Контрольные диктанкты с грамматическими заданиями для 4 класса по УМК "Перспектива"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Контрольные диктанкты с грамматическими заданиями  для 4 класса по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktanty.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Входной диктант»

Осенняя пора.

     Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны  румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой. (62 слова)

Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.

Грамматическое задание:

  1. Первое  предложение разобрать по членам предложения, указать части речи
  2.  Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверить её написание.
  3. Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья

Тема:   Контрольное списывание  по теме «Средства общения»

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.

Формируемые УУД: п. - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ре флексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Контрольный диктант

Клюква

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.

По М. Пришвину

.

Грамматическое задание

1.  Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.

2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — ягода, вариант 2 — поздно.

3. Обозначить грамматическую основу: вариант 1 - в третьем предложении, вариант 2 — в шестом предложении.

4*. Выписать из текста слова с противоположным значением.

Тема:  Контрольный диктант по теме «Части речи»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи».

Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Контрольный диктант

Осень

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. (70 слов)

По И. Соколову-Микитову

Слово для справки: краснеет.

Грамматическое задание

1. Выписать предложение: вариант 1 — с однородными членами, вариант 2 — сложное.

2. Разобрать слова по составу: вариант 1 —ранняя, подберёзовики, грустно, вариант 2 — холодная, подосиновики, медленно.

3. Сделать звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — поздний, вариант 2 — гриб.

4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Тема:  Контрольный диктант по теме «Имя существительное »

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение  способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Контрольный диктант

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)

По Л. Толстому

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматическое задание

1.  Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — его, вариант 2 — шесть.

3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — (за) выдумку, вариант 2 — инженеров.

4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.

1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.

2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

3) Радость, шаг, один, печаль.

Тема:  Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».

Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Контрольный диктант

Зимний день

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали с лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)

Грамматическое задание

1.  Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

1) В ...,...,... уборе стоит осенний лес.

2) На ... небе загорелись ... звёзды.

Тема:  Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Местоимение».

Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Контрольный диктант

Лесной голосок

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая — кукушка! (119 слов)

Грамматическое задание

1.  Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

2. Распределить слова по группам и записать в два столбика. Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.

В субботу ... пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На ... были красные, жёлтые, оранжевые листья. ... встал под деревом. На ... дождём посыпались осенние листья.

Тема:  Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Контрольный диктант

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (53 слова)

По А. Гайдару

Грамматическое задание

1.  Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

2. Поставить глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит.

Тема:  Итоговый контрольный диктант

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в 4 классе.

Формируемые УУД: п. - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Контрольный диктант

Последние денёчки

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78слов)

Грамматическое задание

1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

2.  Разобрать слова как части речи. Укрыли, молочным, (за) ночь.

3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова ледяные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный диктант с грамматическим заданием для 3 класса

Контрольный диктант с грамматическим задание по итогам повторения изученных орфограмм для 3 класса УМК "Школа России" (средний уровень сложности)...

Контрольный диктант с грамматическим заданием для 3 класса

Текст контрольного диктанта  по русскому языку для 3 класса за 2 триместр.УМК "Школа России".Автор учебника Л.М.Зеленина....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Контрольное списывание с грамматическим заданием"

Данная презентация подходит для урока русского языка во 2 классе....

Контрольный диктант с грамматическими заданиями 4 класс (3 четверть)

Материал предназначен для проведения контроля знаний по итогам 3 четверти. УМК Школа России. Орфограммы, изученные учащимися, выделены. Грамматическое задание дано в двух вариантах...

Тема « Повторение. Контрольное списывание» Контрольное списывание с грамматическими заданиями 4 четверть

Материал для повторения.Контрольное списывание с грамматическим заданием в 4 классе....

Контрольно-диагностический кейс. «Контрольные диктанты с грамматическим заданием для 3 класса.» УМК «Школа России»

В этом материале представлены тексты диктантов с грамматическим заданием по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"...