Статья "Синквейн"
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Решетникова Татьяна Петровна

Статья "Синквейн" включает в себя толкование и  значение  слова "Синквейн", его происхождение. В статье говорится   о цели применения "синквейна" на  уроках, знакомит  с правилами составления  "синквейна". Главная цель  - работа над мышлением  и развитием речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

         Решетникова Татьяна Петровна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия №20» г. Саранск.                      

                          «Синквейн»                   

         Что такое синквейн?

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.
Античная поговорка

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

    Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..

Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна:        

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

-Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;

-Дидактический синквейн появился в начале XX века в США;

- Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

-В каждой  строке  задается набор слов, который необходимо  отразить в стихотворении

Синквейн состоит из 5 строк;

 Его форма напоминает ёлочку.

1 слово

2 слова

3 слова

4 слова

1

Ч -2 слова то пишется в каждой строке?

1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)

4 слова Это целая фраза –афоризмн,несущая определенный смысл  

1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Дети сочиняют синквейны

«Двойные  согласные»

Синквейн помогает развивать  речь  и    мышление.

  • -Синквейн облегчает процесс усвоения понятий  и содержания.
  • -Синквейн  - это  также  способ контроля  и самоконтроля .

Выводы о синквейне:

  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).