характеристику

   

 - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания (на доске и в тетради).

Открываю доску

В в

весна весенний весенняя весеннее весенние – на доске

На какие 2 группы можно разделить слова?

  1. Как доказать что это  имена существительные?

  1. Что вы знаете об имени прилагательном?

Что заметили в написании имен прилагательных?

От чего зависит окончание имени прилагательного?

Доброе имя красит человека. – на доске

Итак: как правильно написать окончание имени прилагательного?

(весна)

([вь])

(согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

Записывают

(имя существительное и имя прилагательное)

(часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, в предложении является подлежащим, и изменяется по родам и числам)

(часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и т.д. и обозначает признак предмета и изменяется по родам)

(Разное окончание)

(От имени существительного)

(Поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному). Укажите род имени прилаг.(проверить)

Словарная работа

Сегодня хозяйка минутки чистописания у нас буква? (в). Я предлагаю записать словарные слова, которые начинаются на эту букву, но для того, чтобы их записать вы должны догадаться по  его лексическому значению какое это слово и записать его. В каждом слове поставьте ударение и подчеркните ту букву, которую нужно запомнить

  • Внезапно, неожиданно
  • О наличии веселья, о радостном настроении, о чувстве веселья
  • Движение потока воздуха в горизонтальном положении
  • Маленькая птичка с коричневато – серым оперением, живущая обычно близ жилых строений

Птица с черно – серым оперением, гнездящаяся обычно в уединенных местах.

Проверка по словарю, оценка

(вдруг)

(весело)

(ветер)

(воробей)

(ворона)

самооценка

 Актуализация знаний

Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как  это  происходит?  

Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания, выделите окончание, укажите род имен прилагательных

Последний …….,тёплое …….., зелёная ……ранние….- на доске.

Слова для справок: снег, солнышко,  трава, цветы

Прочитать вслух словосочетания. Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной. А теперь я предлагаю проверить правильность выполнения работы??  

Самооценка.

ФИЗМИНУТКА

Электронная презентация

 Самоопределение к деятельности

Прочитайте слова: пушистый, весёлые, красная, спелое

Что в них общего? (это имена прилагательные)

Найди лишнее слово (веселые, так как это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные – признак одного предмета). Объясните.

Сформулируйте тему урока?

Какие задачи мы поставим на  урок?

Изменение имён прилагательных по числам.

-научиться изменять имена прил. По числам.

Работа по теме урока

Откройте учебники на стр.78.

-Прочитайте тему урока

-Работаем с  упр. 135 стр. 78

-Прочитайте.

-Понравилось? Почему?

- Слова,  какой части речи помогли представить вам цветы?

- Объясните значение слов, данных в задании

Голубой -

голубенький

голубой и темно-голубой

Как вы понимаете слово  «сквозистый»

-Выпишите пожалуйста имена прилагательные которые относятся к именам существительным по образцу, укажите, кто сможет  число имен прилагательных

Цветок (какой?)….

Снежок

Цветики

- В каком числе употреблены имена прилагательные? Как вы определили?

-Кто затруднялся при выполнении задания?

Правило!

 - Почем изменяются имена прилагательные?

Как определить число имен прилагательного?

-Как изменяются имена прилагательные?

Ответы учащихся

Цвет

– дополнительный оттенок, авторское отношение использовалось в частушках, фольклоре голубенький цветочек. (оттенки цветов)

–сквозь который видно, сквозит, просвечивает (пропускающий сквозь свет)

(числам) ??? и по родам

(по вопросу от имени существительного к имени прилагательного)

(имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам)

Закрепление

Каждой группе раздаются карточки (Приложение №1)

Проверка по № карточки. Оценили себя.

Кто справился без ошибок?

Кто испытывал трудности при выполнении? Какие?

 Итог урока

Итак:

Почем изменяются имена прилагательные?

- Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

-Как определить число имен прилагательных?

Алгоритм действий:

1) Найти существительное, связанное с прилагательным

2)Определить род и число у существительных

3)Указать род и число у прилагательных по существительному.

Рефлексия

Предлагает закончить предложения:

1) Сегодня я узнал…

2) Мне бы хотелось …

3) Мне было трудно ….

Выставление отметок

Домашнее задание

стр. 80 упр. 138

Приложение 1.

Карточка 1____________________________________

Замените имена прилагательные единственного числа в словосочетании именами прилагательными множественного числа.

Ед.ч.                                         Мн.ч.

 Берёза  кудрявая                   березы  какие?  ……..

Облако   пушистое                облака  какие? ……...

День  тёплый                         дни  какие?...........

________________________________________________________________________

Карточка 2_______________________________________

Замените имена прилагательные единственного числа в словосочетании именами прилагательными множественного числа.

Ед.ч.                                     Мн.ч.

 Река   быстрая      ………… какие?  ……..

 Озеро   прозрачное    …………какие? ……...

 Пруд  мелкий       …………. какие?........

__________________________________________________________________________

_________________________________________

Замените имена прилагательные единственного числа в словосочетании именами прилагательными множественного числа.

Ед.ч.                                             Мн.ч.

 Бабочка  красив…                      ………  …………

 Облако   бел…                                ………… ………….

Колокольчик  син…                           ………  ............

__________________________________________________________________________