Изложение "Кошка и еж"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Дутковская Алина Александровна

Конспект урока по Развитию речи

Программа ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 15.12.17.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Дата:

Школа:

Класс: 3

Урок:

Кабинет:

Учитель:

Методист:

Студент:

Тема урока: Изложение Кошка и ёж

Цель:

  • подготовить обучающихся к написанию изложения «Кошка и ёж».

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

  • углублять знания об изложении;
  • учить выделять главную мысль;
  • составлять план.

Личностные:

  • продолжать работу над развитием речи, памяти, внимания, наблюдательности, находчивости;
  • активизировать творческое воображение;
  • развивать умение рассуждать, мыслить и делать выводы из полученной информации.

Оборудование: Русский язык: 3кл.: Учебник:  В 3 ч./ М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова; под ред. Н.А.Чураковой. - М.: Академкнига/ Учебник, 2013. – Ч.2. с.66 – 67; раздаточный материал (карточки), презентация, проектор.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-номет-раж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный Момент

Словесный: приветствие

≈ 2 мин

- Здравствуйте, дети! Присаживайтесь! Сейчас урок русского языка.

- Ребята, посмотрите на слайд.

На доске появляется высказывание А.И.Куприна «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

- Что до нас хотел донести русский писатель Александр Иванович Куприн? (Того, кто в совершенстве владеет русским языком, приятно слушать)

Переключать внимание на учителя. Настраивать на работу.

Смотреть на слайд.

Читать высказывание.

Отвечать на поставленный вопрос.

Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.

Мотивацион-

ный

Словесный: ответы на вопросы

≈ 1,5 мин

- Сегодня у нас урок развития речи. Скажите, как называется вид работы по развитию речи, который характеризуется записью текста по памяти без искажений и в правильной последовательности событий? (изложение)

- Совершенно верно! Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию изложения по памяти.

Называть вид работы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: формулировать ответы.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: слово учителя

Практический: работа в группах, определение последовательности работы над изложением

Словесный: проверка задания

Практический: отгадывать загадки

Словесный: определять тему урока и тему изложения

≈ 7 мин

- Для того чтобы нам приступить к работе над изложением, нужно вспомнить порядок написания изложения. Для этого я попрошу вас разделиться на группы по 4 человека.

- В конвертах, которые я вам раздала, лежат разрезанные листочки, вам нужно понять, в каком порядке их разложить.

Работа в группах.

Правила работы в группе

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

Даю вам на эту работу 5 минут

- Проверяем.

1. прочитать текст

2. определить тему и главную мысль

3. разделить текст на части

4. составить план

5. пересказать отдельно каждую часть

6. пересказать весь текст целиком

7. работать с орфограммами

8. еще раз внимательно прочитать текст

9. написать изложение

10. проверить

- Абсолютно верно!

- Ребята, сейчас я прочитаю загадки, а вы попробуйте угадать, про кого они рассказывают.

- Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.

- Кто это? (кошка)

- Верно! И послушайте еще одну загадку.

- Вот иголки и булавки
Выползают из—под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.

- Угадали? (еж)

- Ребята, как вы думаете, как эти животные связаны с нашим уроком? (они герои изложения)

- Верно! Предположите, как будет называться изложение, которое мы будем писать. (Кошка и еж)

- Запишите название текста в тетрадь

- Правильно!

Составить порядок написания изложения.

Повторить правила работы в группе

Проверять работу в группе

Отгадывать загадки

Предлагать тему текста

Л: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения

Р: целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

П: строить логическую цепь рассуждений;

4.

Открытие нового знания

Практический: знакомство с текстом

Словесный: беседа по анализу текста

Анализ текста:

1) определение последовательности событий

2) деление на части:

- определение основной мысли

- подбор заголовка

- чтение

- анализ части

- озаглавливание

- анализ заголовка

- пересказ

- анализ пересказа

3) работа над составлением плана

Словесный: рассказ соседу

≈ 10 мин

- Как вы думаете, что может происходить в рассказе между этими героями? (ответы детей)

- А вот чтобы узнать, нужно прочитать. Откройте 2 часть учебника на странице 66.

- Сейчас мы начнем читать рассказ по цепочке. После чтения, вы мне скажите, какова тема текста.

