Рабочая программа по русскому языку. 4 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Программа разработана с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 59.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по русскому языку
4 класс
УМК «Школа России»
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 №373) с изменениями, внесёнными приказом №1576 от 31 декабря 2015г., ООП НОО ОУ «Сосновская школа» (принята педагогическим советом протокол № 1 от 29.08.2015г.)
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
По окончании 2017 – 2018 учебного года обучающиеся 3 «б» класса прошли годовую промежуточную аттестацию по русскому языку и показали следующие результаты:
Успеваемость: _____
Качество выполнения: ________
Исходя из полученных результатов, изучение предмета в 4 классе будет проводиться на базовом уровне, с использованием программы авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М. В.Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1- 4 класс» (учебно – методический комплект «Школа России»).
Для текущего и промежуточного оценивания достижения планируемых результатов по русскому языку в 4 классе в процессе обучения будут использоваться следующие контрольно – измерительные материалы:
- Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1- 4классы. В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. М: Просвещение, 2014. – 159 с.
- Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Голубь В. Т., 2017 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения учебного предмета русский язык
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объеме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms - сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (136 ч)
Повторение (8 ч)
Язык и речь (1 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст (2 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (2 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог.
Обращение (1 ч). Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Главные и второстепенные члены предложения (1 ч). Основа предложения.
. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Словосочетание (1 ч)
Предложение (8 ч).
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (17 ч).
Лексическое значение слов (3 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Состав слова (5 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале.
Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками (2 ч.) Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи (6 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (34 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (25 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (30 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного в 4 классе (7ч)
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
4 класс УМК «Школа России» (4 часа в неделю, 136 часов в год)
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Повторение (8 ч) | ||||
Наша речь и наш язык (1 ч) | ||||
Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык | 1 | |||
Текст (2 ч) | ||||
Текст и его план. Р/р/ Обучающее изложение «Первая вахта». | 1 | |||
Анализ изложения. Типы текстов. | 1 | |||
Виды предложений по цели высказывания и по. | 1 | |||
Виды предложений по интонации. Обращение. | 1 | |||
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | 1 | |||
Входной контроль. Контрольный диктант по теме «Повторение». | 1 | |||
Анализ диктанта. Словосочетания. | 1 | |||
Предложение (8 ч.) | ||||
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления. | 1 | |||
Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами. | 1 | |||
Словарный диктант. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |||
Р/р Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» | 1 | |||
Анализ изложения. Проект «Похвальное слово знакам препинания» | 1 | |||
Простые и сложные предложения. Различение сложного предложения от простого. | 1 | |||
Различение сложного предложения от простого предложения с однородными членами. | 1 | |||
Проверочная работа по теме «Предложение» | 1 | |||
Слово в языке и речи (17 ч.) | ||||
Лексическое значение слова (3 ч) | ||||
Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. (Повторение) | 1 | |||
Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 | |||
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | 1 | |||
Состав слова (5 ч.) | ||||
Значимые части слова (2 ч) | ||||
Состав слова. Значимые части слова. | ||||
Состав слова. Значимые части слова. Проверочная работа по теме «Состав слова». | 1 | |||
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова (3 ч) | ||||
Правописание гласных и согласных в корне слова. | ||||
Контрольный диктант за I четверть. | 1 | |||
Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. | 1 | |||
Словарный диктант. Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. | 1 | |||
Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками (2 ч.) | ||||
Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками. | 1 | |||
Р/Р Обучающее изложение повествовательного деформированного текста. Стр. 66 | 1 | |||
Части речи (6 ч.) | ||||
Повторение и углубление представлений о частях речи (2 ч) | ||||
Анализ изложения. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи. | 1 | |||
Имя числительное. Глагол как часть речи. | 1 | |||
Наречие (общее представление) (4 ч) | ||||
Наречие как часть речи. | 1 | |||
Наречие как часть речи. Правописание наречий. | 1 | |||
Образование наречий. Проверочная работа по теме «Части речи» | 1 | |||
Р/р .Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» | 1 | |||
Имя существительное (34 ч.) | ||||
Изменение по падежам (4 ч.) | ||||
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Изменение по падежам имён существительных. | 1 | |||
Словарный диктант. Признаки падежных форм имён существительных. | 1 | |||
Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах. | 1 | |||
Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном, предложном падежах. Самостоятельная работа. | 1 | |||
Три склонения имен существительных (7 ч.) | ||||
Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных. | 1 | |||
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | 1 | |||
2-е склонение имен существительных. | 1 | |||
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. | 1 | |||
3-е склонение имен существительных | 1 | |||
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. | 1 | |||
Р/р. Подробное изложение описательного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | |||
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе (15ч.) | ||||
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе и способы их проверки. | 1 | |||
Словарный диктант. Именительный и винительный падежи. | 1 | |||
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | 1 | |||
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | 1 | |||
Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. Самостоятельная работа. | 1 | |||
Падежные окончания имён существительных в дательном падеже. | 1 | |||
Падежные окончания имён существительных в дательном падеже. | 1 | |||
Упражнения в правописании имён существительных в дательном и родительном падежах. | 1 | |||
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | 1 | |||
Словарный диктант. Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | 1 | |||
Падежные окончания имён существительных в предложном падеже. | 1 | |||
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. | 1 | |||
Сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница» | 1 | |||
Анализ сочинения. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | |||
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | 1 | |||
Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе (6 ч.) | ||||
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 | |||
Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже. | 1 | |||
Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. | 1 | |||
Словарный диктант. Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. | 1 | |||
Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. | 1 | |||
Р/Р Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (стр. 141) | 1 | |||
Обобщение знаний об имени существительном (2 ч.) | ||||
Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». | 1 | |||
Контрольный диктант «Лес» по теме «Имя существительное» | 1 | |||
Имя прилагательное (25 ч.) | ||||
Повторение и углубление знаний об имени прилагательном (3 ч) | ||||
Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. | 1 | |||
Род и число имён прилагательных. | 1 | |||
Р/Р Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». | 1 | |||
Изменение по падежам имен прилагательных (2 ч) | ||||
Анализ сочинения. Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. | 1 | |||
Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». | 1 | |||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (8 ч.) | ||||
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | |||
Словарный диктант. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж. | 1 | |||
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж. | 1 | |||
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | 1 | |||
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный, винительный, родительный падежи. | 1 | |||
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный и винительный падежи | 1 | |||
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. | 1 | |||
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |||
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе (5 ч.) | ||||
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. | 1 | |||
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. | 1 | |||
Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. | 1 | |||
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. | 1 | |||
Изложение описательного сравнительного текста | 1 | |||
Склонение имён прилагательных во множественном числе (5 ч.) | ||||
Словарный диктант. Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 | |||
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. | 1 | |||
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. | 1 | |||
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. | 1 | |||
Р/р. Подробное изложение повествовательно -описательного текста. (стр. 46) | 1 | |||
Обобщение знаний об имени прилагательном (2 ч) | ||||
Обобщение по разделу «Имя прилагательное». | 1 | |||
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||
Местоимение (7 ч) | ||||
Личные местоимения (2 ч) | ||||
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи. | 1 | |||
Личные местоимения 1, 2 и 3 –го лицо. | 1 | |||
Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений (5 ч) | ||||
Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. | 1 | |||
Словарный диктант. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. | 1 | |||
Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений. | 1 | |||
Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Проверочная работа по теме «Местоимение». | 1 | |||
Р/р. Подробное изложение повествовательного текста. (стр. 65) | 1 | |||
Глагол (30 ч) | ||||
Повторение и углубление знаний о глаголе (2 ч) | ||||
Анализ изложения. Значение глаголов в языке. | 1 | |||
Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). | 1 | |||
Неопределённая форма глагола (4 ч) | ||||
Неопределённая форма глагола. | 1 | |||
Неопределённая форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов). Глагольные приставки и суффиксы. | 1 | |||
Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам. Самостоятельная работа. | 1 | |||
Р/Р Письменное изложение по самостоятельно составленному плану. (стр. 79) | 1 | |||
Спряжение глаголов (5 ч) | ||||
Анализ изложения. Спряжение глаголов. | 1 | |||
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. | 1 | |||
Словарный диктант. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. | 1 | |||
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 | |||
Р/Р Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | 1 | |||
I и II спряжение глаголов (2 ч) | ||||
I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | |||
I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения. | 1 | |||
Правописание глаголов (10 ч) | ||||
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени (6 ч) | ||||
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени. | 1 | |||
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | |||
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | |||
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | |||
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | |||
Проверочная работа по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями». | 1 | |||
Правописание возвратных глаголов (4 ч) | ||||
Возвратные глаголы (общее представление). | 1 | |||
Правописание –тся и -ться в возвратных глаголах. | 1 | |||
Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | |||
Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Р/Р Сочинение по сюжетным рисункам. | 1 | |||
Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч) | ||||
Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | |||
Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | |||
Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | |||
Обобщение по теме «Глагол» (4 ч) | ||||
Обобщение по теме «Глагол». Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. | 1 | |||
Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. | 1 | |||
Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |||
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Р/Р Подробное (или сжатое) изложение повествовательного текста. (стр. 119) | 1 | |||
Повторение (7 ч) | ||||
Словарный диктант. Повторение. Язык и речь. Текст. | 1 | |||
Повторение. Предложение и словосочетание. | 1 | |||
Повторение. Лексическое значение слова. | 1 | |||
Повторение. Состав слова. Правописание орфограмм в значимых частях слова. | 1 | |||
Повторение. Части речи. | 1 | |||
Повторение. Части речи. | 1 | |||
Обобщение и повторение знаний по курсу «Русский язык» | 1 |
Приложение
Контрольно-измерительный материал
для проведения годовой промежуточной аттестации
по русскому языку за 4 класс
Диктант
Планируемый результат: оформлять предложения в письменной речи; различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии); использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова; различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме; ставить запятую между однородными членами в изученных случаях; верно употреблять прописную букву; применять правила переноса слов; писать под диктовку текст (70-75 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Весенний звон
Пробудилась земля от зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зеленого тумана по широкому лугу. Стоят теплые и тихие вечера. Я прислушался к вечерней тишине. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Вот скатилась капля сладкого сока с березовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда.
Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы. (70 слов)
Слова для справок: заблестела, поверхность, прислушался, возвратились.
Нормы оценок за диктант
Отметка «5» - без ошибок.
Отметка «4» - допущены 1 - 2 орфографические ошибки.
Отметка «3» - допущено от 3 до 5 орфографических ошибки.
Отметка «2» - допущено более 5 орфографических ошибок.
Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые 3 из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная.
Исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы.
Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.
Грамматическое задание
Базовый уровень (часть 1)
Раздел «Слово в языке и речи»
Планируемый результат: производить разбор слова по составу
Задание 1 – 1 балл
1 Вариант Разбери слово по составу: вечерней.
2 Вариант Разбери слово по составу: зеркальной.
Задание 2 - 1 балл
Планируемый результат: подбирать однокоренные слова
1 Вариант Подбери к слову зеленого однокоренное слово.
2 Вариант Подбери к слову березовой однокоренное слово.
Раздел «Предложение»
Планируемый результат: производить элементарный синтаксический разбор предложения
Задание 3А - 1 балл
1 Вариант Выпиши первое предложение первого абзаца и подчеркни грамматическую основу.
2 Вариант Выпиши первое предложение второго абзаца и подчеркни грамматическую основу.
Раздел «Морфология»
Планируемый результат: распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз)
Задание 3Б - 1 балл
1 Вариант Над каждым словом укажи, какой частью речи оно является.
2 Вариант Над каждым словом укажи, какой частью речи оно является.
Раздел «Морфология»
Задание 3В - 1 балл
Планируемый результат: определять род, число, падеж имен прилагательных
1 Вариант Выпиши из предложения одно имя прилагательное и укажи род, число и падеж.
2 Вариант Выпиши из предложения одно имя прилагательное и укажи род, число и падеж.
Раздел «Фонетика»
Задание 3Г - 1 балл
Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка: согласные – твердые и мягкие, различать парные согласные по твердости – мягкости.
1 Вариант Из предложения выпиши слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.
2 Вариант Из предложения выпиши слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.
Повышенный уровень (часть 2)
Раздел «Предложение»
Задание 4 - 1 балл
Планируемый результат: различать типы текстов (повествование, описание, рассуждение)
Определи тип текста:
А) повествовательный
Б) текст – рассуждение
В) текст – описание
Задание 5
2 балла – Основная мысль определена верно. В ответе нет орфографических и пунктуационных ошибок.
1 балл - Основная мысль определена верно. В ответе содержится не более 2 ошибок (орфографических или пунктуационных).
0 баллов - Основная мысль определена неверно.
Планируемый результат: определять основную мысль текста
Определи и запиши основную мысль текста.
Раздел «Морфология»
Задание 6
2 балла - Верно указаны все морфологические признаки.
1 балл – При указании морфологических признаков допущены 1-3 ошибки.
0 баллов - При указании морфологических признаков допущены более 3 ошибок.
Планируемый результат: производить морфологический разбор доступных слов.
1 Вариант Выполни морфологический разбор слова: (из) края.
2 Вариант Выполни морфологический разбор слова: (от) сна.
Соотношение отметки с качественными уровнями успешности
Часть 1: базовый уровень- 100% («ученик научится»)
Часть 2: повышенный уровень («ученик получит возможность научиться»)
Уровни успешности | % выполнения | Количество баллов | Отметка |
Часть 1 (задания 1 - 3) | |||
Не достигнут базовый уровень | 0 - 49 % | 0 – 2 | «2» |
Необходимый (базовый уровень) | 50 % | 3 | «3» |
67 % - 83% | 4 – 5 | «4» | |
Программный уровень (базовый, повышенный) | 100 % части 1 | 6 | «5» |
83 % части 1 + 50 % части 2 | 7 | «5» | |
Часть 2 (задания 4 - 6) | |||
Повышенный уровень | 100 % | 5 (5 баллов за 3 задания) | Дополнительная отметка «5» |
Инструкция по выполнению итоговой работы по русскому языку
На выполнение итоговой работы по русскому языку даётся 40 минут.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Для успешного написания диктанта, внимательно слушай текст, уясни его содержание, определи орфограммы, которые там встречаются, объясни их правописание.
Прочитай написанное, убедись в том, что все слова написаны в соответствии с изученными правилами письма. Если ты хочешь исправить ошибку в слове, то зачеркни неправильно написанную букву простым карандашом и надпиши сверху новую.
Часть 1 (базовый уровень) и часть 2 (повышенный уровень) грамматического задания к диктанту включают в себя по 3 задания.
Ответы на задания запиши в работе в отведённых для этого полях. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши сверху новый.
Советуем выполнять задания части 1 и части 2 в том порядке, в котором они даны. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку "Школа России"
данная авторская программаразработана на основе программы по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ ...
Рабочая программа по русскому языку "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл
Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс
Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса
Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...