Синонимы, антонимы, омонимы.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бизяева Ирина Александровна

Задачи урока

-провести наблюдения над синонимами, антонимами и омонимами,

-выявить особенности образования слов,

-уметь подбирать синонимы, антонимы, выделять омонимы,

-развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас,

-привитие любви к природе, к птицам,

- продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Синонимы, антонимы, омонимы.

Класс

3-б МБОУ ООШ №2 г.Собинки

Учитель

Бизяева Ирина Александровна

Тип урока

Комбинированный

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Работа в группах

Цели урока

Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.

Задачи урока

-провести наблюдения над синонимами, антонимами и омонимами,

-выявить особенности образования слов,

-уметь подбирать синонимы, антонимы, выделять омонимы,

-развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас,

-привитие любви к природе, к птицам,

- продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения.

№ п/п

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный

Метапредметные УУД

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль,

-овладевать умением прогнозировать.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других,

-уметь достаточно  полно и точно выражать свои мысли,

-владеть диалогической формой  речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Реализация общеучебных умений и навыков.

Итак, развитие речи, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас! Хотите учиться?

Значит можно всем садиться.

Правила посадки:

-Руки на месте?

-Ноги на месте?

-Локти у края?

-Спина прямая?

Чтобы наш урок прошёл успешно, какими нужно быть?

Молодцы!

Я желаю Вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

ДА!

Отвечают хором:

-На месте!

-На месте!

-У края!

-Прямая!

Активными, внимательными, помогать друг другу.

2

Лингвистический

Общеучебные  УУД

 Смысловое чтение.

Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

Выразительное чтение, выбор вида чтения в зависимости от цели (Как? Каким образом?)

Эмоционально-речевая разминка.

СЛАЙД 1. Прочитайте пословицу сначала с вопросительной,  затем с восклицательной интонацией.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе. (? !)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

лучше иметь что - либо здесь и сейчас, чем стремится к чему - то большему, ведь не факт, что из этого что - то получится. То есть, синица здесь играет роль чего - то уже имеющегося, реального, доступного, она уже имеется, она в руках. А журавль - он высоко в небе, символизирует что - то далёкое, недоступное.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Предметные УУД:

-распознавать синонимы, антонимы,омонимы,

-разграничивать эти понятия.

 Метапредметные УУД

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний(определять границы знания/незнания),

Регулятивные:

-высказывать свое мнение, предположение,

Коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли

Ребята, посмотрите, у меня на столе конверт, а в нём письмо. Хотите узнать, кто его прислал?

 Открывает конверт и читает:

«Здравствуйте ребята! Пишет Вам  НОЛИК. Картинку  на доску повесить.

 Помогите мне разобраться. Моя сестрёнка Симка дала мне задание: разделить слова на группы. Сам я не могу понять, как правильно сделать. Буду Вам очень благодарен, если поможете. Спасибо.НОЛИК »

СЛАЙД 2

Тёплый

Жаркий

Холодный

Знойный

Язык    Ручка

Разделите  слова на группы.

Как называются такие группы?

Кто мне скажет, что такое синонимы?

Кто мне скажет, что такое антонимы?

Кто мне скажет, что такое омонимы?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока с помощью слов «помощников»

СЛАЙД 4

ВСПОМНИ, ПОВТОРИМ-( о чём будем говорить?)

УЗНАЕМ-(какую цель поставим перед собой на уроке?)

А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, учиться самостоятельно мыслить.

Да!

Тёплый-холодный-АНТОНИМЫ

Жаркий-знойный-СИНОНИМЫ

Язык-ручка-ОМОНИМЫ

Синонимы, антонимы, омонимы.

СЛАЙД 3

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы- звучат одинаково, значения разные.

Вспомним о словах антонимах, синонимах, омонимах.

Узнаем о них что-то новое.

4.

Актуализация знаний.

Предметные УУД:

-умение работать с информацией.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

-выполнять классификацию,

- ориентироваться в своей системе знаний(определять границы знания/незнания).

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других,

- владеть диалогической формой  речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- умение работать в паре.

Итак, мы вспомнили , что такое синонимы, омонимы, антонимы.

Симка приготовила для нас задание. Постараемся его выполнить.

Задание от Симки.

 СЛАЙД 5.

Выполнять его нужно в парах. Перед Вами карточка со словами. Распределите слова на три группы. Посовещайтесь в паре и  запишите слова в нужные группы.

Белый-чёрный;       ручка-ручка;       багаж, вещи;          горячий-холодный;   почки-почки;    ветер, ураган;

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы- звучат одинаково, значения разные.

Выполняют задание в парах.

Взаимопроверка.

5.

Первичное усвоение новых знаний.

Предметные УУД:

- уметь определять значения слов,

- учиться выяснять значения новых слов.

 ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ. Все эти слова древние, и пришли они к нам из греческого языка.

Информация от Дедуса.         СЛАЙД 6

Омонимы  — слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Слово омоним произошло от греч. ОМ — одинаковый + ОНИМимя.

 

Причины появления в языке омонимов: случайное совпадение слов.                               Виды омонимов

Омонимы

Омоформы

Омофоны

Омографы

слова одной части речи, различаются значением:

 

почитать

 родителей - почитать книгу

слова разных частей речи, различаются значением:

 

острая пила (сущ.) –

с удовольствием пила 

(гл.)

различаются написанием и значением:

  

полОскать бельё – полАскать

 ребёнка

различаются ударением и значением:

 

рыцарский зАмок - ржавый замОк

Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковы или близки по значению.  

Слово синоним произошло от греч. СИМ ---единый— ОНИМ— имя , т.е. одноименный.

