Правила по русскому языку
материал по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Гласными называют звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая во рту преград.
Гласных звуков шесть:
[а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Букв гласных звуков десять:
а, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е
В транскрипции мягкость согласного звука обозначается значком `
Например: [сол`] – соль
В слове может быть только одно ударение. Знак ударения не ставится, если слово состоит из одного слога или в нём есть буква Ё.
Например: кот, ковёр.
В каждом слове один гласный звук произносится дольше других. Это ударный гласный. Остальные гласные звуки в слове – безударные.
Букв согласных звуков 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласных звуков гораздо больше – 36, потому что в русском языке есть парные твёрдые и мягкие согласные, которые обозначаются на письме одной и той же буквой.
Например: р – [р] (руль), р – [р`] (река)
Буквы е, ё, ю, я в начале слова (яма [й`ама]), в середине и в конце слова, после гласных звуков (маяк [май`ак]; лилия [л`ил`ий`а]) и после ь, ъ (полью [пал`й`у]; съем [сй`эм]) обозначают два звука: [й`э], [й`о], [й`у], [й`а]. Буква и после ь тоже обозначает два звука: [й`и].
Например: соловьи – [салав`й`и]
Для обозначения мягкости согласных на письме используют мягкий знак (ь) или буквы гласных е, ё, и, ю, я.
Например: [мол`] – моль, [л`эс] – лес, [л`он] – лён.
Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. По твёрдости-мягкости большинство звуков образуют пары: [б] – [б`], [р] – [р`], [ф] – [ф`] и другие. Звуки [ж], [ш], [ц] – непарные твёрдые. Звуки [й`], [ч`], [щ`] непарные мягкие.
Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называют звонкими.
Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называют глухими.
Звонкие согласные звуки [й`], [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`] не имеют парного глухого звука. Их называют звонкие непарные согласные.
Глухие согласные звуки [х], [х`], [ц], [ч], [щ] не имеют парного звонкого звука. Их называют глухие непарные согласные.
В конце слова вместо звонких парных согласных звуков произносятся глухие парные согласные звуки.
Например: сад – са[т], кровь – кро[ф`], рассказ – расска[с].
Правильно обозначай согласный звук в конце слова. Для этого измени слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
Например: ма[к] – ма[к`]и – пишу мак,
Сапо[к ]– сапо[г`]и – пишу сапог.
Звуки [ж], [ш] – непарные твёрдые, но в сочетаниях жи – ши пишется буква и.
Согласные [ч`], [щ`] – непарные мягкие, но в сочетаниях ча – ща пишется буква а, в сочетаниях чу – щу пишется буква у.
Разделительный ь указывает, что следующие за ним буквы е, ё, и, ю, я обозначают два звука:
й + гласный.
Например: воробьи – [вараб`й`и], пьёт – [п`й`от], вьюга – [в`й`уга].
Слово делится на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке, а также переносить на другую строку.
Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?
Например: Саша, мальчик, дерево, стол.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какая? Какой? Какое? Какие?
Например: красивая, чистый, яркое, весёлые.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что будет делать?
Например: помыть, выучить.
По цели высказывания (для чего произносятся или пишутся) предложения могут быть:
1.повествовательными (содержат рассказ, повествование);
2.вопросительными (содержат вопрос);
3.побудительными (содержат приказ или просьбу).
Предложения, которые произносятся с особым чувством, называют восклицательными.
Предложения по интонации делят на восклицательные (в конце ставится ! – восклицательный знак) и невосклицательные.
Интонация – чувство, настроение, передаваемые голосом.
Изменение формы слова:
Дом – (нет) дома – дому – домом – (о) доме – дома;
Мама – мамы – маме – мамой – (о) маме;
Весёлый – весёлого – весёлому – весёлым – (о) весёлом – весёлые;
Пришёл – пришла – пришло – пришли.
При изменении формы слова его значение не меняется.
Окончание – это изменяемая часть слова.
Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.
Окончание изменяет форму слова. Только стоящие в нужной форме слова составляют предложение.
В некоторых словах окончание скрыто «шапкой-невидимкой». Оно не выражено звуками. Его называют нулевым окончанием.
Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с прописной (заглавной ) буквы.
Например: сестра Наташа, кот Барсик, город Казань, река Дон.
