Памятка для работы над ошибками
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Памятка поможет учащимся самостоятельно работать над своими ошибками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.yaz_.pamyatka._rabota_nad_oshibkami.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка
«Как работать над ошибками»
1. Большая буква в начале предложения
Выпиши предложение правильно.
Делай так: Выпал пушистый снег.
2. Знаки препинания в конце предложения
Выпиши предложение. Поставь в конце нужный знак.
Делай так: Весело в цирке!
3. Слог.
Раздели слово на слоги.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Делай так: у/чи/тель
4. Ударение в слове
Выпиши слово. Поставь ударение правильно.
5. Перенос слова
Раздели слово на слоги для переноса. Укажи все способы переноса. Делай так: кар-тина, карти-на
Запомни! При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
6. Сочетания чк, чн, чт, нч, нщ
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: девочка, собачка, ласточка
7. Мягкий знак (ь) – показатель мягкости согласных звуков
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: конь, мель, тень; пеньки, деньки, угольки
8. Безударная гласная, проверяемая ударением
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Подбери однокоренное слово так, чтобы гласная была под ударением.
Делай так: во̣лна́ – во́лны
9. Безударная гласная, непроверяемая ударением (словарное слово)
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Обозначь безударную гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово ещё 2 раза.
Делай так: по̣ми̣до́р, по̣ми̣до́р, по̣ми̣до́р
10. Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой
орфограммой. Делай так: машина, мыши, малыши
11. Правописание имён собственных
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: Москва, Воронеж, Париж
12. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные)
Выпиши слово правильно. Подбери однокоренное слово или измени форму слова так, чтобы после согласной была гласная.
Делай так: мороз – морозы; глазки – глаза.
13. Ошибки на замену, искажение, пропуски
Выпиши слово правильно. Раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Делай так: прилетели, при-ле-те-ли
14. Разделительный мягкий знак (ь)
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: воробьи, бельё, вьюга
Запомни! Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я.
15. Двойные согласные в слове
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Делай так: аллея, коллектив, миллион
16. Корень
Выпиши слово. Подбери 4-5 родственных слов. Выдели корень.
Делай так: лесной – лесок, лесник, перелесок, лесовик, лесопилка
17. Определение части речи
Выпиши слово. Обозначь, какой частью речи оно является.
Делай так: пр. сущ. гл. прил. сущ.
по, дереву, прыгала, пушистая, белка
18. Правописание предлога со словом
Выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь другие слова.
Делай так: к берегу, к (крутому, высокому) берегу
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Он пишется раздельно со словом.
19. Звуко-буквенный анализ слова (фонетический разбор)
Выпиши слово. Поставь ударение. Раздели на слоги. Укажи, сколько в слове слогов, гласных звуков, согласных звуков.
Делай так: день/ки́ – 2 слога, 2 гл, 3 согл, ь
д [д']согл., зв., мягк., парн.
е [э] гласн., безуд.
н [н'] согл., зв., мягк., непарн.
ь [-]
к [к']согл., глух., мягк., парн.
и [и]гласн., ударн.
6 б.5 зв.
Запомни! Мягкий и твердый знаки, не обозначают звука!
20. Правописание непроизносимых согласных
Выпиши слово правильно. Подбери однокоренное слово или измени форму слова так, чтобы после согласной была гласная.
Делай так: звёздный – звезда, звездочка.
21. Слова с сочетанием -СН-
Выпиши слово. Подбери проверочное слово так, чтобы между этими согласными был гласный.
Делай так: чудесный – чудесен
22. Состав слова
Выпиши слово. Придумай и запиши слово той же конструкции. Разбери его по составу.
Делай так: домик – сомик, болевой – часовой
23. Буквы И – Ы после ц:
Выпиши слово правильно 3 раза. Подчеркни букву ц одной чертой, а букву и (ы) – двумя.
Запомни! В корне слова после ц пишется и (исключение – цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках). В словах на -ция- пишите и (полиция, администрация).
24. Гласные и согласные в приставках
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Подбери ещё 2 слова с этой же приставкой.
Делай так: закричать, забежать, записать
25. Правописание приставки со словом
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Делай так: приехать, заехать, уехать
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
26. Синтаксический разбор предложения
Выпиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Подпиши части речи. Выпиши словосочетания.
Делай так:
прил. сущ. гл. пр. сущ.
Седые туманы плывут к облакам.
туманы (какие?) седые
плывут (куда? к чему?) к облакам
Запомни! Грамматическая основа, подлежащее и сказуемое, словосочетанием не является.
27. Разделительный твёрдый знак (ъ)
Выпиши слово правильно. Выдели корень приставку. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: въезд, объём, объявление
Запомни! Разделительный ъ, пишется только после приставок, оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я.
28. Род имён существительных
Выпиши слово. Подставь слова: он, мой – м.р., она, моя – ж.р., оно, моё – ср. р. Определи род.
Делай так: лисичка – она, моя – ж.р., окно – оно, мое – ср.р., домик – он, мой – м.р.
