Минутка чистописания.
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Именно на ранних этапах становления личности происходит интеллектуальное развитие. Из урока в урок мы с учениками пишем, повторяем написание букв, элементов, соединений. С целью повышения интереса учащихся к работе по чистописанию и активизации всего учебного процесса необходимо создавать игровые ситуации. Вопрос ставится не просто о занимательности, а о том, чтобы она сочеталась с серьезным, напряженным трудом, то есть, чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала активизации умственной работы, делала ее более привлекательной. Каллиграфическое письмо – навык ,вырабатываемый в начальных классах. Для закрепления этого навыка учителя проводят «минутки чистописания», во время которых происходит отработка написания букв, элементов, соединений букв. Увы, но в методических пособиях внимание этому почти не уделяется, а структура урока требует этого этапа. Механическое написание элементов и букв или их сочетаний неприемлемо. Эта работа должна проводиться творчески, должна стать частью процесса интеллектуального развития учеников.В презентации рассмотрены некоторые варианты заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minutka_chistopisaniya.ppt | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном этапе выделяются две части: 1)Определение и формирование учащимися темы минутки чисто- писания; 2)Составление детьми плана предстоящих действий по написанию буквы и её элементов. В первой части подготовительного этапа решаю следующие задачи: ● самостоятельное выявление школьниками буквы, предназначенной для письма на данном уроке; ● формулирование учащимися темы минутки чистописания. В процессе проведения минутки чистописания наблюдается интеллектуальное развитие учащихся, формируются лингвистические знания и умения. Исходя из этого упражнения группируются. Можно выделить шесть групп.
Первая группа Упражнения, направленные на развитие речи и внимания. «Внимательно рассмотрите данное изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается здесь чаще, чем другие. Какая это буква и сколько раз она изображена?» «Сегодня мы будем писать букву р . Она изображена чаще других – шесть раз». Вторая группа Упражнения, направленные на развитие аналитико-синтетического мышления и речевых способностей. «Внимательно посмотрите на данный ряд букв: т, п, к, е, н. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В этом ряду она лишняя. Объясните, почему?» «Сегодня мы будем писать букву е . В данном ряду эта буква лишняя, потому что она гласная, а остальные – согласные». р я у х р в о н р м д р г р а р п р
Третья группа Упражнения, направленные на развитие абстрактного мышления и устной речи. «Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите, расшифровав данную запись: 3 1 д в ? «Буква д в алфавите пятая, буква в – третья. Первая буква – а . Значит, сегодня мы будем писать букву а ». Четвёртая группа Упражнения, направленные на развитие речи, умения сравнивать, сопоставлять и находить общее в явлениях, абстрагировать. «Прочитайте написанные слова. Сравните их. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания и объясните, почему». «В каждом слове есть буква б. Значит, будем писать букву б ». б о р т з у б р о б о з б о р щ
Пятая группа Упражнения, ориентированные на развитие языкового чутья, речи, сообразительности. «С помощью этой буквы образуются все слова данной схемы. Какая это буква? Какие слова с её помощью можно образовать?» т К д м к л н « Сегодня мы будем писать букву о . С её помощью образуются все слова на схеме: кот, ком, кол, кон, кок, код». Шестая группа Упражнения, направленные на развитие речи, интуиции, сообразительности. «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, ориентируясь на данный ряд: П, В, С, Ч, П, С, … Ответ обоснуйте». «В этом ряду написаны первые буквы названий дней недели: п – понедельник, В – вторник и т.д. После субботы идет воскресенье. Слово воскресенье начинается на букву в . Значит, будем писать букву в ». Можно зашифровывать разные названия и слова.
В последующие годы обучения продолжается развитие важнейших интеллектуальных качеств личности, но на более высоком уровне трудности. В первую очередь следует выделить девять групп упражнений , стимулирующих развитие речи, аналитико – синтетического, логического мышления. Данная цель достигается с помощью разных подходов, в основе лежат различные лингвистические задания. В процессе выполнения этих заданий у школьников происходит активное накопление лингвистических знаний, умений, навыков.
