КТП по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с. Амурзет»,
с использованием учебно-методического комплекса «Школа России» и авторской программы В.П. Канакина., В.Г. Горецкий.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
•ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
•формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
3. Развитие коммуникативных умений.
4. Развитие нравственных и эстетических чувств.
5. Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
•развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
•формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
•пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 94.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»
Рассмотрена на заседании ШМО от «___»_____20___г. протокол №______ О.В.Осадчук____________ | Согласована заместителем директора по УВР от «___»_____20___г. протокол №______ Н.Г.Карбушева____________ | Утверждена приказом директора от «___»_____20___г. №______ Т.В.Яковлева____________ |
Рабочая программа по русскому языку
для 4 класса
Общеобразовательный уровень
Сроки реализации: 1 год
Общее количество часов – 136
Автор/составитель:
Осадчук О.В.,
учитель начальных классов
I категории
с. Амурзет
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с. Амурзет»,
с использованием учебно-методического комплекса «Школа России» и авторской программы В.П. Канакина., В.Г. Горецкий.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
•ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
•формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
3. Развитие коммуникативных умений.
4. Развитие нравственных и эстетических чувств.
5. Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
•развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
•формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
•пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В соответствии с учебным планом, на изучение учебного предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 136 часов, по 4 часа в неделю.
Планируемые результаты
4 класс
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета
4 класс
№ | Тема раздела | Содержание раздела |
1 | Повторение | Знакомство с учебником, его содержанием и структурой. Значение речи в жизни человека, уточнение представления детей о языке как средстве общения, о языке как системе знаков. Текст как единица языка и речи. План текста. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Диалог. Обращение. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Что такое словосочетание. |
2 | Предложение | Однородные члены предложения (общее понятие). Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного. |
3 | Слово в языке и речи | Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Старевшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова. Суффиксы и приставки. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Разделительные Ь И Ъ знаки. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста. Части речи. Морфологические признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Склонение имен существительных и имен прилагательных. Имя числительное. Глагол как часть речи. Наречие как часть речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». |
4 | Имя существительное | Повторение сведений об имени существительном. Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Три типа склонения имен существительных. Падежные окончания имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег». Подробное изложение повествовательного текста. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. Сочинение по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница». Множественное число имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных множественного числа. Изложение повествовательного текста. |
5 | Имя прилагательное | Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Правописание родовых окончаний имён прилагательных в именительном падеже. Склонение имён прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе. Сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». Свободный диктант описательного текста. Склонение имён прилагательных множественного числа. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных множественного числа. Подробное изложение повествовательно - описательного текста. Анализ текста типа сравнительного описания. Составление описательного текста по аналогии с образцом |
6 | Личные местоимения | Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. Склонение личных местоимений 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. Правильное употребление местоимений в речи. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом текста. Составление поздравительной открытки к празднику 8 Марта. |
7 | Глагол | Глагол как часть речи (повторение). Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределённой форме. Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Спряжение глаголов (общее понятие). Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». 1 и 2 спряжение глаголов. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени. Глаголы-исключения 1 спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Возвратные глаголы. Правописание –тся и –ться в глаголах (общее представление). Сочинение на тему «В цирке». Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Краткое изложение повествовательного текста. Подробное изложение повествовательного текста. |
8 | Повторение пройденного | Язык и речь. Текст. Типы текстов. Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Слово и его лексическое значение. Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь». Значимые части слова. Словообразование. Правописание гласных и согласных в корне слов. Подробное изложение повествовательного текста. Части речи. Морфологические признаки частей речи. Фонетико – графические упражнения. Звуко- буквенный и звуковой разбор слов. |
Тематическое планирование
4-й класс
№ | Название раздела | Темы | Кол-во часов |
1 | Повторение |
| 9 часов |
2 | Предложение |
| 6 часов |
3 | Слово в языке и речи |
| 17 часов |
4 | Имя существительное |
| 33 часа |
5 | Имя прилагательное |
| 24 часа |
6 | Личные местоимения |
| 7 часов |
7 | Глагол |
| 34 часов |
8 | Повторение пройденного |
| 11 часов |
Практическая часть программы
4 класс
4-й класс | |||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
Стартовая | 1 | ||||
Контрольный диктант по текущим темам | |||||
Контрольный словарный диктант | 1 | 1 | |||
Контрольное списывание | 1 | 1 | |||
Итоговый диктант с грамматическим заданием | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Промежуточная аттестация | 1 | ||||
Изложение, сочинение | 8 | 7 | |||
Итоговая комплексная работа | 1 | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК «Гармония» по русскому языку издательства «Ассоциация 21 век»
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
Учебники и тетради с печатной основой для учащихся (К)
1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник «К тайнам нашего языка» для 3, 4 класса. В 2 частях, 2012 г.
