Кружок "Умники и Умницы" 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Кружок "Умники и Умницы" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_umniki_i_umnitsy.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 2083»

Рекомендована                                       Утверждаю:

педагогическим советом                      директор ГБОУ Школа № 2083

протокол №  _______                                                       _____________

от «___» ___________ 2014 года                                     Наумкина Т.В.

                                                                       

                       

                                                     

                                   

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                « Умники и Умницы »

                                                                      Составитель:

                                                                      Учитель начальных классов

Лелякина Елена Александровна.

Возраст детей: 10 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень ознакомительный

Москва,  2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский язык в умелых руках и в опытных устах —

               красив, певуч, выразителен, гибок,

               послушен, ловок и вместителен.

                                                                                                           Куприн А.И.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Направленность программы – интеллектуальное развитие личности.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Программа «Умники и Умницы» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Содержание кружка направлено на освоение орфографической грамотности, которая пригодится в дальнейшей работе, при оформлении изложений, сочинений, диктантов, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

  • овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
  •  развитие речи, мышления, воображения школьников, способности   выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
  • овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
  • развить интерес к изучению тайн русского языка;
  • воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
  • углубить уже имеющиеся знания о лексике;
  • изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
  • способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;
  • научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • научить обобщать, делать выводы;
  • стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;
  • воспитывать ответственность, самостоятельность.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Содержащиеся материалы составлены в соответствии с программой по русскому языку с учётом требований стандартов второго поколения и учитывают возрастные особенности обучающихся. На занятиях обучающиеся могут самостоятельно овладеть навыками грамотного письма, кому необходимо закрепить и систематизировать знания. Осуществление комплекса мер, направленных на ликвидацию выявленных проблем,  способствует росту грамотности  письма на родном языке – одного из базовых элементов культуры любого человека.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ

В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

                                                                 

                                                                   10 лет.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ

                                                                         1 год

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Формы и данная программа рассчитана на 1 год обучения (30 учебных часов). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 10 лет,4 классы).

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы, темы

Всего часов:

Теория

Практика

1. Фонетика и орфоэпия

7

2

5

2. Лексикология

23

3

20

Итого:

30

5

25

                                  

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

 Тема 1. Лексическое значение слова.-1ч.

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

Тема 2.Прямое и переносное значение слова.-1ч.

Особенности прямого и переносного значения слов.

Тема 3. Ударение меняет значение. -2ч.

Особенности русского ударения.

Тема 4. Пестрое семейство синонимов.-2ч.

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

Тема 5. Великое противостояние антонимов.-2ч.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

Тема 6.Слова-двойники. Омонимы. -1ч.

Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

Тема 7. Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.

Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

Тема 8. Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.

Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.

Тема 9. Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.

Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

Тема 10. Устойчивые сравнения.-1ч

Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.

Тема 11. Фразеологические сочетания-2ч.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

Тема 12. Шарада -1ч.

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

Тема 13. Поиграем в слова-1ч.

Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами.

Тема 14. Откуда ты, имя?-1ч.

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

Тема 15. Отчество и фамилия-1ч.

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

Тема 16. Времена года -3ч.

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

Тема 17. Крутится-вертится шар голубой-1ч.

Что означают названия материков, частей света.

Тема 18 В гостях у сказки.-1ч.

Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

Тема 19. Что нужно школьнику.-1ч.

Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

Тема20. Скатерть-самобранка.-1ч.

Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

Тема21. Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.

Откуда пришли названия некоторых растений.

Тема22. Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.

Откуда пришли названия животных.

Тема 23.  О том, что мы носим.-1ч.

Что означают названия некоторых предметов одежды.

Тема 24. Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.

Обобщение знаний, полученных во время занятий в блоке «К тайнам слова»

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Личностные результаты

  1. эмоциональность – умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  2. эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  3. чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  4. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  5. интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  6. интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  7. интерес к изучению языка;
  8. осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
  9. Метапредметные результаты
  10. Регулятивные УУД:
  11. самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  12. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  13. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  14. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  15. Познавательные УУД:
  16. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  17. пользоваться словарями, справочниками;
  18. осуществлять анализ и синтез;
  19. устанавливать причинно-следственные связи;
  20. строить рассуждения;
  21. Коммуникативные УУД:
  22. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  23. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  24. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  25. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  26. задавать вопросы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса

Учащиеся должны знать:

отличительные признаки основных языковых единиц;

основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

слова, словосочетания, предложения, текста;

основные орфографические и пунктуационные правила;

о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

Учащиеся должны уметь:

четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим,

этимологическими словарями

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;
  • игры-тренинги;
  • игры-конкурсы (с делением на команды);
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;
  • сочинение своих сказок

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

* тестирование;

* практические работы;

* творческие работы учащихся;

* контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления   деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Умники и Умницы» необходимы следующие принадлежности:

наличие лингвистических словарей;

наличие карточек с играми и заданиями;

наличие текстов для работы на занятиях;

подборка видеофрагментов;

подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор;

набор ЦОР по русскому языку.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  1. Информационно- методические ресурсы.

Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.

  1. Научно-методические ресурсы.

Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.

  1. Организационные ресурсы.

Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

  1. Наглядность.

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.

Список литературы

  • Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
  • Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
  • Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
  • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
  • Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
  • Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
  • Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
  • Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
  • Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
  • Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
  • Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
  • Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
  • Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995

Список литературы, рекомендуемой для учащихся

  • Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.: Дет.лит, 1981
  • Сказки, загадки.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
  • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
  • Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...