Правила по русскому языку
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Молочкова (Брагина) Юлия Сергеевна

Все правила за 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_dlya_2_klassa.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Гласными называют звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая во рту преград.

Гласных звуков шесть:

[а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Букв гласных звуков десять:

а, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е

В транскрипции мягкость согласного звука обозначается значком  `

Например: [сол`] – соль

В слове может быть только одно ударение. Знак ударения не ставится, если слово состоит из одного слога или в нём есть буква Ё.

Например: кот, ковёр.

В каждом слове один гласный звук произносится дольше других. Это ударный гласный. Остальные гласные звуки в слове – безударные.

Букв согласных звуков 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Согласных звуков гораздо больше – 36, потому что в русском языке есть парные твёрдые и мягкие согласные, которые обозначаются на письме одной и той же буквой.

Например: р – [р] (руль), р – [р`] (река)

Буквы е, ё, ю, я в начале слова (яма [й`ама]), в середине и в конце слова, после гласных звуков (маяк [май`ак]; лилия [л`ил`ий`а]) и после ь, ъ (полью [пал`й`у]; съем [сй`эм]) обозначают два звука: [й`э], [й`о], [й`у], [й`а]. Буква и после ь тоже обозначает два звука: [й`и].

Например: соловьи – [салав`й`и]

Для обозначения мягкости согласных на письме используют мягкий знак (ь) или буквы гласных е, ё, и, ю, я.

Например: [мол`] – моль, [л`эс] – лес, [л`он] – лён.

Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. По твёрдости-мягкости большинство звуков образуют пары: [б] – [б`], [р] – [р`], [ф] – [ф`] и другие. Звуки [ж], [ш], [ц] – непарные твёрдые. Звуки [й`], [ч`], [щ`] непарные мягкие.

Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называют звонкими.

Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называют глухими.

Звонкие согласные звуки [й`], [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`] не имеют парного глухого звука. Их называют звонкие непарные согласные.

Глухие согласные звуки [х], [х`], [ц], [ч], [щ] не имеют парного звонкого звука. Их называют глухие непарные согласные.

В конце слова вместо звонких парных согласных звуков произносятся глухие парные согласные звуки.

Например: сад – са[т], кровь – кро[ф`], рассказ – расска[с].

Правильно обозначай согласный звук в конце слова. Для этого измени слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

Например: ма[к] – ма[к`]и – пишу мак,

Сапо[к ]– сапо[г`]и – пишу сапог.

Звуки [ж], [ш] – непарные твёрдые, но в сочетаниях жи – ши пишется буква и.

Согласные [ч`], [щ`] – непарные мягкие, но в сочетаниях ча – ща пишется буква а, в сочетаниях чу – щу пишется буква у.

Разделительный ь указывает, что следующие за ним буквы е, ё, и, ю, я обозначают два звука:

й + гласный.

Например: воробьи – [вараб`й`и], пьёт – [п`й`от], вьюга – [в`й`уга].

Слово делится на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке, а также переносить на другую строку.

Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят.


Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?

Например: Саша, мальчик, дерево, стол.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какая? Какой? Какое? Какие?

Например: красивая, чистый, яркое, весёлые.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что будет делать?

Например: помыть, выучить.

По цели высказывания (для чего произносятся или пишутся) предложения могут быть:

1.повествовательными (содержат рассказ, повествование);

2.вопросительными (содержат вопрос);

3.побудительными (содержат приказ или просьбу).

Предложения, которые произносятся с особым чувством, называют восклицательными.

Предложения по интонации делят на восклицательные (в конце ставится ! – восклицательный знак) и невосклицательные.

Интонация – чувство, настроение, передаваемые голосом.

Изменение формы слова:

Дом – (нет) дома – дому – домом – (о) доме – дома;

Мама – мамы – маме – мамой – (о) маме;

Весёлый – весёлого – весёлому – весёлым – (о) весёлом – весёлые;

Пришёл – пришла – пришло – пришли.

При изменении формы слова его значение не меняется.

Окончание – это изменяемая часть слова.

Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.

Окончание изменяет форму слова. Только стоящие в нужной форме слова составляют предложение.

В некоторых словах окончание скрыто «шапкой-невидимкой». Оно не выражено звуками. Его называют нулевым окончанием.

Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с прописной (заглавной ) буквы.

