Кружок "Умники и Умницы" 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 2083»
Рекомендована Утверждаю:
педагогическим советом директор ГБОУ Школа № 2083
протокол № _______ _____________
от «___» ___________ 2014 года Наумкина Т.В.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
« Умники и Умницы »
Составитель:
Учитель начальных классов
Лелякина Елена Александровна.
Возраст детей: 10 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень ознакомительный
Москва, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык в умелых руках и в опытных устах —
красив, певуч, выразителен, гибок,
послушен, ловок и вместителен.
Куприн А.И.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Направленность программы – интеллектуальное развитие личности.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Программа «Умники и Умницы» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Содержание кружка направлено на освоение орфографической грамотности, которая пригодится в дальнейшей работе, при оформлении изложений, сочинений, диктантов, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
- развить интерес к изучению тайн русского языка;
- воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
- углубить уже имеющиеся знания о лексике;
- изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
- способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;
- научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- научить обобщать, делать выводы;
- стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;
- воспитывать ответственность, самостоятельность.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Содержащиеся материалы составлены в соответствии с программой по русскому языку с учётом требований стандартов второго поколения и учитывают возрастные особенности обучающихся. На занятиях обучающиеся могут самостоятельно овладеть навыками грамотного письма, кому необходимо закрепить и систематизировать знания. Осуществление комплекса мер, направленных на ликвидацию выявленных проблем, способствует росту грамотности письма на родном языке – одного из базовых элементов культуры любого человека.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ
В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
10 лет.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ
1 год
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Формы и данная программа рассчитана на 1 год обучения (30 учебных часов). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 10 лет,4 классы).
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы, темы | Всего часов: | Теория | Практика |
1. Фонетика и орфоэпия | 7 | 2 | 5 |
2. Лексикология | 23 | 3 | 20 |
Итого: | 30 | 5 | 25 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
➢ Тема 1. Лексическое значение слова.-1ч.
Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.
➢Тема 2.Прямое и переносное значение слова.-1ч.
Особенности прямого и переносного значения слов.
➢Тема 3. Ударение меняет значение. -2ч.
Особенности русского ударения.
➢Тема 4. Пестрое семейство синонимов.-2ч.
Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.
➢Тема 5. Великое противостояние антонимов.-2ч.
Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.
➢Тема 6.Слова-двойники. Омонимы. -1ч.
Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.
➢Тема 7. Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.
Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.
➢Тема 8. Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.
Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.
➢Тема 9. Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.
Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.
➢Тема 10. Устойчивые сравнения.-1ч
Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.
➢Тема 11. Фразеологические сочетания-2ч.
Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.
➢Тема 12. Шарада -1ч.
Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.
➢Тема 13. Поиграем в слова-1ч.
Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами.
➢Тема 14. Откуда ты, имя?-1ч.
Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
➢Тема 15. Отчество и фамилия-1ч.
Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
➢Тема 16. Времена года -3ч.
Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
➢Тема 17. Крутится-вертится шар голубой-1ч.
Что означают названия материков, частей света.
➢Тема 18 В гостях у сказки.-1ч.
Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
➢Тема 19. Что нужно школьнику.-1ч.
Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
➢Тема20. Скатерть-самобранка.-1ч.
Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
➢Тема21. Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.
Откуда пришли названия некоторых растений.
➢Тема22. Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.
Откуда пришли названия животных.
➢Тема 23. О том, что мы носим.-1ч.
Что означают названия некоторых предметов одежды.
➢Тема 24. Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.
Обобщение знаний, полученных во время занятий в блоке «К тайнам слова»
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Личностные результаты
- ➢эмоциональность – умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- ➢эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- ➢чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- ➢любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- ➢интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- ➢интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- ➢интерес к изучению языка;
- ➢осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
- Метапредметные результаты
- Регулятивные УУД:
- ➢самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- ➢составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- ➢работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- ➢в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- Познавательные УУД:
- ➢перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- ➢пользоваться словарями, справочниками;
- ➢осуществлять анализ и синтез;
- ➢устанавливать причинно-следственные связи;
- ➢строить рассуждения;
- Коммуникативные УУД:
- ➢адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- ➢высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- ➢слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- ➢договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- ➢задавать вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса
Учащиеся должны знать:
➢отличительные признаки основных языковых единиц;
➢основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
➢слова, словосочетания, предложения, текста;
➢основные орфографические и пунктуационные правила;
➢о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
Учащиеся должны уметь:
➢четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
➢подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
➢различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
➢пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим,
этимологическими словарями
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
- на развитие внимания и закрепления терминологии;
- игры-тренинги;
- игры-конкурсы (с делением на команды);
- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
- интеллектуально-познавательные игры;
- интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
- сказочные сюжеты уроков;
- сочинение своих сказок
Итоговый контроль осуществляется в формах:
* тестирование;
* практические работы;
* творческие работы учащихся;
* контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Умники и Умницы» необходимы следующие принадлежности:
➢наличие лингвистических словарей;
➢наличие карточек с играми и заданиями;
➢наличие текстов для работы на занятиях;
➢подборка видеофрагментов;
➢подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
➢компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор;
➢набор ЦОР по русскому языку.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Информационно- методические ресурсы.
Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.
- Научно-методические ресурсы.
Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.
- Организационные ресурсы.
Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.
В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
- Наглядность.
В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.
Список литературы
- Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
- Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
- Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
- Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
- Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
- Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
- Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
- Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
- Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
- Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
- Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
- Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
- Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
- Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995
Список литературы, рекомендуемой для учащихся
- Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.: Дет.лит, 1981
- Сказки, загадки.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
- Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
- Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
- Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
- Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...