29. Род имён прилагательных
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род прилагательного по существительному. Выдели окончание.
Делай так: лес (какой?) дремучий – м.р.
30. Частица «не» с глаголами
Выпиши глагол с частицей «не». Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: не запомнил, не выучил, не знал
Запомни! Частица не с глаголами всегда пишется отдельно.
31. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: луч (м.р.), товарищ (м.р.), шалаш (м.р.) или ночь (ж.р.), речь (ж.р.), тишь (ж.р.)
32. Правописание суффиксов в слове
Выпиши слово. Выдели корень и суффикс (суффиксы). Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: зайчик, ключик, ротик
33. Морфологический разбор частей речи (Смотри памятку)
34. Времена глагола
Поставь вопрос, выпиши глагол, определи время. Запиши ещё 2 глагола. Делай так: (что сделает?) прилетит – н.вр., (что сделает?) напишет – н.вр., (что сделает?) нарисует – н.вр.
35. Окончания глаголов прошедшего времени
Выпиши глагол правильно, подставь подходящее по смыслу местоимение, определи род глагола по местоимению, выдели окончание.
Делай так: стояло оно – ср.р.
Запомни! Глаголы прошедшего времени имеют окончания: м.р. –нулевое, ж.р. -а-, ср.р. -о-, множественное число – окончание -и-.
36. Склонение имён существительных
Выпиши слово. Выдели окончание. Поставь его в начальную форму. Определи род, склонение.
Делай так: в палате – палата, ж.р., I скл.; на деревьях – дерево, ср. р., 2 скл.
37. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное (с управляемым словом и предлогом, если он есть), укажи в скобках склонение, падеж. Выдели окончание. Приведи ещё 2однотипных примера.
Например: увидел на опушке (I скл., (только в ед.ч.) П.п.), на башне, на полке
38. Однородные члены предложения
Выпиши предложение. Обозначь слово, от которого ставим вопрос к однородным членам, подчеркни однородные члены. Вспомни о знаках препинания (и союзах) между однородными членами.
Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
39. Правописание безударных окончаний имён прилагательных
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание.
Делай так: к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.
40. Предлог перед местоимением
Выпиши местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: у_нас, ко мне, с тобой
Запомни! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
41. Склонение личных местоимений
Выпиши местоимение. Поставь его в начальную форму. Определи лицо, число, падеж. Выдели окончание.
Делай так: на нём – он, 3л., ед. ч., П.п.
42. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица ед.ч.
Напиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на это правило.
Делай так: пишешь, ругаешь, читаешь.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица ед.ч. пишется ь.
43. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.
Делай так: что делать? улыбаться
44. Правописание безударных личных окончаний глаголов
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в неопределённую форму. Определи спряжение. Выдели окончание.
Делай там: пишет – писать, гл. I спр. или ставит – ставить, гл. II спр.
45. Правописание сложных слов
Выпиши сложное слово. Выдели корни в каждой части. Подчеркни соединительную гласную. Напиши 2 примера с такой же соединительной буквой.
Делай так: водовоз, паровоз, белолицая
46. Правописание наречий
Выпиши слово, в котором допущена ошибка 3 раза. Обрати внимание на гласную на конце слова.
Делай так: справа, справа, справа
Запомни! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на - а, - о.
47. Сложные предложения
Выпиши предложение, расставь правильно знаки препинания, выдели грамматические основы.
48. Прямая речь
Выпиши предложение с прямой речью и словами автора, расставь правильно знаки препинания.
49. Обращение
Выпиши предложение с обращением, расставь правильно знаки препинания, подчеркни обращение.
50. Правописание ЦА или ТСЯ в словах
Выпиши слово правильно. Определи часть речи. Запомни! На конце существительных пишется ЦА, у глаголов – ТСЯ, ТЬСЯ. Напиши ещё 2 слова с этим сочетанием. Сочетание подчеркни.
Делай так: сущ. сущ. сущ.
лисица, мельница, медведица
гл. гл. гл.
моется, хочется, умываться
51. Правописание ТСЯ или ТЬСЯ
Проверь написание слова вопросом.
Делай так: (что делает?) слушается
(что делать?) слушаться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Как работать над ошибками"
У учащихся часто возникает вопрос как работать над данной ошибкой. Для помощи составлена памятка "Как работать над ошибками"...
Памятка для работы над ошибками. Русский язык
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку. Памятка предназначена для учащихся 1-5 классов....
Памятка для работы над ошибками. Математика
Данный материал предназначен для учащихся 1-4 классов....
Памятка "Как работать над ошибками"
рекомендации для родителей...
Памятка по работе над ошибками по русскому языку
Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....
памятка в работе над ошибками , 4 класс.
Просто , понятнои легко исправить ошибку, объяснить правописание....
Памятка для работы над ошибками по русскому языку
Для работы над ошибками уже много лет раздаю ученикам памятку, созданную мной на основе предложенной авторами программы по русскому языку Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В. и Прониной О.В. Когда проверяю де...