ПОГОВОРИМ О ЗНАЧЕНИИ СЛОВ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе. Значение слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_znachenie_slov.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Поговорим о значении слов. Однозначные и многозначные слова».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: создание условий для совершенствования умения различать однозначные и многозначные слова через развитие исследовательских компетенций.
Ход урока.
I.Орг. момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Девизом нашего урока станет следующее четверостишие. ( читают 2 уч-ся)
- В стране родного языка
Не всё известно нам пока.
Но мы исследовать начнём
И сами до всего дойдём.
- А что означает слово исследование?
-Поиск новых знаний, процесс изучения чего-либо, научный процесс
- А как называют человека, занимающегося исследовательской деятельностью?
- Исследователь.
Исследование, исследователь. Что вы можете сказать об этих словах? ( родственные)
- И так, сегодня вы будете не просто учениками, а исследователями. Вам предстоит провести лингвистические исследования, объектами которых будут слова. Подготовьте свои тетради для предстоящей работы, запишите сегодняшнее число.
II. Словарно-орфографическая работа.
-Посмотрите на доску. Внимательно прочитайте предложение.
На тр…ве играют з…л…тые лучи весен…его со…нца ле..кий ветерок ш…лестит в з…лени д…рев..ев.
-Кто готов объяснить выбор букв? Постановку знаков препинания?( 1 уч-ся у доски)
- Запишем предложение в тетрадь каллиграфически.
-Оцените + или – с точки зрения аккуратности и красоты свою запись.
III.Актуализация опорных знаний учащихся.
- Теперь давайте подготовим себя к новым открытиям.
( Предлагаю упражнение-игру. На столе коробка, на которой написано : «Все свежее!»)
- Ребята, предположите, что может быть свежим? ( хлеб, газета, фрукты, полотенце)
-Сформулируем значения слова свежий.( свежий хлеб- только что испеченный, свежая газета –только напечатанная и др.)
-А что сюда не положили, но может быть свежим? Найдите слово в предложении, которое записали.( ветер, воздух)
-Что можем сказать о слове свежий?
-Что мы будем исследовать на уроке? Какова тема урока? ( Многозначные слова) А какие слова называются многозначными?
Цель урока? ( наблюдать за многозначными словами, уметь различать однозначные и многозначные слова, определять их лексическое значение по контексту, пользоваться словарем)
- А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?
- Конечно, толковый словарь является незаменимым помощником при изучении родного языка и пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений.
Физкультминутка
Встать, потянуться, распрямиться.
Присесть, подняться, наклониться.
Распрямиться, повернуться, улыбнуться!
-Слова какой части речи помогли выполнить физкультминутку? (глаголы)
- «Чемпионами» по многозначности можно назвать глаголы. У глагола идти, например, словарь отмечает более 25 и даже 40 значений, у глагола ставить – 19!
IV. Открытие нового знания.
1) Наблюдения за словами и их лексическими значениями.
- А теперь мы приступим к лингвистическим исследованиям, объектами которых будут слова и их лексические значения.
Выход на проблемную ситуацию.
Как определить, сколько у слова значений? Слово ЛУК.
Выдвинем гипотезу( несколько значений)
- Работа по группам. 1 группа 5 человек работают самостоятельно по предложенному плану. Задание 1 группе.
- Исследовать слово ЛУК.
- Выяснить значение слова.
- Определить, сколько значений оно имеет.
План действий.
- Изобразите то, что это слово означает, чтобы мы без словаря смогли понять его лексическое значение.
- Узнать точное значение слова в толковом словаре
- Определить, сколько значений оно имеет.
2 группа работает под руководством учителя.
- Пока наши художники рисуют, мы с вами понаблюдаем за другим словом. Это слово ЗЕБРА.
- Я вчера двум ученикам задала индивидуальное домашнее задание – найти материал о зебре и записать в тетрадь несколько предложений, используя это слово. Давайте проверим, как ребята выполнили задание. Прочитайте нам свои предложения.
( на доске записываю слово ЗЕБРА)
1-й ученик читает предложения о зебре-животном. (Зебры обитают в Восточной Африке. Питаются зебры травой, иногда листьями и корой. Весит зебра около трёхсот пятидесяти килограммов.)
2-й ученик читает предложения о пешеходной зебре. (Зебра – это вид дорожной разметки, которая обозначает пешеходный переход. В нашей стране пешеходная зебра появилась в 1953 году.)
- Как вы думаете, ребята, почему получились сообщения о разных зебрах?(слайд)
(у слова зебра 2 лексических значения, а я их не уточняла для каждого из учеников)
- Проведём ещё один эксперимент. Ребята, поднимите вверх ваши ручки.