- Какова тема текста? Какова его главная мысль? (кошка поняла, что с ежом играть опасно)

- Скажите, это текст описание или повествование? (повествование)

- Почему? (т.к. события излагаются последовательно)

- Предположите, в этом тексте больше слов-названий действий, или слов-названий признаков? (названий действий)

- Как правильно называется эта часть речи? (глагол)

- Верно! Сейчас мы проверим ваше предположение, 1 вариант считает сколько глаголов в первом абзаце, а второй вариант – сколько во втором абзаце.

- Скажите эти цифры своему соседу на ушко. Так вот, один из главных признаков текста-повествования – это множество глаголов.

- Почему кошка, впервые увидев ежа, наколола лапку?

- Какую игру придумала кошка? (перескакивать через ежа)

- Принял ли еж эту игру? (да)

- Почему кошка забыла, какие колючие иглы у ежа? (заигралась)

- Чем закончилась история? (кошка наколола лапки и больше на ежа не прыгала)

- Теперь нам нужно составить план.

- Давайте подумаем, на сколько частей можно разделить данный текст? (на 4)

- Почему? (потому что 4 абзаца)

- Прочитайте первую часть.

- Как можно озаглавить эту часть? (ответы детей – Знакомство)

- Давайте разберем орфограммы, которые есть в этом абзаце. (настОрОжилась, прилЕгла, еЖ, тОлкнула, лаПкой, накОлола, лИзать)

- Перескажите эту часть своему соседу

- Прочитайте вторую часть

- Как можно озаглавить? (ответы детей – Хитрость кошки)

- Запишите в тетрадь под цифрой 2

- Давайте разберем орфограммы в этой части (свОю, бЕгОтню, хочеТСЯ, смОтрела, пробЕжал, перескОчила, укОлола)

- Отлично! Кто хочет пересказать?

- Прочитайте третью часть

- Как можно озаглавить? (ответы детей – Игра)

- Давайте разберем орфограммы в этой части

(подбЕжит, кОлючие, захОтелось, схвАтить, сторОну, лИзать)

- Перескажите эту часть соседу

- И как же можно озаглавить 4 часть? (ответы детей – Урок на всю жизнь)

- Вот так у нас получился план

Определять тему, основную мысль

Определять тип текста

Работать в парах

Отвечать на вопросы по тексту

Составлять план

Делить на части

Объяснять орфограммы

Пересказывать часть

П: проводить сравнение;

Извлекать необходимую информацию из текста.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: аргументировать свое мнение и позицию.

Л: осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

К: отвечать на простые и сложные вопросы учителя.

К: выполнять задания под руководством учителя.

К: участвовать в диалоге.

П: обобщать.

П:  осуществлять поиск необходимой информации;

К: осознанно строить логическую цепь рассуждений.

Динамическая пауза

Практический: физкультурная минутка.

≈ 2 мин

- 1. Сейчас мы быстро растираем руки и прикладываем к глазам

- 2. Массажировать мочки ушей

- 3. Сделать замок за спиной с переменой рук

- 4. Гимнастика для глаз
    1) вверх – вниз, влево – вправо

     2) круговые движения по часовой стрелке – против часовой

     3) зажмурить – открыть

Выполнять двигательные упражнения

Л: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

5.

Решение частных задач

Практический: оформление тетради

Практический: написание изложения

≈ 15 мин

- Прочитайте еще раз про себя внимательно весь текст

- Перескажите весь текст

- Закрываем все

- Сейчас начинаем писать текст

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня 15 декабря.

- Запишите в тетради под «классной работой» - «изложение»

Запишите в тетради слово «план».

- Приступайте!

Читать текст

Пересказывать весь текст

Писать изложение самостоятельно по плану

Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров.

П: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесный:

ответы на вопросы

Практический:

самоанализ

 

≈ 5 мин

- Ребята, на этом наш урок подходит к концу.

- Домашним заданием у вас будет – дописать изложение..

- Сейчас я раздам вам листочки, на которых изображена лесенка. Она состоит из трех ступеней. Нарисуйте схематично себя на первой ступеньке, если вы ничего не поняли, и вам было не интересно на уроке. Нарисуйте на второй ступеньке, если у вас были какие-то ошибки, и нарисуйте себя на третей ступеньке, если урок вам понравился и вы все поняли.

- Отлично!

- До свидания! Спасибо за урок! Вы большие молодцы!

Отвечать на вопросы.

Определять свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводить самооценку, рефлексию.

Оценивать свою работу.

 П: структурировать знания.

К: выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Л: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результаты работы.