Правописание гласных в ударных и безударных слогах
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект первого урока по теме: "Правописание гласных в ударных и безударных слогах" для 1 класса по программе "Школа России". Цель урока сформировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
Цель: сформировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова, оценивать свою работу.
Ход урока.
- Организационный момент.
Ребята, посмотрите в окно. На улице ярко светит солнышко. Оно согревает своими лучами всех на свете: птиц, зверей, растения. А вас? Сожмите ладошки, представьте, что у каждого из вас спряталось маленькое солнышко. Вы чувствуете тепло? А теперь повернитесь друг к другу лицом и прикоснитесь ладошками. Подарите тепло своему товарищу. Какое у вас стало настроение? И пусть тепло вашей души поможет каждому из вас преодолеть трудности на уроке. Я уверена, что вы обязательно справитесь со всеми заданиями, если вы будете работать дружно и сообща.
- Словарная работа.
Запишите число, классная работа.
Сейчас мы будем с вами писать словарные слова с красной строки. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть гласную.
Пальто, весело, хорошо, ученик, ученица, учитель, деревня.
- Актуализация знаний.
(на доске 2 столбика слов)
Оса – осы
Скала – скалы
Стрела – стрелы
Что можно сказать о выделенных буквах в словах первого столбика? (Обозначают безударные гласные звуки)
Что можно сказать о выделенных буквах в словах второго столбика? ( Обозначают ударные гласные звуки)
Сравните написание этих букв. Одинаковыми ли буквами обозначены ударные и безударные гласные звуки в каждой паре слов?
Как вы думаете, слова, какого столбика будут проверочными, а какого проверяемыми? Какие слова называют проверочными? Какие слова называют проверчемыми?
(На доске записаны слова)
Змея, волна, грибы, трава, мосты, поля.
Прочитайте слова. Выберите среди них те, написание которых нужно проверять.
( На доке записаны предложения)
Живёт в л.су л.са. Летит за мёдом пч.ла. С.стра несёт в.дро в.ды.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
Как проверить безударный гласный? ( Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным). В лесу – лес, лиса – лисы, пчела – пчёлы, сестра – сёстры, ведро – вёдра, вода – воды.
Сегодня у нас гость. Вы узнали его? ( Незнайка)
Прочитайте предложение. Лиса гуляла в ( лису) и заметила там ( лису).
Как вы думаете, о чём задумался Незнайка?
Что ему надо знать о безударных гласных звуках, чтобы верно обозначать их буквами?
Памятка
1.Найди « опасное место» в слове.
2.Поставь ударение.
3.Измени слово, чтобы безударная гласная стала ударной.
На доске запись звуковой схемы: (лиса), т.е.то как мы слышим. Две картинки – с изображением лисы и леса.
Составь буквенную запись слов. ( Леса, лиса). Объясните.
Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Продолжаем изучать тему правописание гласных в ударных и безударных слогах).
- Физкультминутка.
- Работа по учебнику.
Упр. 13 с. 69.
Прочитайте группы слов. Объясните их значение. Что вы заметили? ( У каждой группы есть общая часть).
Найдите в каждой группе проверочные и проверяемые слова. Прочитайте последнее задание, выполните его самостоятельно.
Упр. 14 с.69.
Прочитайте загадку.
Найдите слова с выделенными буквами. Что вы можете о них сказать? Почему их нужно проверять?
Как проверить безударный гласный? Подберите к проверяемым словам проверочные. Запишите в тетради.
Назовите отгадку к загадке из предыдущего упражнения. ( Заяц). Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите количество слогов.Поставьте ударение.
Послушайте четверостишие:
Едет зайка на трамвае.
Едет зайка, рассуждает:
Если я купил билет, Кто я – заяц или нет?
Вспомните, когда так говорят, и объясните значение выражений.
Убить двух зайцев. ( Одновременно выполнять два дела)
Заячья душа. ( О трусливом, робком человеке)
В каком ещё значении употребляется слово заяц? ( Пассажир, не имеющий билета)
Упр. 15 с. 70 ( 1 часть)
Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
Что такое проверочное слово? Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную? ( Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: сова – совы.
Дети делают вывод: безударный гласный звук « а» можно обозначить на письме буквами « о» или « а».
Какое сейчас время года? Назовите признаки весны.
Незнайка вместе с детьми написал предложение, но допустил ошибки. Давайте поможем Незнайке исправить ошибки.
Грач на гаре – висна на дваре. (Предложение заранее составлено на доске). Исправление ошибок.
- Рефлексия.
Чем занимались на уроке?
Какие слова называются проверочными?
Какие слова называют проверяемыми?
Вам понравился урок?
Всем большое спасибо. Урок окончен.