- Почему же кто-то поднял вверх руки, кто-то поднял вверх шариковую ручку, а некоторые растерялись и подняли и то и другое?
- А какое ещё лексическое значение есть у слова РУЧКА?
- Запишите в тетрадях словосочетания со словом РУЧКА так, чтобы было понятно значение этого слова.
( на доске записываю слово РУЧКА)
- Давайте проверим, что вы записали. (шариковая ручка, дверная ручка, детская ручка)
Проверка 1 группы.
2 )Подведение учащихся к формулированию выводов.
- Мы провели наблюдения за словами ЛУК, ЗЕБРА, РУЧКА. Чем удивили нас эти слова? Что у них общего?
Итак, у этих слов несколько лексических значений. А как вы думаете, все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений?
Слайд (картинки, иллюстрирующие однозначные слова)
- В русском языке есть и такие слова, которые имеют только одно лексическое значение. На слайде вы видите картинки, иллюстрирующие такие слова. Назовите их. Приведите теперь свои примеры слов, имеющих только одно лексическое значение.
(записываю в другой столбик однозначные слова)
На доске примерная запись:
Слова
Лук Морковь
Зебра Пальто
Ручка Карандаш
много значений одно значение
- А теперь, мои юные исследователи, давайте сделаем вывод о том, на какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений.( однозначные и многозначные)
3). Формулирование учащимися выводов.
4). Подтверждение полученных выводов.
- Вы рассуждали и сделали вывод. Слайд (вывод)
Давайте проверим его правильность.
- Откройте учебники на странице 96 и найдите правило в рамочке. Давайте его прочитаем и сравним с вашими ответами.
5). Толковый словарь.
- Как же нам удаётся понять, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово?(контекст)
- Где можно найти все значения многозначных слов?
(толковый словарь)
6).Физкультминутка для глаз.
V.. Закрепление изученного.
1. Распределение слов по группам – работа в парах.
Я читаю слова, вы распределяете их.
- Теперь вам предстоит применить свои новые знания при выполнении следующего задания.
- Распределите слова на две группы: однозначные и многозначные. Те, кто сидит на 1-ом варианте, выпишут в тетради однозначные слова, а те, кто сидит на 2-ом варианте, будут выписывать многозначные слова. По окончанию работы обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга. Оцените работу своего товарища.
Кисть, арбуз, мышь, осень, тетрадь, пальто, золотой, лисички, компьютер, труба.
Слайд (ответы к заданию)
- Работа по учебнику.
Упр. 559 с.96-97
Делаем вывод.
- Игра «Хитрые вопросы».( коллективно)
- Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
- Какую ноту кладут в суп?
- Из какого крана нельзя брать воду?
- Из каких ноготков нельзя собрать букет?
- Какой лук в салат не порежешь?
- Карточка ( индивидуально 3 человека)
Спишите, заменяя имена прилагательные синонимами.
Верный друг-…, верный ответ-..,крепкая веревка -….крепкий организм - …,свежий ветер - …,свежая газета - …,старая книга - …, старый человек - ….быстрая машина-…,быстрая белочка -…
- ТПО с.15 упр.560.
Найдем слова, которые употреблены неправильно.( 2 уч-ся сам.)
VI. Подведение итогов.
- Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку
Сегодняшнее исследование слов заканчивается. Что нового вы узнали? Какая цель урока? Достигли цели?
Какие бывают слова по значению?Как определить лексическое значение слова? Где можно посмотреть? Слайд)
VI.. Рефлексия.(слайд)
А – Я понял все, могу помочь другому
Б – Я понял, мне понятно
В – Понял, но нужна помощь
_ Интересно ли было на уроке?
VIII. Домашнее задание.(слайд)
- Придумать и записать в тетрадь несколько предложений со словом ИДЁТ, употребляя его в разных значениях.( по уровню сложности) (А)
- Записать
- Учебник с.97 упр.561.( В)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Поговорим о наркомании"
Материалы помогут учителю обратить внимание родителей на возможные причины употребления наркотических средств младшими школьниками. ...
Буклет "Поговорим о наркомании"
Буклет приготовлен как памятка для родителей....
Презентация по окружающему миру "Поговорим о болезнях"
На уроке говорим о болезнях и их профилактике....
Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»
Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...
Разработка классного часа "Поговорим о дружбе"
Цели:побуждать детей к осмыслению общечеловеческих ценностей (понятие «дружба»), к выработке личного отношения к ним, к освоению собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;формировать ...
Поговорим о дружбе
Классный час на тему Дружба...
Классный час "Поговорим о вежливости и доброте".
Говорим о нормах поведения в различных жизненных ситуациях....