Родственные слова – слова, имеющие общую часть и близкие по значению.
Корень – это общая часть родственных слов.
В корне содержится основное значение слова.
Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
[сады] – сад- сады
[насы] – нос – носы
При проверке безударных гласных в корне нужно быть внимательным в выборе проверочных слов: это должны быть родственные слова, имеющие общую часть и близкие по значению.
Например: об[и]жал – бег, бегать – обежал;
об[и]жал – обида – обижал.
Если корень заканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук, например [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], - это «опасное место». Обязательно проверь орфограмму перед записью.
Проверяй так:
Подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й`].
Изменять можно так:
один - много
ро[к] – рога – рог
есть – нет
есть лу[к], нет лука – лук
есть лу[к], нет лугов – луг
В некоторых однокоренных словах происходит чередование согласных звуков на конце корня.
Дорога – дорожный [г//ж]
Молоко – молочный [к//ч`]
Воздух – воздушный [х//ш]
Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.
Например: лиса – лисёнок, дом – домик.
Чтобы не ошибиться в написании суффиксов –онок- и –ёнок-, нужно действовать так:
1.выделить корень;
2.определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом;
3.если это твёрдый согласный или шипящие [ш], [ж], [ч`], пишем суффикс – онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.
Например: медвежонок, лисёнок.
Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает».
Например: ключик – ключика.
Суффикс –ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает».
Например: замочек – замочка.
Суффикс –ость- в ударном и безударном положении пишется одинаково.
Например: щедрость, усталость, злость.
Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.
Например: ночь+н=ночной
мех+ов=меховой
шуба+к=шубка
Под ударением пишется суффикс –ив-, без ударения –ев-.
Например: правдивый, игривый, волевой, боевой.
В суффиксах –лив-, -чив- всегда пишется буква и, как под ударением, так и без него.
Например: пугливый, доверчивый.
В некоторых словах нужно писать две буквы н.
Например: камень+н=каменный
осень+н=осенний
длина+н=длинный
Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Например: бежать – убежать, полезный – бесполезный.
Приставки: за-, вы-, при-, пере-, от-, про-, до-, на-, в-, с-, вз-, раз-, не-, о-, об-, по-, под-.
В приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- пишется буква о.
Например: окрик, поезд, добежать.
ЗАПОМНИ! Приставка пра- есть в словах: прабабушка, прадедушка, правнучка, правнук.
Приставка па- есть в слове паводок.
В приставках за-, на-, над- всегда пишется только буква а.
Например: запись, надпись, налететь.
Если слово образовано при помощи приставки, то такой способ словообразования называют приставочным.
Например: хотеть – захотеть,
бежать – прибежать.
Разделительный твёрдый знак (Ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных звуков, перед буквами е, ё, ю, я.
Например: съел, подъём, объяснение, предъюбилейный.
Разделительный мягкий знак (Ь) пишется после букв согласных звуков перед буквами е, ё, и, ю, я внутри корня или между корнем и окончанием.
Например: вьюга, воробьи, вьюн.
Если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.
Например: при+море+ск=приморский
При+школа+н=пришкольный
Если слово имеет два корня, то оно образовано способом сложения.
Например: земля+е+мерить=мемлемер
Снег+о+падать=снегопад
Между корнями сложного слова стоит соединительная буква о или е.
Основа – это часть слова без окончания.
Предлог – это самостоятельное слово.
Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово.
Например: от (большого) дома
Приставка – это часть слова.
Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.
Например: побежал, доехал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принцип систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе
Статья посвящена принципам систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе...
Правила по русскому языку для любого УМК.
Данное пособие содержит все основные правила по русскому языку и составлено таким образом, чтобы было легче усвоить школьную программу....
Правила по русскому языку и математике.
Некоторые правила по русскому языку и математике, которые дети учат наизусть....
Правила по русскому языку
Презентация правил для учащихся начальной школы...
Правила по русскому языку
Подобраны правила по русскому языку в начальной школе. Объяснение и примеры....
Памятки для учащихся начальной школы "Правила по русскому языку"
Данная публикация представляет собой памятки по русскому языку для учащихся начальной школы и их родителей. В памятке дается краткое напоминание правила, выделение орфограмм....
Правило по русскому языку "СН без Т"
Правило написано в виде таблицы...