Например: сестра Наташа, кот Барсик, город Казань, река Дон.

Родственные слова – слова, имеющие общую часть и близкие по значению.

Корень – это общая часть родственных слов.

В корне содержится основное значение слова.

Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

[сады] – сад- сады

[насы] – нос – носы

При проверке безударных гласных в корне нужно быть внимательным в выборе проверочных слов: это должны быть родственные слова, имеющие общую часть и близкие по значению.

Например: об[и]жал – бег, бегать – обежал;

       об[и]жал – обида – обижал.

Если корень заканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук, например [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], - это «опасное место». Обязательно проверь орфограмму перед записью.

Проверяй так:

Подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й`].

Изменять можно так:

один  -  много

ро[к] – рога – рог

есть – нет

есть лу[к], нет лука – лук

есть лу[к], нет лугов – луг

В некоторых однокоренных словах происходит чередование согласных звуков на конце корня.

Дорога – дорожный [г//ж]

Молоко – молочный [к//ч`]

Воздух – воздушный [х//ш]

Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.

Например: лиса – лисёнок, дом – домик.

Чтобы не ошибиться в написании суффиксов –онок- и –ёнок-, нужно действовать так:

1.выделить корень;

2.определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом;

3.если это твёрдый согласный или шипящие [ш], [ж], [ч`], пишем суффикс – онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.

Например: медвежонок, лисёнок.

Суффикс  -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает».

Например: ключик – ключика.

Суффикс –ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает».

Например: замочек – замочка.

Суффикс –ость- в ударном и безударном положении пишется одинаково.

Например: щедрость, усталость, злость.

Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.

Например: ночь+н=ночной

      мех+ов=меховой

      шуба+к=шубка

Под ударением пишется суффикс –ив-, без ударения –ев-.

Например: правдивый, игривый, волевой, боевой.

В суффиксах –лив-, -чив- всегда пишется буква и, как под ударением, так и без него.

Например: пугливый, доверчивый.

В некоторых словах нужно писать две буквы н.

Например: камень+н=каменный

     осень+н=осенний

     длина+н=длинный

Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Например: бежать – убежать, полезный – бесполезный.

Приставки: за-, вы-, при-, пере-, от-, про-, до-, на-, в-, с-, вз-, раз-, не-, о-, об-, по-, под-.

В приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- пишется буква о.

Например: окрик, поезд, добежать.

ЗАПОМНИ! Приставка пра- есть в словах: прабабушка, прадедушка, правнучка, правнук.

Приставка па- есть в слове паводок.

В приставках за-, на-, над- всегда пишется только буква а.

Например: запись, надпись, налететь.

Если слово образовано при помощи приставки, то такой способ словообразования называют приставочным.

Например: хотеть – захотеть,

бежать – прибежать.

Разделительный твёрдый знак (Ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных звуков, перед буквами е, ё, ю, я.

Например: съел, подъём, объяснение, предъюбилейный.

Разделительный мягкий знак  (Ь) пишется после букв согласных звуков перед буквами е, ё, и, ю, я внутри корня или между корнем и окончанием.

Например: вьюга, воробьи, вьюн.

Если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.

Например: при+море+ск=приморский

При+школа+н=пришкольный

Если слово имеет два корня, то оно образовано способом сложения.

Например: земля+е+мерить=мемлемер

Снег+о+падать=снегопад

Между корнями сложного слова стоит соединительная буква о или е.

Основа – это часть слова без окончания.

Предлог – это самостоятельное слово.

Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово.

Например: от (большого) дома

Приставка – это часть слова.

Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.

Например: побежал, доехал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе

Статья посвящена принципам систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе...

Правила по русскому языку для любого УМК.

Данное пособие содержит все основные правила по русскому языку и составлено таким образом, чтобы было легче усвоить школьную программу....

Правила по русскому языку и математике.

Некоторые правила по русскому языку и математике, которые дети учат наизусть....

Правила по русскому языку

Презентация правил для учащихся начальной школы...

Правила по русскому языку

Подобраны правила по русскому языку в начальной школе. Объяснение и примеры....

Памятки для учащихся начальной школы "Правила по русскому языку"

Данная публикация представляет собой  памятки по русскому языку для учащихся начальной школы и их родителей. В памятке дается краткое напоминание правила, выделение орфограмм....

Правило по русскому языку "СН без Т"

Правило написано в виде таблицы...