2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь – задачник к учебнику «К тайнам нашего языка» для 3, 4 класса. В 3 частях, 2016 г.
3. Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 3 классов. В 2 частях. 2011.
4. Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2011.
5. Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др. (П)
Демонстрационные материалы (Д)
- Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие темам.
Пособия для учителя
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 3класса. – 2011
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
– орфографический и пунктуационный тренинг;
– редактирование (взаиморедактирование);
– создание текста, его коллективное обсуждение;
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Интернет-ресурсы
1.Образовательные проекты портала «Внеурочка.ру» ( Литературное чтение: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). – Режим доступа: www.vneuroka.ru
2. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа: http://www.school2100.ru
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http:// school-collection.edu.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
5.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
6.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
7.Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www/km.ru/ed
Календарно-тематическое планирование
Русский язык 4 класс
№ | Дата | Тема урока | Деятельность обучающихся |
1. | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. Составление текста по рисунку с включением в него диалога. | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога | |
2. | Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. Структура и план текста. | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы | |
3.
| Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. | Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного | |
4. | Анализ изложений и работа над ошибками. Типы текстов. Различение стилей и жанров. Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи. | Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой | |
5. | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений и знак тире в диалоге. | Составлять из каждой группы слов предложение. | |
6. | Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением. Стартовая диагностическая работа. | Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме | |
7. | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Связи между словами в предложении. Моделирование предложений. Составление текста из деформированных предложений. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения | |
8. | Словосочетание. Словосочетание и предложение. Главное и зависимое слова в словосочетании. Выделение словосочетаний из предложений. | Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения | |
9. | Контрольный диктант по теме «Текст. Предложение» | ||
10. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами (общее понятие). | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами | |
11. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления. | Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами | |
12. | Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень». | Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану | |
13. | Анализ сочинения и работа над ошибками. Запятая между однородными членами предложения, соединенными союзами. Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов (и, а, но). | Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного | |
14. | Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. Проект «Похвальное слово знакам препинания» | Сравнивать простые и сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы | |
15. | Контрольный диктант по теме «Предложение». | ||
16. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Лексическое значение слова (повторение). Понимание слова как единства звучания и значения. Работа с толковым словарем русского языка. Уместность использования слов в речи. | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи | |
17. | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Однозначные и многозначные слова. Составление предложений и текста на тему «Листопад» | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове | |
18. | Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | |
19. | Анализ изложения и работа над ошибками. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Уместность использования слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями синонимов, антонимов, омонимов. | Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи | |
20. | Фразеологизмы. Уточнение представлений о фразеологизмах. Составление текста по фразеологизму и рисунку. Изобразительно-выразительные средства языка. Страничка для любознательных. | Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму | |
21. | Состав слова. Значимые части слова (повторение). Значение суффиксов и приставок. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Словарный диктант. | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | |
22. | Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. Определение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. | Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок | |
23. | Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника | |
24. | Анализ сочинения и работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове . Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы | |
25. | Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тест) | Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов | |
26. | Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами –ик, -ек, -ок, -онок. Правописание предлогов и приставок. | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы | |
27. | Правописание слов с разделительным твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. Работа с орфографическим словарем. Составление объявления. | Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. | |
28. | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | ||
29. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Морфологические признаки частей речи. Работа с графической наглядностью. | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи | |
30. | Изложение повествовательного деформированного текста. | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст | |
31. | Анализ изложений и работа над ошибками. Части речи: глагол, имя числительное. Правописание имен числительных. Произношение имен числительных в соответствии с литературной нормой. | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи | |
32. | Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. Значение и употребление в речи. Классификация наречия по значению и вопросам. | Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте | |
33. | Имя существительное как часть речи. Изменение по падежам имен существительных. Начальная форма имени существительного. | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам | |
34. | Признаки падежных форм имен существительных. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах | |
35. | Различение имен существительных, употребленных в именительном, родительном, винительном падежах. Соблюдение норм литературного произношения форм имен существительных. | Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим. Различать именительный и винительный падежи | |
36. | Сочинение по репродукции картины художника А. А,Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). | Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя) | |
37. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Различение имен существительных, употребленных а дательном, винительном, творительном падежах. | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения | |
38. | Различение имен существительных, употребленных в предложном падеже. Несклоняемые имена существительные. Нормы употребления в речи несклоняемых имен существительных | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения | |
39. | Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных. Признаки имен существительных 1-го склонения. Проверим себя и оценим свои достижения (тест). | Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения | |
40. | 2-е склонение имен существительных. Признаки имен существительных 2-го склонения. | Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Классифицировать имена существительные по склонениям | |
41. | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. Сопоставление ударных и безударных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже. | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения | |
42. | 3-е склонение имен существительных. Признаки имен существительных 3-го склонения. Составление текста-рассуждения на тему «Что такое совесть». | Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям | |
43. | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Сопоставление ударных и безударных окончаний имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже. | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения | |
44. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||
45. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о типах склонения имен существительных. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова | |
46. | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | ||
47. | Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имен существительных. Соблюдение норм употребления в литературной речи глаголов одеть и надеть. | Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного. Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах | |
48. | Падежные окончания имен существительных в родительном падеже. Варианты падежных окончаний. Составление предложений по данному началу. | Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. | |
49. | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в родительном падеже. Составление текста из деформированных частей, определение его темы и главной мысли. Контрольное списывание. | Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже | |
50. | Падежные окончания имен существительных в дательном падеже. Составление текста на тему «В гостях у хлебороба». | Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | |
51. | Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. Комплексная работа по итогам первого полугодия | Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного. Ставить имена существительные в форму дательного падежа. Доказывать, что окончание написано правильно | |
52. | Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. Оформление адреса на конверте. | Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного. Ставить имена существительные в форму дательного падежа. Доказывать, что окончание написано правильно | |
53. | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. | Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц | |
54. | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. Правописание имен существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже. | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | |
55. | Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» | Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» | |
56. | Анализ сочинений и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных в предложном падеже. Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже. | Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и | |
57. | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Работа с текстом: определение темы, главной мысли, подбор заголовка. | Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа | |
58. | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | |
59. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. | Составлять из пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падежах с предлогом | |
60. | Склонение имен существительных во множественном числе. Морфологический разбор имени существительного как части речи. Работа с рубрикой «Проверь себя». | Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе. Определять склонение имён существительных | |
61. | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (изложение) | |
62. | Анализ изложений и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных множественного числа в именительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имен существительных в именительном падеже. | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Определять границы предложений | |
63. | Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имен существительных в родительном падеже. Расширять представление о богатстве русского языка. | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | |
64. | Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. Составление предложений из деформированных слов с изменением форм имен существительных. | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | |
65. | Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Проект «Говорите правильно!». | Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже | |
66. | Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных. | ||
67. | Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу | |
68. | Анализ сочинений и работа над ошибками. Род и число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам (в единственном числе). Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов | |
69 | Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Алгоритм определения падежа имен прилагательных. | Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное» | |
70 | Общее представление о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного. Контрольное списывание. | Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». | |
71 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и родительный падежи. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах. | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице | |
72 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного | |
73 | Выборочное изложение описательного текста. | ||
74 | Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный, родительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного | |
75 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | |
76 | Общее представление о склонении имен прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. Алгоритм определения падежа имён прилагательных. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (поселка). Словарный диктант. | Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?» | |
77 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. Окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного | |
78 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Окончания имен прилагательных в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | |
79 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | ||
80 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». | Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль | |
81 | Правописание имен прилагательных во множественном числе. Представление об окончаниях имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Морфологический разбор имен прилагательных. | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. | |
82 | Подробное изложение описательного текста. | ||
83. | Анализ изложений и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями | |
84. | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. Нормы правильного согласования имен прилагательных и имен существительных в речи. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями | |
85. | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями. Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста и записывать его. Проверять написанное | |
86 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. | Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного | |
87 | Обобщение по разделу «Имя прилагательное». Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | |
88 | Контрольный диктант по теме «Склонение имён прилагательных» | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | |
89 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя». | Находить местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений | |
90 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи. | Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений | |
91 | Личные местоимения 1. 2, и 3-го лица. Повторение. Лицо, число, род местоимений (3-е лицо единственного числа). Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа. | Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений | |
92 | Сочинение – отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости» | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам | |
93 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Составление словосочетаний; диалога по рисункам. | Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений | |
94.(30) | Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах. | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. | |
95 | Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Морфологический разбор местоимения как части речи. Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта. | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. | |
96 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | |
97 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Глагол как часть речи (повторение). Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. | Различать глаголы среди других слов в тексте | |
98 | Грамматические признаки глаголов. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). | Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении) | |
99 | Изменение глаголов по временам. | Трансформировать текст, изменяя время глагола. Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе | |
100 | Неопределённая форма глагола. | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь) | |
101. | Неопределенная форма глагола. Неопределенная форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов). Глагольные приставки и суффиксы. Основа глагола неопределенной формы (первое представление). | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос | |
102. | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределенной форме. Роль глаголов в повествовательном тексте. Значимость фразеологизмов в тексте. Значимость фразеологизмов в тексте. | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос | |
103. | Письменное изложение повествовательного текста по цитатному плану. | Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста | |
104. | Анализ изложений и работа над ошибками. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. Составление текста из деформированных предложений. | Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.) | |
105. | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных. Проверочная работа по теме «Глагол» | Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.) | |
106. | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе. | Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени | |
107. | 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Проект «Пословицы и поговорки». | Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» | |
108. | 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. | Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» | |
109. | Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины | |
110. | Анализ сочинений и работа над ошибками. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | |
111. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | ||
112. | Контрольный диктант по теме «Глагол». | ||
113. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения в настоящем и будущем времени.. | ||
114. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Работа с памяткой «Как правильно написать безударное окончание глагола». | ||
115. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | ||
116. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). | ||
117. | Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | ||
118. | Промежуточная аттестация | ||
119. | Анализ изложения и работа над ошибками. Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Составление предложений из деформированных слов. | Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени | |
120. | Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола. Составление текста по личным наблюдениям. | Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени | |
121. | Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Итоговая комплексная работа за 2 полугодие. | Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени | |
122. | Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам (в единственном числе) и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов | |
123. | Правописание глаголов в прошедшем времени. Образование глаголов в прошедшем времени. Правописание суффиксов и родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Составление текста на спортивную тему. | Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы | |
124. | Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» | Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм | |
125. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола как части речи. Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. | Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола | |
126. | Повторение. Язык и речь. Текст. Составление текста типа сравнительного описания. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | |
127. | Повторение. Предложение и словосочетание. Контрольное списывание. | Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Разбирать предложение по членам. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации | |
128. | Повторение. Лексическое значение слова. | Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания | |
129. | Повторение. Состав слова. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах | |
130. | Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь». | Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы) | |
131. | Анализ сочинений и работа над ошибками. Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова. | Применить свои знания для выполнения заданий | |
132. | Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова. | Применить свои знания для выполнения заданий | |
133. | Повторение. Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол. | Применить свои знания для выполнения заданий | |
134. | Повторение. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. Письмо текста по памяти. | Применить свои знания для выполнения заданий | |
135. | Повторение. Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. | Применить свои знания для выполнения заданий | |
136. | Повторение. Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи». | Применить свои знания для выполнения заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...
Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...
Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...
Русский язык УМК «Школа России» Класс: 2 класс
Тема урока: Части речи...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...