Рабочая программа по внеурочной деятельности по русскому языку "В мире слов" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность по русскому языку "В мире слов" 1 класс | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность по русскому языку «В мире слов» в 1 классе
Пояснительная записка
Исследования психологов и педагогов убедительно показывают, что интеллектуальные возможности людей, которых обычно называют талантливыми, не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, помочь использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей возможно в любом возрасте. Данная программа курса «В мире слов» представляет систему работы по развитию творческих способностей личности на начальной ступени обучения ребёнка в школе. «Начальная школа» призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Важно помочь учащимся сформировать рациональные способы достижения высокого результата умственной деятельности, вооружить их методикой и техникой умственного труда. Программа ориентирована не только на диагностику определенного уровня интеллекта, но и на формирование умственных и познавательных способностей ребенка.
Программа курса «В мире слов» изучается в 1 классе 1 ч. в неделю.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.
Цель программы:
- формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету;
- формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
- развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- развивать творческие и интеллектуальные способности ребенка;
- научить использовать начальные знания языка для описания окружающих предметов, процессов, явлений;
- развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого воображения.
Исходя из основной цели, можно выделить задачи, которые решаются учителем в процессе внеурочной деятельности:
общеучебные:
- расширение и углубление программного материала;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
развивающие:
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
- развитие речи, мышления, творческого воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- развитие умения составлять логические высказывания разной степени сложности;
- выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
воспитательные:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- воспитание доброжелательности, толерантности.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предполагаемые результаты реализации программы
- в процессе обучения происходит интеллектуальное и нравственное развитие детей;
- расширение и углубление основных базовых знаний по русскому языку; его ключевых понятий;
- учащиеся овладевают способами исследовательской деятельности;
- формируется творческое мышление.
Описание материально-технического обеспечения программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие принадлежности:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях;
- подборка видеофрагментов;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер;
Рекомендуемая литература
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2000 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2000 г.
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2003г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2001 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
VI. Календарно- тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | Содержание курса внеурочной деятельности |
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков | 1 | Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». | |
2 | В страну слов. Первые встречи. | 1 | Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». | |
3-4 | К тайнам волшебных слов. | 2 | Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». | |
5 | Выбор друзей в Стране Слов | 1 | Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. | |
6 | К несметным сокровищам Страны Слов | 1 | Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. | |
7 | Чудесные превращения слов. | 1 | Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева. | |
8-9 | В гости к Алфавиту | 2 | Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». | |
10 | К тайнам звуков и букв. | 1 | Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». | |
11 | Встреча с Радугой | 1 | Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». | |
12 | В Страну Говорящих Скал. | 1 | Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. | |
13 | В глубь веков на Машине времени. | 1 | Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. | |
14 | В Королевстве ошибок. | 1 | Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. | |
15 | В страну слогов | 1 | Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». | |
16 | Неожиданная остановка в пути. | 1 | Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи. | |
17 | В удивительном городе Неслове. | 1 | Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток». | |
18-19 | Чудеса в Стране Слов. | 2 | Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. | |
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 | Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. | |
21-22 | На карнавале слов. | 2 | Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. | |
23 | В театре близнецов | 1 | Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. | |
24 | Конкурс знающих. | 1 | Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. | |
25 26 | Новое представление. | 2 | Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей». | |
27 | Необычный урок | 1 | Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами. | |
28 29 | Следопыты развлекают гостей. | 2 | «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. | |
30 | В Клубе весёлых человечков. | 1 | Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. | |
31-32 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 2 | Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино». | |
33 | Экскурсия в прошлое. | 1 | Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя) | |
34 | Полёт в будущее. | 1 | Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка | |
35 36 | Итоговое занятие | 2 | Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс
Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, занимающихся худо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности на тему:" В мире этикета" 4 класс.
Целью программы стало: привитие учащимся норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:-прививать детям стрем...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1-4 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1-4 классы...
Рабочая программа для внеурочной деятельности "Тайны русского языка " для начальных классов
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урок...
рабочая программа по внеурочной деятельности « Секреты русского языка» для 1 класса
рабочая программа по внеурочной деятельности « Секреты русского языка» для 1 класса...