Пример:

Слова ВЛАЖНЫЙ, СЫРОЙ и МОКРЫЙ — синонимы, так как

  1. называют один и тот же признак предмета —

«не сухой»;

2) относятся к одной и той же части речи — прилагательные;

3) отличаются оттенками значения — СЫРОЙ — «сильнее, чем влажный», МОКРЫЙ — «насквозь пропитанный влагой».

Синонимы обогащают нашу речь. Они помогают выразить нашу мысль точнее, ярче передать самые тонкие оттенки смысла, делают нашу речь образной, выразительной.

Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Слово антоним произошло от греч. АНТ— против + ОНИМ — имя.

 

Антонимы позволяют увидеть предметы, явления, признаки по контрасту.

Пример:

жар ↔ холод, громкий ↔ тихий, идти ↔ стоять, далеко ↔ близко

Работа с ИКТ презентацией.

6.

Физкультминутка.

Регулятивные УУД:

-  формируют умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Коммуникативные УУД:

-  обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности

Личностные УУД:         -Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

Отдыхать нам поможет Шпуля.

Игра «ДЕЛАЙ ВСЁ НАОБОРОТ»

 Попрошу всех встать. Я называю действие, а вы выполняете противоположное  ему действие.

1)Опустите руки вниз

2)Поднимите руки вверх.

3) Поднимите руки вверх.

4)Поднимите голову.

5)Закройте глаза.

6)Откройте глаза.

7) Закройте глаза.

8)Встаньте из-за парты.

СПАСИБО за внимание.

Выполняют противоположные действия.

ПОДНЯТЬ руки

ОПУСТИТЬ руки

ОПУСТИТЬ руки

ОПУСТИТЬ голову

ОТКРЫТЬ глаза

ЗАКРЫТЬ глаза

ОТКРЫТЬ глаза

СЕСТЬ за парту.

7.

Первичная проверка понимания и закрепления.

ЛичностныеУУД:

- определять общие для всех правила поведения,

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Работать по предложенному плану,

-осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний(определять границы знания/незнания).

- умение находить и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

- умение работать в группе,

- слушать и понимать речь других,

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Молодцы! Отдохнули ? Пора за работу. Нам нужно выполнить задания от ПАПУСА И МАСИ.

Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы.

Каждая группа получает своё задание.

1ГРУППА.

1.Прочитайте слова. МОРОЗ-ХОЛОД. Что это?

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы - звучат одинаково, значения разные.

2.Как Вы думаете, какие птицы любят МОРОЗ и ХОЛОД перелётные или зимующие?

3.Раскрасьте птиц по образцу.

2ГРУППА.

1.Выберите  среди слов  тепло, стул, польза, окно, дерево, птица   АНТОНИМ  к слову   ВРЕД.

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы - звучат одинаково, значения разные.

2.Ребята, а вы знаете, что без помощи человека  зимующие птицы не все смогут выжить. Поэтому мы строим кормушки и подкармливают птиц. Для кормления зимующих птиц есть полезные  и вредные для организма продукты. Постарайтесь отобрать только полезные продукты  для птиц.  (КАРТИНКИ)

3. Раскрасьте птиц по образцу.

3ГРУППА.

1.Ваша группа поработает с омонимами. Найдите и прочитайте значение омонимов.

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы - звучат одинаково, значения разные.

2.Постарайтесь отобрать из картинок  только ОМОНИМЫ.

Переверните картинки, которые Вы отобрали. Выложите их по порядку возрастания цифр. У Вас должно получиться слово.

3. Раскрасьте птиц по образцу.

ЗАКАНЧИВАЕМ РАБОТУ.ОТЧЁТ ГРУПП.

Делятся на 3 группы.

СИНОНИМЫ

ЗИМУЮЩИЕ, они привыкли к такой погоде .

Раскрашивают трафарет.

ПОЛЬЗА

Выбирают полезные продукты.(семена……..)

Раскрашивают трафарет.

Находят и читают понятие ОМОНИМЫ.

ЗАЩИТА

Раскрашивают трафарет.

Зачитывают и показывают результат работы в группах.

8

Рефлексия. (Подведение итогов урока)

Личностные УУД:

- устанавливат связь между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль,

- давать оценку деятельности на уроке совместно  с учителем и одн6оклассниками,

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Вспомним тему урока.

Какую цель ставили?

 

Как достигали поставленную цель?

Что помогало в достижении цели?

Что нового узнали?

 Сейчас я проверю, чему вы научились.         ПРОДОЛЖИТЕ предложения:

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь :…..(низко).

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь : ….(близко).

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:……(пол).

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты:…. (нашёл).

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты :…. (храбрец).

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай….. (конец)  

МОЛОДЦЫ.

Оцените свою работу, своё настроение, самочувствие на уроке с помощью ДЕРЕВА НАСТРОЕНИЙ.(НА ДОСКЕ).

Поместите птиц на дерево. Оценивание.

Всем спасибо. Урок окончен.

Синонимы, антонимы, омонимы.

Вспомнить о словах антонимах, синонимах, омонимах.

Узнать о них что-то новое.

Выполняли работу в парах, группах, рисовали…….

О том, что  слова О, С, О греческого происхождения……..

Выполняют по ходу чтения.

Вывешивают птиц на дерево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы." Русский язык. 2 класс

Тест можео использовать на уроках русского языка для контроля освоения тем, связанных с лексикой....

Синонимы. Антонимы.Омонимы

УМК "Перспектива"Проверочная работа по темам "Синонимы. Антонимы. Омонимы"...

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова  УМК "Перспектива"...

Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы".

Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы"....

Тест по теме «Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.»

Тест разработан по УМК "Перспектива" для учащихся 2 класса...

Карточки по теме "Синонимы, антонимы, омонимы"

Данная работа поможет проверить знания учащихся....