Изложение "Кошка и еж"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Дата: Школа: Класс: 3 Урок: Кабинет: | Учитель: Методист: Студент: |
Тема урока: Изложение Кошка и ёж
Цель:
- подготовить обучающихся к написанию изложения «Кошка и ёж».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- углублять знания об изложении;
- учить выделять главную мысль;
- составлять план.
Личностные:
- продолжать работу над развитием речи, памяти, внимания, наблюдательности, находчивости;
- активизировать творческое воображение;
- развивать умение рассуждать, мыслить и делать выводы из полученной информации.
Оборудование: Русский язык: 3кл.: Учебник: В 3 ч./ М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова; под ред. Н.А.Чураковой. - М.: Академкнига/ Учебник, 2013. – Ч.2. с.66 – 67; раздаточный материал (карточки), презентация, проектор.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-номет-раж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный Момент Словесный: приветствие | ≈ 2 мин | - Здравствуйте, дети! Присаживайтесь! Сейчас урок русского языка. - Ребята, посмотрите на слайд. На доске появляется высказывание А.И.Куприна «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». - Что до нас хотел донести русский писатель Александр Иванович Куприн? (Того, кто в совершенстве владеет русским языком, приятно слушать) | Переключать внимание на учителя. Настраивать на работу. Смотреть на слайд. Читать высказывание. Отвечать на поставленный вопрос. | Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. | Мотивацион- ный Словесный: ответы на вопросы | ≈ 1,5 мин | - Сегодня у нас урок развития речи. Скажите, как называется вид работы по развитию речи, который характеризуется записью текста по памяти без искажений и в правильной последовательности событий? (изложение) - Совершенно верно! Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию изложения по памяти. | Называть вид работы | Р: принимать и сохранять учебную задачу К: формулировать ответы. |
3. | Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: слово учителя Практический: работа в группах, определение последовательности работы над изложением Словесный: проверка задания Практический: отгадывать загадки Словесный: определять тему урока и тему изложения | ≈ 7 мин | - Для того чтобы нам приступить к работе над изложением, нужно вспомнить порядок написания изложения. Для этого я попрошу вас разделиться на группы по 4 человека. - В конвертах, которые я вам раздала, лежат разрезанные листочки, вам нужно понять, в каком порядке их разложить. Работа в группах. Правила работы в группе
Даю вам на эту работу 5 минут - Проверяем. 1. прочитать текст 2. определить тему и главную мысль 3. разделить текст на части 4. составить план 5. пересказать отдельно каждую часть 6. пересказать весь текст целиком 7. работать с орфограммами 8. еще раз внимательно прочитать текст 9. написать изложение 10. проверить - Абсолютно верно! - Ребята, сейчас я прочитаю загадки, а вы попробуйте угадать, про кого они рассказывают. - Острые ушки, - Кто это? (кошка) - Верно! И послушайте еще одну загадку. - Вот иголки и булавки - Угадали? (еж) - Ребята, как вы думаете, как эти животные связаны с нашим уроком? (они герои изложения) - Верно! Предположите, как будет называться изложение, которое мы будем писать. (Кошка и еж) - Запишите название текста в тетрадь - Правильно! | Составить порядок написания изложения. Повторить правила работы в группе Проверять работу в группе Отгадывать загадки Предлагать тему текста | Л: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения Р: целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания. П: строить логическую цепь рассуждений; |
4. | Открытие нового знания Практический: знакомство с текстом Словесный: беседа по анализу текста Анализ текста: 1) определение последовательности событий 2) деление на части: - определение основной мысли - подбор заголовка - чтение - анализ части - озаглавливание - анализ заголовка - пересказ - анализ пересказа 3) работа над составлением плана Словесный: рассказ соседу | ≈ 10 мин | - Как вы думаете, что может происходить в рассказе между этими героями? (ответы детей) - А вот чтобы узнать, нужно прочитать. Откройте 2 часть учебника на странице 66. - Сейчас мы начнем читать рассказ по цепочке. После чтения, вы мне скажите, какова тема текста. - Какова тема текста? Какова его главная мысль? (кошка поняла, что с ежом играть опасно) - Скажите, это текст описание или повествование? (повествование) - Почему? (т.