Первая группа упражнений – составление характеристики искомой Буквы и звуков, которые она обозначает. «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания; она есть в каждом из данных слов и может разделить их на две равные группы. Какая это буква? На какие две группы она может разделить данные слова?» енот, сетка, ежиха, пенал «Сегодня мы будем писать букву е . Она есть в каждом из данных слов. Но в словах сетка, пенал она обозначает звук [ э ] . Это 1 группа. В словах енот, ежиха – два звука [ й ] , [ э ] . Это 2 группа. Вторая группа упражнений – осуществление неполного фоне- тического разбора. «Прочитайте написанные слова: бумага, гиря, ряд Определите букву, которую будем писать. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» «Сегодня мы будем писать букву г. Она находится в слове гиря и обозначает в нем парный звонкий мягкий согласный звук».
Третья группа упражнений – осуществление разбора слов по составу. «Определите букву, которую мы напи- шем на минутке чистописания. Она имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква?» закваска, подголосок, мясистый «Сегодня мы будем писать букву с . Она имеется в корне квас слова закваска ; в корне голос слова подголосок ; в корне мяс – слова мясистый ». Постепенно увеличивается количество слов и усложняется их состав. Четвертая группа упражнений – осуществление неполного морфо- логического разбора. «Прочитайте слова: детский, тростник, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный. Определите, какую букву будем писать. Она обозначает одинаковую орфограмму во всех существительных данного ряда. Какая это буква?» «Сегодня мы будем писать букву т. Во всех существительных: тростник, лестница, вестник, местность она является непроизносимой согласной ». Постепенно увеличивается количество слов и разнообразие частей речи.
Пятая группа упражнений – Осуществление неполного фонетического разбора и разбора слова по составу. «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она нахо- дится в корне одного из данных слов и обозначает в нем парный глухой мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? резинка, закрыл, кит «Мы будем писать букву к . Она находится в слове кит . Звук [ к ] – парный глухой мягкий согласный. Шестая группа упражнений – осуществление неполного фонетического разбора, анализа слова по составу, морфологического разбора в нетрадици- онной форме. лампа, лесной, отлетел «Буква, которую мы будем писать, нахо- дится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? «Это буква л . Она находится в глаголе отлетел . Звук [ л ] – непарный звонкий мягкий согласный звук.
2) Усложненное упражнение. стар…сть, п…шёл, н…винки, заварной «Сегодня мы будем писать две буквы. Первая находится в приставке глагола, в корне существительного во мн. числе, в суффиксе существительного в ед.числе, в окончании имени прилагательного. Вторая обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук, который находится в корне слова, в котором имеются все составные части. Какие это буквы? «Первая буква о. Она находится в приставке глагола пошёл, в корне существительного новинки, в суффиксе существительного старость, в окончании прилагательного заварной. Вторая буква в, находится в корне слова заварной. Звук [ в ] -парный звонкий твердый согласный звук. Седьмая группа упражнений – на повышение орфографической зоркости. праз…ник, ст…лица, сер…це, ур…жай. ч…нил, с…бака, н…зина, звёз…ный, л…цо «Назовите буквы, которые будем писать. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы. Какие это буквы? По какому признаку вы разделили слова на группы? «Сегодня мы будем писать три буквы: д, о, и. Буква д является непроизносимой согласной в словах праз д ник, сер д це, звёз д ный. Буква о представляет собой непроверяемую безударную гласную в словах ст о лица, ур о жай, с о бака. Буква и является безударной гласной в словах ч и нил, н и зина, л и цо. Слова разделены на 3 равные группы по орфограммам.
Восьмая группа упражнений – подбор синонимов. «Внимательно посмотрите на данную запись: доктор – вра ч Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания». рёв - …, зов - …, ураган - … . пла ч кли ч смер ч «К словам надо подобрать слова, близкие по значению, оканчивающиеся на букву ч . Во всех словах имеется согласная ч . Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву ч ». Девятая группа упражнений – подбор антонимов. «Внимательно посмотрите на данную запись: большой – маленький Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания». сухой - …, старый - …, твёрдый - …, глубокий - …, война - …, гладить -… . мокрый, молодой, мягкий, мелкий, мир, мять «К данным словам нужно подобрать слова, противоположные по смыслу. Они все начи- наются на букву м . Значит, мы сегодня будем писать букву м ».