к. события излагаются последовательно) - Предположите, в этом тексте больше слов-названий действий, или слов-названий признаков? (названий действий) - Как правильно называется эта часть речи? (глагол) - Верно! Сейчас мы проверим ваше предположение, 1 вариант считает сколько глаголов в первом абзаце, а второй вариант – сколько во втором абзаце. - Скажите эти цифры своему соседу на ушко. Так вот, один из главных признаков текста-повествования – это множество глаголов. - Почему кошка, впервые увидев ежа, наколола лапку? - Какую игру придумала кошка? (перескакивать через ежа) - Принял ли еж эту игру? (да) - Почему кошка забыла, какие колючие иглы у ежа? (заигралась) - Чем закончилась история? (кошка наколола лапки и больше на ежа не прыгала) - Теперь нам нужно составить план. - Давайте подумаем, на сколько частей можно разделить данный текст? (на 4) - Почему? (потому что 4 абзаца) - Прочитайте первую часть. - Как можно озаглавить эту часть? (ответы детей – Знакомство) - Давайте разберем орфограммы, которые есть в этом абзаце. (настОрОжилась, прилЕгла, еЖ, тОлкнула, лаПкой, накОлола, лИзать) - Перескажите эту часть своему соседу - Прочитайте вторую часть - Как можно озаглавить? (ответы детей – Хитрость кошки) - Запишите в тетрадь под цифрой 2 - Давайте разберем орфограммы в этой части (свОю, бЕгОтню, хочеТСЯ, смОтрела, пробЕжал, перескОчила, укОлола) - Отлично! Кто хочет пересказать? - Прочитайте третью часть - Как можно озаглавить? (ответы детей – Игра) - Давайте разберем орфограммы в этой части (подбЕжит, кОлючие, захОтелось, схвАтить, сторОну, лИзать) - Перескажите эту часть соседу - И как же можно озаглавить 4 часть? (ответы детей – Урок на всю жизнь) - Вот так у нас получился план | Определять тему, основную мысль Определять тип текста Работать в парах Отвечать на вопросы по тексту Составлять план Делить на части Объяснять орфограммы Пересказывать часть | П: проводить сравнение; Извлекать необходимую информацию из текста. К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. К: аргументировать свое мнение и позицию. Л: осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. К: отвечать на простые и сложные вопросы учителя. К: выполнять задания под руководством учителя. К: участвовать в диалоге. П: обобщать. П: осуществлять поиск необходимой информации; К: осознанно строить логическую цепь рассуждений. |
Динамическая пауза Практический: физкультурная минутка. | ≈ 2 мин | - 1. Сейчас мы быстро растираем руки и прикладываем к глазам - 2. Массажировать мочки ушей - 3. Сделать замок за спиной с переменой рук - 4. Гимнастика для глаз 2) круговые движения по часовой стрелке – против часовой 3) зажмурить – открыть | Выполнять двигательные упражнения | Л: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. | |
5. | Решение частных задач Практический: оформление тетради Практический: написание изложения | ≈ 15 мин | - Прочитайте еще раз про себя внимательно весь текст - Перескажите весь текст - Закрываем все - Сейчас начинаем писать текст - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня 15 декабря. - Запишите в тетради под «классной работой» - «изложение» Запишите в тетради слово «план». - Приступайте! | Читать текст Пересказывать весь текст Писать изложение самостоятельно по плану | Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров. П: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
6. | Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесный: ответы на вопросы Практический: самоанализ
| ≈ 5 мин | - Ребята, на этом наш урок подходит к концу. - Домашним заданием у вас будет – дописать изложение.. - Сейчас я раздам вам листочки, на которых изображена лесенка. Она состоит из трех ступеней. Нарисуйте схематично себя на первой ступеньке, если вы ничего не поняли, и вам было не интересно на уроке. Нарисуйте на второй ступеньке, если у вас были какие-то ошибки, и нарисуйте себя на третей ступеньке, если урок вам понравился и вы все поняли. - Отлично! - До свидания! Спасибо за урок! Вы большие молодцы! | Отвечать на вопросы. Определять свое эмоциональное состояние на уроке. Проводить самооценку, рефлексию. Оценивать свою работу. | П: структурировать знания. К: выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Л: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результаты работы. |