1) /L/L/L … (закономерность: чередование элементов) 2) а / а // а /// … (закономерность: строчная буква а чередуется с наклонными линиями) 3) б о бб о ббб о… (закономерность: строчные буквы б, количество которых при каждом повторе увеличивается на одну, чередуются с овалом) 4) вввв / ввв / вв / ( закономерность: строчные буквы в, кол-во которых при повторе уменьшается на одну, чередуются с наклонной) 5) ууууу U уууу UU ууу UUU ( закономерность: кол-во строчных букв у уменьшается, а кол-во элементов увеличивается) 6) ра рб рв… (закономерность: строчная буква р чередуется с идущими по порядку буквами алфавита) 7) ма мя мб мю… (закономерность: строчная буква м чередуется с идущими в прямом и обратном порядке буквами алфавита ) 8) обл лбо обл лбо … (закономерность: строчная буква б пишется с буквами о и л, которые меняются местами) 9) оё ооёё оооёёё … (закономерность: цепочка состоит из букв О и ё; при каждом повторе их количество увеличивается на одну)
1) От урока к уроку степень трудности в каждой группе упражнений постепенно возрастает; 2) Содержание упражнений так или иначе связывается с изучаемыми темами русского языка, что позволяет повысить эффективность их усвоения; 3) Каждое задание предусматривает активную речемыслительную деятельность школьников, в процессе которой ими создаётся рассказ –рассуждение, рассказ – умозаключение, дающие представление о предпринятых учеником действиях по нахождению буквы, предназначенной для письма. Учитель обращает внимание детей на правильность построения предложений и логику изложения мыслей. Общие требования ко всем группам упражнений:
Вторая часть подготовительного этапа 1) От урока к уроку степень трудности в каждой группе упражнений постепенно возрастает; 2) Дети не воспроизводят готовый образец написания буквы и её элементов. Они предварительно, в процессе речемыслительной деятельности, осваивают порядок записи букв, предложенный учителем, определяя и формулируя вслух её закономерность; 3) Закономерность записи на каждом уроке меняется, обеспечивая постепенно нарастающий уровень трудности, который создаётся двумя путями. Первый путь: постепенное усложнение учителем конструкций букв в предлагаемой им цепочке. Здесь возможны разные варианты:
Второй путь усложнения – привлечение учащихся к составлению цепочки букв. 1)«Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждом звене гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами» аот оат аот оат … 2) «Определите порядок следования букв и напишите его, поочередно увеличивая кол-во букв на одну» аабу аббу абуу … 3) Самостоятельное выявление зако- номерностей, письмо с изменением заданного порядка на самостояте- но придуманный с озвучиванием. 4) Вариант полной самостоятельности предусматривает составление учащимися закономерности чередования букв и её озвучивание. На всех этапах минутки чистописания от учащихся требуется развернутый, доказательный ответ, что интенсифицирует речемыслительный процесс и дает возмож- ность осуществлять творческую работу. Роль учащихся в организации и проведении Минутки чистописания заметно возрастает. С помощью рассмотренных приемов работы их деятельность по определению темы минутки чистописания, её содержания становится все более самостоятельной, развивающей, осознанной, активной и поэтому интересной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минутки чистописания
В материале приведены "минутки чистописания": соединения букв, загадки, пословицы, поговорки, ребусы на определённые буквы. Буквы от А до З....
Пословицы, поговорки и словарные слова на минутках чистописания.
Целью занятий чистописанием является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма. Предлагаю материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков у...
минутки чистописания
Данный материал используется по технологии Г.А. Бакулиной....
Скороговорки и минутки чистописания на уроках русского языка.
В этой работе представлены скороговорки, которые можно проговаривать с одновременным движением рук....
"Минутки чистописания на уроках русского языка "
Содержит пословицы, поговорки и задания по чистописанию...
Минутка чистописания
Минутка чистописания...
Минутки чистописания в 4 классе
Задания по чистописанию включают упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертанием букв, соединений, слов, то есть графическим навыком и навыком каллиграфического письма.Подоб...